Международный валютный фонд принял решение выделить Украине транш в размере $1 млрд. В текущем году страна должна получить еще три транша, ближайший из которых запланирован на май. Однако опыт взаимоотношений Киева с МВФ показывает, что сроки выплат часто переносятся, иногда на очень длительное время. Так может произойти и в будущем.
Украина все-таки получит транш Международного валютного фонда (МВФ) в размере $1 млрд. Решение о выделении транша Совет директоров фонда принял на своем заседании 3 апреля, в Украине, из-за разницы во времени, эту радостную новость узнали ближе к ночи. Как обычно между решением о выделении транша и поступлением денег на счета Национального банка Украины (НБУ) проходит один-два дня.
То, что транш будет предоставлен, стало понятно в конце марта, когда об этом сообщили представители МВФ, а затем подтвердил министр финансов Александр Данилюк.
С учетом последнего транша Украина в рамках программы расширенного финансирования EFF общим объемом $17,5 млрд получила от МВФ $8,7 млрд. Программа была одобрена в марте 2015 года. В том же месяце был выделен первый транш на $5 млрд, в августе 2015 года – второй транш на $1,7 млрд, в сентябре 2016 года – третий в сумме $1 млрд.
Многострадальный транш
На самом деле, в Украине транш ждали существенно раньше – еще в 2016 году.
После того, как фонд в сентябре прошлого года предоставил стране третий транш в $1 млрд в рамках программы EFF, в Киеве заговорили о перспективе получения еще одного транша до конца 2016 года. И, действительно, согласно меморандуму, следующая выплата планировалась на ноябрь. Речь шла о сумме в $1,3 млрд.
Но в 2016 году нового транша Украина не дождалась. Более того, стало известно, что его сумма (независимо от сроков выделения) сокращена до $1 млрд.
Представители украинского истеблишмента заверяли, что все требования фонда по новому траншу выполнены. Они поясняли, что речь идет о национализации ПриватБанка и принятии госбюджета на 2017 год.
Вопрос национализации крупнейшего на то время в стране частного банка фигурировал в меморандуме, хоть сам ПриватБанк прямо не назывался (как выяснилось, чтобы не создавать панику у населения). Об этом подробно писал "Апостроф". Однако указанные условия были далеко не единственными, и это вовсе не было тайной.
МВФ не выделил деньги в январе, затем и в феврале, после чего появились надежды на март.
По некоторым утечкам стало понятно, что Киев не может договориться с фондом по пенсионной реформе. Сперва появилась информация, что МВФ требует увеличения пенсионного возраста до 63 лет, затем, якобы фонд снял это требование, но стал настаивать на увеличении страхового стажа. Украинские чиновники всячески пытались снять негативный фон, заявляя, что никогда не пойдут на увеличение пенсионного возраста.
В свете пенсионной дискуссии с МВФ министр социальной политики Андрей Рева пунктирно обрисовал основные положения грядущей пенсионной реформы. Среди озвученных им положений было все тоже увеличение страхового стажа и возможность в связи с этим "докупить" стаж, необходимый для выхода на заслуженный отдых. Еще одной скандальной новеллой от Ревы стало положение об отмене права для пенсионеров продолжать работать. Следует отметить, что соответствующий пресс-релиз недолго провисел на сайте Кабинета министров, после чего появилось сообщение, что окончательного варианта пенсионной реформы до сих пор нет, и работа над ней продолжается.
В окончательной версии меморандума МВФ действительно нет четких требований по пенсионному возрасту и стажу. Общие формулировки также характерны и для условий проведения земельной реформы.
Тем временем, начало марта ознаменовалось проведением "заключительных переговоров" с МВФ, в ходе которых обсуждались "исключительно технические вопросы". Наконец, стало известно, что переговоры завершены, и Совет директоров фонда рассмотрит вопрос транша для Украины на своем заседании 20 марта.
Однако случилось, казалось, непредвиденное: буквально за несколько дней до назначенной даты фонд снял с рассмотрения "украинский вопрос".
Впрочем, такого решения следовало ожидать, так как с конца января активисты начали торгово-транспортную блокаду временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, а 15 марта Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) принял решение прекратить перемещение грузов через линию столкновения. В связи с этим МВФ запросил у властей Украины новые расчеты макропоказателей для дополнительного изучения развития событий в экономике страны.
Кроме того, по данным СМИ, отсрочка выделения транша могла быть также связана с напряженной ситуацией вокруг "дочек" государственных банков РФ.
К счастью, расчеты показали (и МВФ с ними согласился), что ущерб от блокады не должен стать катастрофическим для экономики страны. Что касается российских банков, то и здесь все разрешилось вполне мирно.
В связи с этим фонд довольно оперативно назначил новую дату рассмотрения вопроса о транше.
Новые горизонты
Глава Минфина Александр Данилюк заявил, что следующий, пятый по счету транш Украина получит уже в мае. Сумму транша он не назвал, но ранее в СМИ фигурировала цифра $1,9 млрд. Министр не пояснил, на чем зиждется такой оптимизм.
В свою очередь, заместитель главы НБУ Олег Чурий отметил, что следующий транш можно ожидать "до конца второго квартала" текущего года. По его словам, МВФ в 2017 году собирается выделить стране еще три транша на общую сумму $4,5 млрд.
Однако опыт предыдущего сотрудничества Украины с фондом свидетельствует о том, что планы очень далеки от реальности. Для получения нового транша, как, собственно, и последующих, Киеву придется выполнять взятые ранее на себя обязательства. Невыполнение обещаний, их неполное и/или выполнение позднее оговоренных сроков, как и раньше, скорее всего, станет причиной отсрочки траншей и сокращения их сумм.
Тем не менее, пока, по крайней мере, фонд демонстрирует поддержку Украине, а потому, как и в прошлые разы, может выделить новый транш что называется авансом.
"Выделение очередного транша весьма вероятно (в мае), как мы видели фонд вовсе не требует 100%-ого исполнения меморандума и допускает кое-какие отклонения, то есть в целом настроен доброжелательно", - сказал "Апострофу" член Украинского общества финансовых аналитиков, главный финансовый аналитик РА "Эксперт Рейтинг" Виталий Шапран.
Исполнительный директор Фонда Блейзера, президент Гарвардского клуба в Украине Олег Устенко более сдержан в оценках. "На получение вообще всех траншей на протяжении этого года, а, насколько я понимаю, запланировано четыре транша, шансы существуют, но если мы получим все четыре транша, то, скорее всего, в конце года мы будет иметь другую страну", - сказал он.
Устенко пояснил, что МВФ в своем пресс-релизе по случаю выделения четвертого транша четко дал понять, что от Украины ждут выполнения обязательств по проведению пенсионной реформы, земельной реформы, продолжения борьбы с коррупцией, которая пока не дает результатов.
"Сделать нужно будет достаточно много, это не то чтобы нельзя сделать, но это сделать сложно. Особенно учитывая, что будут голосоваться законопроекты в Верховной Раде. Поэтому вопрос выполнения условий МВФ остается достаточно открытым, особенно, учитывая то, что никогда страна не выполняла полностью взятые на себя обязательства", - отметил эксперт.
При этом Устенко не исключает, что власти попытаются по максимуму воспользоваться благожелательным отношением МВФ. "Я допускаю, что, учитывая ту глобальную поддержку, которая была при получении кредита раньше, украинская сторона будет пытаться выбрать, насколько это возможно, ту часть, которая попадала на первый и второй кварталы этого года", - сказал Устенко.
По его словам, в 2017 году Украина должна выплатить МВФ $1,1 млрд, еще $1,6 млрд – по бондам. Параллельно с этим необходимо финансирование торгового дефицита страны, частного сектора.
"Потребность в деньгах минимальная (по 2017 году) – около 6 млрд, поэтому не мешало бы от МВФ выбрать как можно больше", - резюмировал Устенко.
Условия, необходимые для получения следующего транша, в общем-то, хорошо известны. Это - все та же пенсионная реформа, которую правительство обещает представить в ближайшее время. Также речь идет о земельной реформе. Кроме того, в Украине должна быть создана Служба финансовых расследований (СФР) вместо нынешней налоговой милиции, а также должен заработать Антикоррупционный суд.