RU  UA  EN

пятница, 19 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 41.90
НБУ:USD  39.35
Политика

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Марина Ставнийчук о проблемах с новой Конституцией, Крыме и спецстатусе части Донбасса

Как должен проходить процесс формирования новой Конституции?

Как должен проходить процесс формирования новой Конституции? Председатель правления общественного объединения "За демократию через право" Марина Ставнийчук Фото: Владислав Содель

В преддверии Дня Конституции "Апостроф" побеседовал с председателем правления общественного объединения "За демократию через право", членом Венецианской комиссии от Украины в 2009-2013 годах Мариной Ставнийчук. Разговор состоялся после конференции Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) "Конституционная реформа в Украине и международный опыт инклюзивного и легитимного конституционного процесса", в работе которой госпожа Ставнийчук принимала участие.

Выступая на конференции МЦПИ, вы заявили, что общественность мало вовлечена в процесс подготовки изменений в Конституцию. На ваш взгляд, чем это чревато?

С правовой точки зрения, участие общественности в конституционном процессе обеспечивает его легитимность. Общество должно понимать, что, собственно, происходит. В условиях, в которых сегодня находится Украина — а это в первую очередь противостояние агрессии — мы просто обязаны легитимно вести конституционный процесс, в том числе, чтобы не подвергать опасности целостность страны. Как вовлечь общественность? Необходима системная работа по проведению консультаций с представителями разных слоев нашего общества. Народ должен иметь внутреннее убеждение, что это его Конституция, и в его благо разрабатываются поправки к ней. Значит, нужно искать форму коммуникации и способы ее обеспечивать. Надо делать процесс инклюзивным и по форме, и по сути. Но этого не происходит, на мой взгляд.

Вопрос легитимности Основного закона для Украины является чрезвычайно болезненным. В 1996 году мы приняли Конституцию, так сказать, переходного периода. Будучи в целом удачным документом, она все же содержала ряд спорных моментов, которые были результатом договоренностей политических элит. И позже Конституция неоднократно была объектом политических манипуляций с их стороны. Яркий пример изменение Конституции в 2010 году. В 2014 году, кстати, тоже вернули редакцию Основного закона от 2004 года не по конституционной процедуре. Обстоятельства, конечно, разные, но способ в обоих случаях был нелегитимный. Необходимо, чтобы Конституция обрела легитимность во всех трех смыслах — и как политико-правовой договор, и как основа законодательства, и как акт прямого действия.

Как вы можете оценить готовность местной власти к реформе децентрализации, по сути уже начавшейся?

Я предлагала еще прошлым летом, когда была советником президента Украины, чтобы в рамках реформы местного самоуправления и админустройства подготовили некий календарный план этой реформы. В том числе с учетом необходимых конституционных изменений, принятия новых законов и внесения изменений в уже существующие, проведение широкой разъяснительной работы, формирования соответствующих практик. Так можно было сгармонизировать конституционный и законодательный процессы, разъяснить людям содержание и суть децентрализации. Мы бы вложили в некие разумные временные рамки сам процесс объединения громад.

Увы, сегодня это не секрет, что до громад доходит ничтожно мало информации, каким образом пройдет реформа, какие преференции они получат, и какой будет, так сказать, бюджетная арифметика. Вместо этого вопрос в лоб: вы объединяетесь или нет? Как обстоят дела, скажем, в Винницкой области. К слову, в этом регионе при любой власти умели приходить к консенсусным решениям. А еще Винницкая область имеет наибольшее количество территориальных общин. Так вот, пообщавшись с представителями региона, я увидела, что те же депутаты районных советов, не говоря уже о сельских, зачастую не имеют представления, какой перспективный план объединения громад подготовила областная государственная администрация (ОГА). Люди, не зная, что их ожидает, гадают, как же жить дальше, протестуют. Но маховик изменений уже запущен. Согласно общеизвестной информации, до конца июня ОГА должны утвердить планы по укрупнению громад, а до конца июля децентрализация уже должна начаться... Я вижу несбалансированность процессов, их непрогнозируемость.

Председатель правления общественного объединения "За демократию через право" Марина Ставнийчук Фото: Владислав Содель

Председатель Верховной рады Владимир Гройсман заявил, что Конституционная комиссия уже утвердила проект изменений в Основной закон в части децентрализации с учетом предложений Европейской комиссии "За демократию через право" (Венецианской комиссии, ВК) и передает его президенту...

По этому поводу у меня есть вопрос: почему украинская общественность не имеет представления о том, что было отправлено в ВК, что принималось на заседании Конституционной комиссии (КК)? Я считаю, что ВК была просто введена в заблуждение относительно истинного положения вещей. Если бы там знали, что в Украине лишь единицы знают, какие наработки передали в эту комиссию, то обязательно бы написали об этом. Значит, ВК об этом не проинформировали. Судя по выводам комиссии, кроме общей поддержки децентрализации, к большинству пунктов были серьезные замечания. Комиссия, в частности, жестко раскритиковала предоставление чрезмерных полномочий президенту Украины в вопросе отношений с местными властями. Я не член КК, но мне, как юристу, причастному к разработке изменений в Конституцию, в том числе и к тем, которые сегодня в работе, мне интересно иметь информацию об основных положениях проекта изменений в Конституцию в части децентрализации. А что уж говорить о мэрах городов, депутатах местного самоуправления. Но конституционный процесс идет уже с марта месяца, а о том, что наработано, знаем лишь понаслышке.

В КК также отметили, что применение закона об особом режиме местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей опишут в переходных положениях измененной Конституции...

Согласно Минским соглашениям, мы взяли на себя обязательство в рамках децентрализации урегулировать статус неконтролируемых Украиной районов Донбасса. Но не стоит забывать о проблемах аннексированных Крыма и Севастополя. Даст ли нынешний конституционный процесс ответы на все стоящие перед Киевом вопросы, посмотрим. По идее мы должны, например, предложить крымчанам гораздо более выгодные конституционные условия, чем сулит им Россия. Это бы дало надежду, что население вернется на сторону Украины.

Согласившись на спецстатус отдельных районов Донбасса, мы получили нехарактерную для украинской Конституции ситуацию. Нам нужно применимо лишь к одному региону говорить об обеспечении социально-экономических, языковых и других потребностей проживающих там людей. Честно говоря, нам надо было изначально не соглашаться на особый режим местного самоуправления на этих территориях, ведь непонятно, почему отдельным районам в отдельных регионах будут предоставлены преференции, а остальным нет...

Председатель правления общественного объединения "За демократию через право" Марина Ставнийчук Фото: Владислав Содель

Если конституционный процесс будет продолжаться в том же духе, каких результатов стоит ждать стране?

Я думаю, что никто в Украине не возьмет на себя смелость дать четкий прогноз о результатах децентрализации, не говоря уже о конституционной реформе в целом. Единственное, что я могу тут сказать: при всех объективных и субъективных условиях реформирование Основного закона в Украине могло бы проходить намного эффективнее, легитимнее, инклюзивнее. У нынешней власти были и есть все условия для этого, в том числе, наработки предыдущих лет.

Читайте также

Новый закон о мобилизации: что изменится для украинцев

После нескольких месяцев дискуссий Верховная Рада все-таки приняла многострадальный закон

В Верховной Раде сложилась досадная ситуация вокруг законопроекта о мобилизации – нардеп Ирина Фриз

Нардеп Ирина Фриз рассказала о том, как Верховная Рада рассматривает законопроект о мобилизации

Шило в браслете: сможет ли скандальный чиновник избежать наказания

Сотрудник СБУ, близкий к Офису президента, вряд ли рискует угодить за решетку