Сегодня Служба безопасности Украины (СБУ) провела обыски у бывших детективов Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), работающих в настоящее время в «Укрзализныце». Об этом именно НАБУ, заявив, что действия СБУ якобы связаны с предварительными расследованиями коррупции в государственных предприятиях и даже самой СБУ.
СБУ оперативно опровергла эти обвинения, объяснив, что речь идет исключительно о санкционированных судом действиях по делу злоупотреблений на грузовых перевозках «Укрзализныци». «Обыски проводятся в отношении должностных лиц УЗ и частных бизнесменов, которые проходят в уголовном производстве», – отметила прессслужба СБУ. (Glavcom.ua, 25.09.2025).
Таким образом ситуация быстро превратилась в очередное противостояние между силовыми структурами. Но за громкими заявлениями о «давлении» от НАБУ стоит более серьезная проблема – конфликт интересов и подозрительные кадровые ротации.
Несмотря на то, что фамилии подозреваемых детективов не называются, может идти речь, что ключевой фигурой нынешних событий является Тарас Ликунов, бывший старший детектив НАБУ, расследовавший коррупционные схемы в «Укрзализныце», а уже после увольнения возглавил направление корпоративной безопасности этого же предприятия.
Более того, Ликунов является братом Елены Щербан, члена правления Антикоррупционного центра (ГПК), защищавшей в судах руководителя детективов НАБУ Руслана Магамедрасулова, подозреваемого в сотрудничестве с Россией. Это создает очевидный конфликт интересов и тень на независимость НАБУ.
Юрист Богдан Устименко еще раньше указывал на проблемы в декларациях Ликунова, в частности, по акциям агрохолдинга МХП, которые он расследовал. Однако реакции со стороны НАБУ или НАПК так и не последовало.
НАБУ традиционно представляет любые следственные действия против своих бывших или нынешних сотрудников как политическое давление. Но следует напомнить, что это не первый скандал. В июле 2025 года был задержан руководитель детективов НАБУ Руслан Магамедрасулов по подозрению в сотрудничестве с Россией. Тогда же обыски затронули и другие детективы.
По словам политэксперта Олега Постернака, НАБУ потеряло ореол «суперчестных» институтов; он также критиковал существование семейных подрядов, конфликты интересов и избирательную антикоррупцию.
Ситуация с Ликуновым – только вершина айсберга. Конфликт интересов, отсутствие реакции НАПК и нежелание НАБУ наводить порядок в собственных рядах подрывают доверие общества к самой идее антикоррупционной реформы. Вместо объяснений, по сути, мы слышим лишь риторику о «системном давлении». Но общество видит другое: бюро, созданное для борьбы с коррупцией, становится участником непрозрачных историй. Это подрывает доверие не только к НАБУ, но и ко всей антикоррупционной архитектуре в Украине.