RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55

Медвежья блокада: почему Украина проиграет России транзитную войну

От блокады грузовиков украинский бизнес потеряет больше, чем российский

От блокады грузовиков украинский бизнес потеряет больше, чем российский Украинский бизнес в "транзитной войне" несет серьезные убытки Фото: УНИАН

Между Украиной и Россией не прекращается транзитная война. Стороны перекрыли движение грузовых фур через свою территорию. В целом украинская общественность восприняла запрет российского транзита вполне позитивно, те же пользователи соцсетей приветствовали каждое сообщение о блокировке. Вот только украинские перевозчики и экономисты настроены пессимистично. Ведь потери России и Украины в транзитной войне не симметричны: мы теряем в 7-10 раз больше — свыше $1 млрд долларов, против 100 млн евро потерь россиян. Эксперты полагают, что как только вопрос удастся вывести из политической плоскости, он оперативно будет решен на уровне министерств. Причем Украина может остаться в значительном проигрыше.

Хроника событий

Нынешнюю транзитную войну развязала Россия в начале 2016 года, используя как повод начало функционирования Зоны свободной торговли Украины с ЕС. РФ усложнила транзит украинских грузов через свою территорию, определив всего 7 КПП, открытых для украинских грузовиков. Также была введена проверка наличия письменных гарантий со стороны грузополучателя. После этого начались переговоры между минтрансами двух государств об отмене дискриминационных мер.

1 февраля к транзитной войне присоединилась Польша, которая не согласовала с Россией взаимные квоты, вследствие чего проезд российских грузовиков по территории Польши оказался заблокированным. Именно польское направление для российского автомобильного транзита является основным, а украинское вспомогательным, поскольку путь через Польшу короче. Обходной украинский маршрут российские грузовики задействовали лишь вследствие нужды.

11 февраля и путь через Украину для российских фур оказался закрыт, из-за украинских националистов, которые начали самостоятельную блокаду российского транзита. Фамилии и интересы организаторов этих акций остаются неясными. Но проблема стала слишком политизироваться. Последовали заявления ряда ведущих украинских и российских политиков. Наконец, 13 февраля противостояние достигло пика: Россия объявила о том, что в ответ на перекрытие дорог украинскими активистами полностью закрывает свою территорию для украинского транзита. А 15 февраля о зеркальной мере полном запрете транзита российского грузового транспорта объявило правительство Украины.

Интересы Украины

Украина заинтересована в разблокировании своего транзита через Россию. Пока речь идет об обмене с Россией на паритетных условиях 25000 разрешений на автоперевозки. При этом автотранзит для Украины не так важен, как железнодорожный 0,26 млн т в год, против 1 млн т в год.

"В начале февраля 2016 Украина обменялась с РФ определенным количеством разрешений на транзитные перевозки (20000 на грузовые автоперевозки, 5000 на пассажирские, "Апостроф"). Это сделано на паритетных началах для того, чтобы полностью не блокировать украинский транзит в Азию. Это временная мера, пока не согласованы квоты, пояснили в Министерстве инфраструктуры Украины. В прошлом году украинские перевозчики использовали примерно 32000 транзитных разрешений РФ. Учитывая расширение деловой активности Украины со странами Азии, потребности будут расти".

Квоты разрешений на 2016 год между Украиной и Россией до сих пор не согласованы из-за требований со стороны РФ существенно снизить их количество, а также внести изменения в действующее соглашение об автомобильных перевозках между нашими странами относительно двусторонних перевозок. Украинская сторона пока не соглашается на изменение квот, отстаивая интересы отечественных перевозчиков.

Альтернативные пути

Для россиян обход возможен сразу по нескольким направлениям: балтийскому, черноморскому и финскому, а также по железнодорожной линии Гамбург-Москва. Они имеют свои недостатки. Перевозка автомобилей паромами вместо дорог, приводит к потере времени, к тому же пропускная способность переправ не сопоставима с сухопутной. Что же касается финского пути, то он чрезвычайно дорог и долог.

Для украинских же автомобилей есть только одна альтернатива транзиту через РФ: паромом Ильичевск Поти через Грузию и Азербайджан через Каспий в Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Этот путь, по подсчетам Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины (АсМАП), в 2 раза дольше (28 дней против 14), и дороже на 4000 евро за грузовик.

Потери сторон

В случае затягивания конфликта, Украина потеряет в 7-10 раз больше чем Россия. Если общие потери российских автоперевозчиков составят почти 100 млн. евро в год, поскольку экспорт автомобилями занимает лишь небольшую долю российских поставок в ЕС (3%), то по подсчетам Украинского клуба аграрного бизнеса, только производители отечественных продуктов питания потеряют от блокады около $700 млн в год. Минэкономразвития Украины считает, что в результате российского эмбарго на ввоз украинских товаров и ограничения транзита со стороны России наша страна может потерять от $800 до $1,1 млрд. По подсчетам АсМАП, убытки от прекращения автотранзита составят около 4,2 млрд грн в год.

Пока что от транзитной войны между Украиной и Россией выигрывает только Беларусь. Против белорусских грузоперевозчиков никто запретов не вводил, соответственно, их услуги стали востребованы грузоотправителями конфликтующих сторон.

В конфликте есть еще 2 стороны, которые пока воздерживаются от официального вмешательства: европейский и среднеазиатский бизнес, чьи логистические цепочки оказались внезапно разорванными.

Условия перемирия

"Создание барьеров в международной торговле это преступление против государства и его народа, как бы высокопарно это ни звучало, - рассказал генеральный директор Ассоциация "Укрвнештранс" Андрей Гатаулин. — Потому что транзит приносит доход в казну. Потому что способность обеспечить свободу транзита, безопасность международной цепи поставки это один из основных факторов, подтверждающих надежность страны, как делового партнера на международной арене, где безупречная репутация играет ключевую роль".

15 февраля, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский заявил, что Украина начала технические консультации с Министерством транспорта РФ по вопросу транзитных автоперевозок между странами. "Надеюсь, в ближайшее время будет выработано взвешенное решение по этой теме", сказал министр.

16 февраля Министерство инфраструктуры Украины договорилось о беспрепятственном возвращении в Украину 600 из тех украинских грузовиков, которые в результате приостановления транзита остались на территории РФ или в странах Азии на границе с РФ. Эта инициатива получила название "Еду домой" и стала признаком того, что министерства способны договориться, если им не мешают политики. В этом же заинтересованы ассоциации перевозчиков. Удорожание топлива, падение грузооборота бьет по их доходам и без искусственных барьеров.

В свою очередь, украинская сторона разрешит проезд по украинской территории 600 российским грузовым автомобилям, которые ждут возвращения домой из стран ЕС. Режим "Еду домой" вводится с 16 по 25 февраля включительно. Украинская сторона обеспечит сопровождение колонн российских фур до границы с Российской Федерацией или Республикой Беларусь.

Ключевой козырь в переговорах с РФ – международное единство блокады, которое проявляют Украина и Польша. Но у российской дипломатии накоплен гигантский опыт ударов по политическому единству путем обращения к эгоистическим экономическим интересам. Поэтому велик риск того, что один из партнеров по транзитной блокаде сдастся первым. И получит двойной выигрыш: вернет свои квоты и отберет транзит у более медленного соседа.

Очевидно, что больше шансов проиграть именно у Киева, которому, кроме переговоров с РФ и Польшей, придется уговаривать активистов, блокирующих российские фуры. Судя по сообщениям польских СМИ, Россия и Польша уже находятся на стадии заключения договоренностей о разблокировке транзита. А значит, Украине нужно договариваться как можно быстрее. Иначе она потеряет свой главный рычаг давления полный недопуск российских грузов в ЕС. И останется наедине со своими проблемами.

Читайте также

Запад бьет санкциями по российской нефти: когда загнется экономика страны-агрессора

Санкции против теневого флота России не нанесут ей большого урона, но падающая экономика подорвет ее силы

Ничего личного, просто бизнес: что нужно для того, чтобы Трамп решил защищать Украину от Путина

Чтобы США во главе с Дональдом Трампом защищали Украину, наша страна должны чем-то заинтересовать американцев

НЭП по-украински: как государство собирается защищать бизнес от самого себя

Власть должна снизить давление на бизнес и провести детенизацию экономики, защита нацпроизводителя не должна навредить конкуренции