RU  UA  EN

вторник, 23 апреля
  • НБУ:USD 39.30
  • НБУ:EUR 41.85
НБУ:USD  39.30
Политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Переговоры в Минске. Постфактум

Фото: president.gov.ua/Николай Лазаренко

В Минске состоялись переговоры между президентами Украины и России при участии глав государств Белоруссии и Казахстана и трех еврокомиссаров. Стороны по-разному представляли тематику и результаты встречи. Президент Украины Петр Порошенко сообщил о договоренностях по перекрытию украинско-российской границы и освобождении заложников. Для президента РФ Владимира Путина центральной темой были экономические последствия соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Главный интерес ЕС состоит в урегулировании газового конфликта.

Президент Украины Петр Порошенко посетил вчера Минск с рабочим визитом. Там он провел переговоры с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. В переговорах также приняли участие три еврокомиссара: верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер и по торговле Карел де Гюхт.

Стороны по-разному интерпретировали формат переговоров. «Такой формат, который мы используем сегодня – Таможенный союз, Украина, представители ЕС – предоставляет хорошую возможность для обсуждения вопросов, касающихся последствий подписанного Украиной соглашения об ассоциации с ЕС в контексте ее сотрудничества с государствами Таможенного союза»,– отметил Владимир Путин.

Директор программ по европейской интеграции МЦПИ Владимир Притула считает, что формат указывает на самую насущную для Евросоюза проблему – поставки газа. «Присутствие Кэтрин Эштон и Карела де Гюхта обусловлено вопросами договора об ассоциации и санкций, которые ударили по торговле. При этом комиссара ЕС по вопросам расширения Штефана Фюле не было. Главным было присутствие Гюнтера Эттингера»,– отмечает эксперт.

Сам еврокомиссар по энергетике предложил Украине и России принять временное решение по газовому конфликту и согласиться на временную цену, пока спор не будет решен в Стокгольмском арбитраже.

Переговоры проходили в различных форматах, в частности, Петр Порошенко и Владимир Путин провели двустороннюю встречу. Состоится ли она – было одним из главных вопросов вчерашнего дня. По мнению Нурсултана Назарбаева, главным итогом мероприятия была «личная встреча между Владимиром Путиным и Петром Порошенко».

Украинские СМИ уделили значительное внимание рукопожатию президентов Украины и России. Владимир Притула, в свою очередь, не считает, что этому следует придавать особое значение. «Рукопожатие – это вопрос дипломатического протокола. Из этого не следует делать каких-либо выводов, это просто требование церемониала»,– поясняет собеседник А'.

Следует отметить существенное различие между заявлениями разных сторон. Для Украины основным вопросом встречи было урегулирование ситуации на Донбассе. «Главная наша цель – это мир,– заявил Петр Порошенко.– Мы требуем решительных действий, которые способны принести мир на украинскую землю».

Президент Украины сообщил о двух важных решениях по результатам встречи с Владимиром Путиным. Во-первых, это «необходимость перекрытия границы Украины для перемещения техники, наемников, боеприпасов». С этой целью должны начаться консультации между пограничниками. Во-вторых, это вопрос заложников. «Мы настаиваем на том, чтобы в первую очередь была достигнута договоренность об обеспечении свободы для украинских граждан, которые незаконно удерживаются незаконными вооруженными формированиями»,– отметил господин Порошенко.

Владимир Путин этих решений при общении с прессой не коснулся. «Те договоренности, которые были достигнуты – по ситуации на границе – нужно посмотреть, как они будут имплементироваться,– отметил господин Притула.– Владимир Путин продолжает заявлять, что они не являются стороной процесса и выступают за то, чтобы Украина говорила с сепаратистами. Мы с ними говорим с помощью антитеррористической операции».

Президент России очень мало говорил об урегулировании конфликта на Донбассе, а уделил основное внимание экономическим отношениям с Евросоюзом. «Мы говорили по всему комплексу российско-украинских отношений, прежде всего, конечно, по вопросам экономического взаимодействия»,– заявил Владимир Путин. «Мы еще раз обратили внимание наших партнеров, и европейских партнеров, и украинских, на то, что имплементация соглашения между Украиной и Евросоюзом об ассоциации несет для российской экономики значительные риски»,– добавил президент РФ.

Сегодня министр иностранных дел Павел Климкин отреагировал на это заявление. «Про ассоциацию: не нужно выдавать желаемое нашими российскими коллегами за действительное. Изменять текст договора не будем. Ратифицируем и будем имплементировать»,– написал он в микроблоге Twitter. Владимир Притула добавляет, что «в соответствии с международным правом, внести изменения в договор об ассоциации невозможно».

По словам Владимира Путина, условия прекращения огня на востоке Украины предметно не обсуждались. «Откровенно говоря, мы не можем говорить о каких-то условиях прекращения огня, о возможных договоренностях между Киевом, Донецком и Луганском,– сказал господин Путин.– Это не наше дело, это внутреннее дело самой Украины. Мы можем только способствовать тому, чтобы создать обстановку доверия в ходе этого возможного и, на мой взгляд, крайне необходимого переговорного процесса».

Координатор международных программ школы политической аналитики при НаУКМА Петр Бурковский отмечает, что риторика Москвы осталась неизменной. «Они продолжают говорить, что Украина должна сесть за стол переговоров с террористами и сепаратистами, и что они не признают прямой агрессии и поддержки их,– отмечает эксперт.– Несмотря на то, что произошла встреча, ползучая оккупация будет продолжаться».

В свою очередь, Кэтрин Эштон выделила две сферы, которые обсуждались на встрече,– экономика, а также мир и безопасность. «Мы говорим о политическом конфликте, который имеет последствия для торговли, и не наоборот,– отметил Карел де Гюхт.– Я верю, что мы сможем найти решение этих последствий договора о зоне свободной торговли. Процесс продолжается на техническом уровне, а 12 сентября мы встретимся в Брюсселе на политическом уровне».

По словам президента Белоруссии, разговор велся «по всему комплексу вопросов, связанных с кризисом в Украине». «При обсуждении конфликта на востоке Украины все сошлись во мнении о необходимости деэскалации, освобождения заложников, решения проблем с беженцами, гуманитарного содействия и других вопросов,– сообщил Александр Лукашенко.– Крайне важно предотвратить гуманитарную катастрофу, особенно сейчас, в преддверии зимнего периода».

«Для Александра Лукашенко это было политически привлекательное мероприятие,– говорит Владимир Притула.– К нему приехали лидеры ЕС, которые там не были длительное время. Конечно, для него задачей максимум было, если бы по результатам переговоров подписали итоговый, пускай и декларативный, документ. Но все равно Александр Лукашенко был счастлив после этой встречи – он почувствовал себя частичкой Европы».

Нурсултан Назарбаев также уделил внимание вопросу последствий соглашения об ассоциации. При этом темой встречи он назвал урегулирование ситуации в Украине. «Я выдвинул предложение об объявлении перемирия на время доставки гуманитарных грузов с предоставлением специального коридора для их прохождения. В данном процессе должны участвовать и другие, кроме России, страны»,– сказал президент Казахстана.

Такие различия в рамках Таможенного союза являются выгодными для Украины. «Мы видим, что позиции господина Назарбаева и тем более господина Лукашенко отличаются от позиции Владимира Путина,– отмечает Владимир Притула.– Нам необходимо думать, как Киеву это использовать и наладить связи с Белоруссией и Казахстаном. Постараться сделать так, чтобы они не говорили в один голос с Россией. Они для нас отдельные игроки. Это следует использовать максимально».

Читайте также

Помощь США в обмен на российские НПЗ? Пойдет ли Киев на такой компромисс

Украина вынуждена учитывать интересы западных партнеров, но не будет забывать о своих интересах

Прикрыть небо и не только: о чем будут говорить на совете Украина-НАТО

Украина имеет шанс получить помощь в виде ПВО от союзников

План Джонсона по Украине: помощь или позор

Идея Майка Джонсона не была воспринята ни Киевом, ни Белым домом