Турция, наряду с США и Великобританией, остается важным партнером Украины, который не только декларирует поддержку территориальной целостности нашей страны, но и оказывает военно-техническое содействие нашим Вооруженным силам. Киев и Анкара наладили взаимовыгодное сотрудничество в сфере современных вооружений. Поставки в Украину турецких боевых беспилотников Bayraktar – важный политический жест, основным адресатом которого является Москва. Вместе с тем, есть ряд "красных линий", которые Анкара старается не пересекать, дабы чрезмерно не обострять отношений с россиянами. На что может рассчитывать Киев в сотрудничестве с Турцией, читайте в материале "Апострофа".
"Морской" беспилотник
На минувшей неделе в Вооруженные силы Украины поступил первый турецкий беспилотный комплекс Bayraktar TB2. "Первый беспилотный комплекс Bayraktar TB2 для Военно-морских сил поставлен в Украину", - сообщил глава Минобороны Андрей Таран. Руководитель оборонного ведомства уточнил, что в настоящее время продолжаются приемочные испытания комплекса в месте базирования.
Беспилотник планируют использовать для наблюдения и прикрытия побережья и акваторий Черного и Азовского морей. Также в Министерстве обороны отмечают, что Bayraktar TB2 может быть использован для поражения надводных и наземных объектов противника высокоточными средствами.
Турецкие ударные БПЛА показали свою эффективность в ходе боев в Сирии, Ливии и в Нагорном Карабахе, где они активно использовались. ВСУ ранее также успели протестировать возможности новой машины. В апреле текущего года Bayraktar TB2 провел первую наблюдательную миссию на Донбассе.
Как отмечают специалисты, военно-техническое сотрудничество Киева и Анкары не ограничивается только беспилотниками Bayraktar.
"Взаимодействие с Турцией идет по нескольким направлениям. Среди них совместный проект по строительству корветов для украинского флота и сотрудничество в ракетной сфере. Есть желание турецкой стороны наладить совместное производство управляемых ракет. Также Киев закупает турецкие тепловизоры. Кроме этого ВСУ оснащаются турецкими цифровыми радиостанциями", - рассказал в беседе с "Апострофом" эксперт по вооружениям, директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.
Стратегическое соглашение
Кабинет министров в начале текущего месяца одобрил законопроект о ратификации рамочного военного соглашения с Турцией. Согласно статье 4 международного соглашения, сотрудничество Киева и Анкары в военной сфере планируется развивать по 21 направлению. В их числе военная подготовка, оборонная промышленность, обмен секретной военной информацией, миротворческие операции, противодействие пиратству, а также сотрудничество в сфере исследований, разработок и технологий.
Хотя в тексте говорится о том, что договор не предполагает проведение совместных боевых действий (кроме миротворческих операций), соглашение имеет стратегическое значение для Киева.
После утверждения Кабмином законопроект направили в Верховную Раду. Судя по заинтересованности Офиса президента, проект, скорее всего, без особых проблем пройдет через парламент.
Военное соглашение было подписано по результатам встречи Владимира Зеленского с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом 16 октября 2020 года. Документ подписал министр обороны Украины Андрей Таран и министр национальной обороны Турции Хулуси Акар. Кроме этого, украинский министр и председатель турецкого Госагентства по вопросам оборонной промышленности Исмаил Демир подписали меморандум о намерениях в области оборонно-промышленных проектов.
Невзирая на то, что рамочное военное соглашение с Турцией пока еще не стало законом, сотрудничество двух стран в вопросах обороны и технологий идет полным ходом. Еще в 2019 году "Укрспецэкспорт" и турецкая компания Baykar Defence создали совместное предприятие по производству высокоточного оружия.
В конце прошлого месяца стало известно, что украинское предприятие "Мотор-Сич" и турецкая компания Turkish Aerospace Industries подписали соглашение на поставки 14 двигателей для боевых вертолетов тяжелого класса Atak-II. Сама машина находится в стадии разработки. Испытательные полеты запланированы на 2023 год, но первые двигатели должны поступить уже в следующем году.
Интерес турецкой стороны, в том числе, обусловлен тем, что двигатели украинского производства отлично себя показали при испытании летательных аппаратов. Как пример, турецкий беспилотник Akinci (разработан компанией Bayraktar), оснащенный украинским двигателем, побил рекорд высоты. БПЛА поднялся на 11594 метров, что является самым высоким показателем для летательных аппаратов, произведенных в Турции.
Поддержка на море
Следующий важный аспект военно-технического сотрудничества – проект по строительству серии корветов типа Ada для украинского военного флота. Президент Владимир Зеленский, выступая по случаю дня Военно-морских сил, сообщил, что первое судно уже строится в Турции, но завершат корвет в Украине. Первый корвет Киев должен получить до конца 2023 года.
Контракт на строительство корветов заключили в декабре прошлого года, но пока Минобороны не раскрывает детали соглашения: цену, а также вооружения, которыми оснастят корветы. Также остается открытым вопрос, насколько проект соотносится со стратегией развития "москитного флота", в основе которого лежит использование именно катеров, а не относительно больших корветов. Невзирая на эти нюансы, важным для Киева является то, что Турция наряду с Великобританией реально заинтересована в усилении украинского боевого флота.
Часть наблюдателей полагает, что техническое сотрудничество Анкары и Киева в военно-морской сфере станет ответом на российские бесчинства в украинских территориальных водах. Увы, но оптимизм относительно влияния Турции в Черном море и ее способности надавить на оккупационный флот РФ несколько преувеличены.
Формально турецкий флот превосходит по количеству кораблей Черноморский флот РФ, но основное место их базирования – Эгейское море и Средиземное. Именно в этом регионе сконцентрированы экономические интересы Анкары, которые она, согласно действующей военной стратегии, намерена защищать, отметил в разговоре с "Апострофом" военно-политический эксперт Николай Белесков.
"Турция не планирует уравновесить РФ в Черном море, где у Анкары нет даже своих баз. В том числе, поэтому США приходится тут делать ставку на Румынию. Турки также открыто говорят, что безопасность Черноморского бассейна – это вопрос прибрежных государств, а не глобальных игроков. Такой подход в некотором смысле ближе к позиции РФ, нежели коллективного Запада. Единственное, что в перспективе может вынудить Анкару пересмотреть свою стратегию в регионе – нахождение в Черном море крупных запасов газа. Но даже в случае обнаружения залежей углеводородов, военно-политическому руководству Турции нужно будет время для корректировки своей стратегии", - говорит Николай Белесков.
Корабль турецких ВМС во время учений "Голубая Родина-2019"
Кремлевское раздражение
Невзирая на то, что Анкара пока не намерена теснить россиян в акватории Черного и Азовского морей, Москва каждый раз нервно реагирует на любые украинско-турецкие контакты. Основной раздражающий фактор - публичная позиция турецкого руководства по российской оккупации Крыма, которую Реджеп Эрдоган и турецкое правительство демонстративно осуждают.
Весной российский МИД разразился гневными заявлениями относительно продажи Киеву беспилотников Bayraktar.
"Я сразу скажу, что мы всем ответственным странам, с которыми общаемся, – Турция одна из них – настоятельно рекомендуем проанализировать ситуацию, вечные воинствующие заявления киевского режима и предостерегаем их от того, чтобы они подпитывали эти милитаристские настроения", – заявил глава ведомства Сергей Лавров.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в ответ возразил: если Кремль поставляет ракеты сирийскому режиму Башара Асада, то почему Анкара не может продавать Киеву беспилотники?
В этой бочке меда есть своя ложка дегтя. Да, поставки оружия и подписание военных соглашений – важные действия в поддержку Украины. Вместе с тем, на фоне украинско-турецкого сближения, у россиян все равно остается поле для контригры, сказал в беседе с "Апострофом" политический эксперт, глава Центра содействия реформам Георгий Чижов.
"Между Москвой и Анкарой возникают разногласия, но оба политических режима (президентов Реджепа Эрдогана и Владимира Путина - "Апостроф") являются, в некотором смысле, родственными. Кремль заинтересован во взаимодействии с Турцией на Ближнем Востоке, в Африке и в Закавказье. Владимир Путин не может предложить американцам никаких "разменов" вокруг Украины, а вот с Турцией такой вариант при определенных обстоятельствах возможен", - отметил Георгий Чижов.
В этом контексте задача Киева выглядит весьма непростой - заинтересовать Анкару в своей безусловной ценности и важности при ведении своей геополитической игры. В ином случае в любой момент Эрдоган сможет договориться об Украине с Кремлем за нашей спиной.