Украина не приняла действенных мер в вопросе введения санкции в отношении Российской Федерации. Набор ограничительных мер, предусмотренный законом «О санкциях», эксперты не готовы считать исчерпывающим. При этом Украина весьма настойчиво требует от Европы и США усиления уже существующих санкций в отношении России. Видя такую пассивность Украины, европейские страны, которые из-за своих же санкций уже несут весьма ощутимые экономические потери, все чаще говорят о возможном ослаблении давления на РФ.
Невыполнение российской стороной и представителями самопровозглашенных «республик» Донбасса положений новых минских договоренностей побуждает мировое сообщество к усилению мер по отношению к агрессору. Начиная с 2014 года, международные санкции против России, которые изначально были введены в США и ЕС, ввели также Канада, Япония, Израиль, Австралия, Новая Зеландия (всего – 41 страна), а также Парламентская ассамблея Совета Европы. По сравнению с политическими и экономическими мерами, введенными США, европейские санкции по отношению к агрессору являются мягче, что объясняется значительной зависимостью экономик стран Европы от России, и во многих случаях прямым подкупом Россией отдельных европейских политиков (например, сторонников отмены или смягчения санкций в руководстве Венгрии, Чехии, Словакии, а в последнее время и Греции). По подсчетам Евросоюза, потери России только от европейских (не считая американских) санкций в 2014 году составили около 24 млрд евро, а в текущем году могут составить почти 75 млрд евро, или 4,8% ВВП страны. В сочетании с продолжающимся падением мировых цен на нефть это очень больно бьет по российской экономике.
Казалось бы, первой из стран, которая должна ввести собственные санкции по отношению к российскому агрессору, должна стать Украина как страна – жертва нападения. Однако многомесячное промедление украинской стороны в вопросе санкций, введения которых она в то же время требовала от других партнеров, вызвало, по меньшей мере, непонимание с их стороны, ведь для некоторых из них экономические потери оказались весьма ощутимыми. Несмотря на громкие заявления о расторжении дипломатических отношений, перекрытии границ, которые звучали еще весной прошлого года, Украина в первый период после военного нападения так и не попыталась остановить агрессора путем введения санкций. Значительно более высокую активность, чем правительство, проявила патриотическая общественность, проводя флешмобы и другие кампании, например, «Не покупай российское!» и «Русское убивает!».
Принятый парламентом лишь в августе и подписанный президентом в сентябре 2014 года закон Украины «О санкциях» в условиях российско-украинской войны направлен именно против Российской Федерации, предусматривает не только 24 вида санкций в отношении отдельных субъектов, но и возможность введения новых ограничений. После этого Кабмин подготовил пакет ограничительных мер в отношении 172 физических и 65 юридических лиц, преимущественно российских. Важным первым шагом стало расторжение всех отношений с РФ, касающихся выполнения оборонных заказов и товаров двойного назначения (в основном для авиапромышленности). Были также введены санкции в отношении бывших должностных лиц Украины и лиц, занимающих руководящие должности в правительстве Российской Федерации, как это было сделано со стороны ЕС и США.
Однако в дальнейшем действенных шагов в вопросах введения санкций не наблюдалось. Более того, возникла опасность, что из-за медлительности украинских властей могут быть отменены и санкции, ранее введенные западными партнерами. Так, недавно эксперты Transparency International предупредили, что для продолжения действия санкций ЕС по отношению к экс-президенту Виктору Януковичу и людей из его окружения, Генпрокуратура должна представить доказательства вины этих людей, иначе их активы могут быть разморожены.
Причины такой медлительности могут быть как объективные, так и субъективные. К объективным причинам можно отнести, например, тот факт, что Украина до сих пор связана обязательствами по «Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией» от 1997 года. Россия же, не гнушаясь никакими средствами экономического и юридического давления, может цепляться за эти юридические моменты для отстаивания собственных интересов и дальнейшего вытеснения Украины с рынков стран ЕврАзЭС и подачи исков в международные судебные инстанции.
Однако можно с не меньшей уверенностью утверждать, что большинство причин, сдерживающих внедрение санкций – субъективные. К ним, в частности, следует отнести сильные позиции лоббистов украинской части военно-промышленного комплекса бывшего СССР, которая не смогла или не захотела переориентироваться на производство гражданской продукции. Еще один сдерживающий фактор – сложившееся в последние годы распределение рынков между олигархами, зависимость их производства от поставок российского сырья, например, природного газа. Однако нередко можно констатировать и банальную нехватку политической воли со стороны украинского руководства.
В таких обстоятельствах украинская сторона должна показать, что она становится цивилизованной, ответственной частью мирового сообщества и способна защищать себя не только на поле боя. Так, важным следующим шагом со стороны руководства Украины должно стать принятие мер против российской банковской системы. Если еще в конце июля 2014 года ЕС и США применили санкции в отношении «Сбербанка России», «ВТБ», «Газпромбанка», «Межкомбанка», «Россельхозбанка», то Украина, проверив эти банки на возможную причастность к финансированию террористических организаций на востоке Украины, признала, что они работают в рамках украинского законодательства.
Украина вполне может ввести ограничительные меры в отношении поставок машин и оборудования, используемых в энергетическом секторе России. Под санкции также могла бы попасть и продукция металлургической промышленности, используемая в нефтегазовой отрасли, высокотехнологичное машиностроение, например, оптические приборы и аппараты, радио и электронное оборудование. В то же время существуют определенные проблемы в плане введения ограничений в сфере пищевой промышленности и агропромышленного комплекса, а также фармацевтической продукции, поскольку их продажа регулируется конвенциями ООН. Ведь продукты питания, медикаменты и средства гигиены не подпадают под торговые эмбарго. Вместе с тем, большинство товаров, экспорт которых в РФ может быть приостановлен, вполне могут быть востребованы на внутреннем рынке, а часть – переориентирована на другие внешние рынки сбыта. В частности, трубы большого диаметра, поставляемые на российский рынок, в результате отмены пошлины для украинской продукции со стороны ЕС вполне могут заменить на европейском рынке российскую и китайскую продукцию, для которой пошлины продлены еще на пять лет.
Безусловно, для Украины разрыв традиционных связей с российскими партнерами является болезненным, но тенденция последних лет свидетельствует, что объемы импорта из России за последние четыре года и без того постепенно уменьшались, и на сегодняшний день доля России во внешней торговле с Украиной составляет 18%, в то время как доля ЕС – 32%. Большая часть продукции РФ, в отношении которой могут быть применены санкции со стороны Украины, производится именно в нашей стране, а потому торговые ограничения не только не нанесут вреда национальной экономике, но и стимулируют собственное производство. В стране сейчас отсутствуют достаточные финансовые возможности для развития импортозамещающих производств, а значит, правительству следует продумать новые механизмы развития внутреннего рынка и компенсаторные средства для предотвращения дефолта и социальных потрясений. Остро стоит потребность в разработке стратегии включения украинских предприятий в циклы европейских производств, что лишь подтвердит неизменность евроинтеграционного пути Украины.
В случае продолжения Россией курса на дестабилизацию Украины – а именно этого и следует ожидать – наш ответ должен быть адекватным. Необходимо ускорить перевод экономики страны на военные рельсы, закрыть границу на контролируемых участках и попытаться восстановить контроль над всей ее протяженностью. Нужен разрыв дипломатических отношений (с просчетом всех возможных последствий), решительная борьба с контрабандой и разного рода махинациями, закрытие оффшорных схем; поиск путей к сокращению производственной кооперации с российскими предприятиями вплоть до ее прекращения. Правда, в этом плане наша страна будет нуждаться в реальной помощи и координации действий с западными государствами: можем вспомнить так называемую «Харьковскую инициативу» конца 90-х годов ХХ века, когда по требованию США Украина приостановила реализацию ядерных контрактов с Ираном в обмен на обещание размещения американских заказов на украинских предприятиях. Тогда эта инициатива закончилась провалом без каких-либо последствий для американской стороны, однако обернулась упущенной выгодой и ущербом для репутации предприятия «Турбоатом». Следовательно, нужны четкие гарантии со стороны Запада, что такая ситуация больше не повторится, как и не должна повториться и ситуация, когда «заверения в сфере безопасности», прописанные в Будапештском меморандуме 1994 года государствами-гарантами, не выдержали реальной проверки.
Промедление с принятием этих мер наносит существенный удар по репутации Украины, подрывает доверие третьих стран, ставит под сомнение желание и способность государства достойно защищаться от развязанной Россией агрессии. А поскольку необходимые экономические реформы продвигаются пока очень медленно и не всегда в нужном направлении, то страну может ожидать деморализация. Отсюда следует вполне логичный вывод: Украина должна уже в ближайшее время напрячь силы, чтобы не только догнать Запад в вопросе введения санкций, но и показать в этом отношении пример способности самой играть по правилам, соблюдение которых мы ожидаем от других.