Подписанный сегодня главой государства закон «Об очищении власти» коснется широкого круга лиц и может парализовать работу некоторых ведомств. Основным координационным органом по проведению люстрации является Минюст. Однако, по мнению экспертов, это открывает слишком большой простор для манипуляций, поэтому закон нуждается в доработке. Инициаторы документа, впрочем, считают, что достаточно лишь привести действующее законодательство в соответствие с законом о люстрации.
Петр Порошенко подписал закон «Об очищении власти», принятый Верховной радой 16 сентября голосами 231 народного депутата, сообщили в пресс-службе президента. Закон, в частности, определяет порядок проведения проверки лиц, претендующих на занятие должностей в органах власти или местного самоуправления, а также занимающих эти должности. Под действие проверок подпадают, в числе прочих, министры и руководители силовых ведомств, а также их заместители. Кроме того, закон касается должностных лиц вооруженных сил, органов прокуратуры и СБУ, членов Высшего совета юстиции и Центризбиркома. Лица, занимающие указанные посты, будут уволены в случае, если они работали на высших государственных и военных должностях в период президентства Виктора Януковича, занимали руководящие посты в КПСС и ВЛКСМ, работали в КГБ СССР или сотрудничали с ним.
По словам одного из инициаторов законопроекта «Об очищении власти» председателя парламентской фракции «Батькивщина» Сергея Соболева, под люстрацию подпадает широкий круг лиц. «Свидетельством этого являются отставки последних дней. Более того, в связи с тем, что ожидалось принятие этого закона, во многих ведомствах не назначались новые люди, которые могут подпасть под него»,– заявил А’ господин Соболев.
Напомним, 6 октября Кабинет министров освободил от занимаемой должности первого заместителя министра финансов Анатолия Мярковского, а 8 октября – первого заместителя министра экономического развития и торговли Анатолия Максюту. Оба они подпадали под действие закона «Об очищении власти» и решили уволиться с госслужбы по собственному желанию, не дожидаясь начала процедуры люстрации.
Вступление в силу закона о люстрации может привести к проблемам с кадровым обеспечением целого ряда ведомств, отметил господин Соболев. «Под его действие подпадают большинство сотрудников Госпогранслужбы, которые заканчивали в свое время школу КГБ»,– отметил господин Соболев. В такой же мере, считает он, люстрация коснется органов прокуратуры. Для того чтобы работа этих ведомств не была парализована, требуется внести изменения в нормативные акты, которые позволят сразу же назначить на освободившиеся должности новых людей. «Например, 14 октября Верховная рада должна принять закон о прокуратуре, который снимет вопрос о невозможности назначать на прокурорские должности лиц, не имеющих 5–10 лет соответствующего стажа»,– считает Сергей Соболев. Подобные изменения, по его словам, необходимо внести и в нормативные акты, регулирующие деятельность Госпогранслужбы.
В то же время, по мнению политолога Владимира Цыбулько, закон о люстрации может результативно отразиться на избирательной кампании, если он начнет работать до выборов. «Если за две недели до голосования с государственной службы будет уволен определенный круг лиц, это будет являться признаком серьезности намерений президента и может привлечь избирателей к его политической силе»,‒ уверен господин Цыбулько. Впрочем, старший аналитик по вопросам внутренней политики Международного центра перспективных исследований Ярослав Ковальчук считает такой сценарий нереалистичным. «На избирательную кампанию закон “Об очищении власти” не повлияет, его принятие было пиар-трюком, и практической реализации он до выборов иметь не будет»,– уверен эксперт.
Главной проблемой подписанного президентом закона Ярослав Ковальчук считает то, что согласно ему, основным координационным органом, осуществляющим люстрацию, становится Министерство юстиции. «В других странах это независимый орган, на который не имеет влияния ни правительство, ни президент,– пояснил господин Ковальчук.– Когда же за очищение власти отвечает министр юстиции, это открывает большой простор для манипуляций и использования люстрации в качестве инструмента политической борьбы».