RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Политика

Ни суд, ни президент нам не указ: из-за чего власть вчистую проигрывает игорному бизнесу в онлайне

"Апостроф" эксклюзивно публикует скан-копию решения суда, блокирующего в Украине онлайн-казино, которое сегодня игнорируется многими провайдерами

"Апостроф" эксклюзивно публикует скан-копию решения суда, блокирующего в Украине онлайн-казино, которое сегодня игнорируется многими провайдерами Фото: pixabay.com

27 января 2020 года судом было вынесено решение, обязывающее украинских провайдеров закрыть доступ к полусотне онлайновых игорных сервисов. Список таких сайтов и результирующую часть решения опубликовал на своем сайте НКРСИ, регулятор украинского телекома. Спустя почти два месяца после этого решения доступ к преимущественному числу указанных сайтов, предоставляющих игорные услуги в Украине, продолжает действовать, потому что выполнение судебных предписаний никто не контролирует. В результате лишь некоторые провайдеры удосужились выполнить решение суда. В защиту остальных можно отметить, что текст указанного судебного решения по состоянию на 18 марта не был опубликован в Едином государственном реестре судебных решений.

Что касается самих игорных сайтов, то некоторые из них откровенно издеваются над запретом, устраивая уже после его введения открытые рекламные кампании. И это им сходит с рук.

"Апостроф" решил разобраться в ситуации, выяснив, почему же не работает предписанная судом блокировка игорных сайтов, а заодно и ознакомить всех заинтересованных лиц с полным текстом судебного документа.

Последние несколько недель очень четко показали: бороться с глобальными общественными вызовами, независимо от их природы, любая страна может лишь при наличии всеобъемлющего государственного контроля в смежных сферах. Возьмем Китай и проблему коронавируса. Да, эта страна первая попала под удар. Но первая же из под него и вышла. Посмотрите насколько четко были организованы и подконтрольны правительству Китая все процессы - от строительства новых больниц, оказания медицинской помощи, до передвижений граждан и их обеспечения всем необходимым на период карантина. Как слаженно и с какой самоотдачей действовали все государственные службы и простые граждане. А теперь посмотрим на Италию, где власти страны пустили проблему на самотек…

Возможно, сравнивать нелегальный игорный бизнес и вирусную пандемию не вполне корректно. И, тем не менее, обе эти проблемы имеют несомненное сходство. Ведь "вирус нелегальной игорки" тоже особенно опасен в условиях неконтролируемой среды. И для того, чтобы с ним справиться, также необходимы скоординированные усилия не одного какого-то госоргана, а всех причастных к процессу. Именно этого, к сожалению, в сегодняшних украинских реалиях и не наблюдается.

Пощечина президенту, или как безнаказанно поиздеваться над властями

Недавно в некоторых украинских онлайн СМИ можно было прочитать об одном любопытном случае. Молодая киевлянка стала обладателем новенького "Мерседеса", приняв участие в розыгрыше на сайте онлайн-казино, которые, как известно, в Украине запрещены законом. Интересен этот случай не фактом выигрыша роскошного автомобиля, а тем, как именно это было подано в прессе. Дело в том, что информация об этом распространялась как типичная pr-новость - с открытой ссылкой на сайт казино и явно рекламными месседжами в тексте, повторяющими содержание информационной страницы этого сайта.

Проще говоря, в разгар объявленной президентом и правительством кампании по борьбе с незаконным игорным бизнесом один из представителей этого самого бизнеса решил устроить себе наглую рекламную акцию, словно издеваясь над украинскими властями и правоохранителями. Масла в огонь подливает текст на сайте указанного казино. Судите сами.

Особой пикантности ситуации придает и тот факт, что сайт этого казино - один из списка сайтов, которые, согласно решению суда от 27 января 2020 года (его копию мы эксклюзивно публикуем ниже), обязаны быть исключены провайдерами из доступа для украинских пользователей. А рекламная новость появилась уже после этого решения.

Мы не зря столь подробно становились на этом случае, поскольку он как нельзя лучше отображает одну простую истину: украинские власти сегодня практически не способны контролировать распространение нелегальной игорки в интернет-сегменте, а значит эффективно ему противостоять.

Хорошая работа, или половина работы?

В начале марта, отправляя Кабмин Гончарука в отставку, президент Владимир Зеленский не только критиковал его работу, но и нашел, за что похвалить. Среди достижений уходящего правительства были, в частности, названы борьба с нелегальным игорным бизнесом.

Напомним, 20 декабря 2019 года власть официально объявила нелегальной игорке настоящую войну. С жестким заявлением выступил президент Зеленский, а следом появилось и соответствующее распоряжение Кабмина.

Причиной стало провалившееся в Раде накануне, 19 декабря, голосование по закону о легализации игорного бизнеса. Зеленский посчитал, что за провалом стояли представители теневого рынка азартных игр. Конечно, здесь с президентом можно было бы и поспорить, ведь эксперты указывали, что законопроект не прошел, поскольку был страшно сырым и нуждался в существенной доработке.

Независимо от побудительных причин, решение властей о закрытии всех наземных игорных заведений было несомненно правильным. Нелегальные залы игровых автоматов буквально заполонили улицы украинских городов, а запрос общества на решение этой проблемы был более чем очевиден.

Удивительно, но проблема, которую не могли побороть годами, вдруг оказалась вполне решаемой. В считанные дни нелегальные точки просто исчезли. А СБУ, Нацполиция и ГПУ начали громко рапортовать о закрытии очередной тысячи нелегальных игорных залов и казино, показывать фото и видео и вообще всячески демонстрировать свою полезность. Оказалось, что для того, чтобы нелегальный игорный бизнес на улицах наших городов перестал существовать – его нужно… просто закрыть.

Итак, наземные нелегальные залы тотально зачистили. Конечно, остались случаи, когда они продолжили работу в режиме секретности: под вывесками "караоке", "ремонт", "аренда", или вовсе без вывесок, запуская посетителей по звонку. Но с этими явлениями продолжают активно бороться, о чем свидетельствуют регулярно появляющиеся отчеты на сайте правоохранительных органов.

Однако встретить там можно не только новости о закрытии очередного наземного зала. Не меньше, а может даже больше, в последнее время сообщений о наступлении украинских силовиков на игорные заведения, работающие в интернете.

Вот Нацполиция гордо заявляет, что в Киеве прекращена работа гигантского центра, который организовывал работу целой сети подпольных онлайн-казино. Вот СБУ не менее гордо говорит о блокировании целых 33 веб-ресурсов, которые предоставляли нелегальный доступ к азартным играм. А вот прокуратура отчитывается, как успешно она "прекратила деятельность" подпольной букмекерской конторы. Если собрать все эти сообщения вместе, может показаться, что игорному бизнесу в онлайне вскоре наступит тотальный и неотвратимый конец.

Но это не так. Потому что практически все, что правоохранители "прекратили" и "заблокировали" - сегодня как работало, так и работает. Об этом знает любой украинский пользователь интернета, который то и дело встречает всплывающую рекламу игорных онлайн-автоматов у себя на компьютере или в смартфоне, видит ее на сотнях бигбордов на улице, где "играют они, а побеждаете вы" и получает электронные письма с соответствующими ссылками и предложениями "бесплатно получить на Ваш счет в онлайн-казино" сотню, а то и тысячу в разной валюте.

Эпидемия онлайн-казино

Да, сегодняшняя игорная индустрия – это уже не только наземные точки. С развитием цифровых технологий впору говорить, что как раз интернет стал главной базой для всего мирового игорного бизнеса. И прежде всего - нелегального. В Сети сегодня можно сыграть в казино, в покер на деньги или сделать ставку в букмекерской конторе. При этом доступны варианты, что называется, "без регистрации и SMS". То есть любой человек, воспользовавшись компьютером или смартфоном и введя "левые" данные (за исключением разве что номера карты или электронного кошелька), может иметь доступ к азартным играм. Любой - это значит, включая больных лудоманией, или детей.

Огромное количество подобных игорных сервисов в онлайне, их максимальная доступность, агрессивное самопродвижение и во многих случаях невозможность их контролировать - дает повод говорить о том, что сегодня мы имеем дело с настоящей сетевой эпидемией нелегального игорного бизнеса. Он ведет активную экспансию в умах жителей практически всех стран мира, не признает национальных законов и границ, и устанавливает лишь свои - игорные правила, стараясь заразить любого, до кого может дотянуться.

Что касается нашей страны, то сейчас, к сожалению, нет точных данных, сколько из украинцев имеют второе "игорное гражданство". Однако некое примерное представление о масштабе можно получить из цифр, озвученных несколько лет назад народным депутатом Кишкарем, изучавшим эту проблему. По его информации, за один год украинцы выводят на зарубежные игорные онлайн-сервисы порядка $1 млрд. Учитывая, что наземные точки в Украине закрыты, сегодня эта сумма может быть больше в разы.

Кто хочет, ищет возможности, кто не хочет…

Большинство развитых стран, конечно же, пытаются бороться с игорной онлайн-экспансией. Эта борьба в зависимости от государства показывают разную эффективность. Наиболее действенными признаны блокирование нелегальных игорных сайтов, а также различные методы воздействия и санкции к тем, кто способствует нелегальному сегменту - хост-площадкам, провайдерам, обеспечивающим доступ к нелегальным сайтам, а также финансовым учреждениям, обслуживающим счета нелегалов.

Конечно же, такие меры будут эффективными лишь в случае, когда помимо профильного регулятора игорного бизнеса в них участвуют и смежные органы государственной власти - надзорные органы в финансовой сфере, регуляторы телекоммуникационной отрасли. И, безусловно, правоохранители.

К слову, похожие меры доказали свою эффективность и в украинской практике, только пока не в отношении игорного бизнеса. Все помнят запрет доступа к социальным сетям страны-агрессора, который действует и поныне.

Однако длительное время украинская власть не решалась использовать столь простой и эффективный инструмент по отношению к сетевому нелегальному игорному бизнесу . К примеру, в 2017 году "Апостроф" обратился с запросом в Киберполицию, почему она не может заблокировать игорные сайты. И получил ответ, что у нее, якобы, просто нет рычагов, чтобы бороться с нелегальной игоркой.

"Как свидетельствует практика, сложность в документировании уголовных нарушений, связанных с занятием игорным бизнесом в сети Интернет, состоит в том, что хостинговые компании, на площадках которых расположены указанные интернет сайты, как правило, находятся за границей. В связи с этим невозможно получить информацию относительно лиц, которые имеют отношение к созданию и администрированию интернет-ресурсов, на которых осуществляется предоставление услуг игорного бизнеса", - говорилось в ответе Киберполиции.

Однако после жестких заявлений Зеленского рычаги, похоже, все же нашлись. Потому что именно с подачи Нацполиции было открытое уголовное дело, которое - о чудо - дошло до суда.

И суд принял по нему действительно эпохальное решение: обязал провайдеров закрыть доступ для украинцев к нескольким десяткам сайтов, связанных с предоставлением игорных услуг в онлайне.

Полиция в свою очередь переправила судебное решение регулятору украинского телекома - Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ), которая, кроме того, чтобы довести его до сведения провайдеров, по идее должна была бы проследить, что они его выполнили.

Но не тут-то было. НКРСИ лишь удосужилась опубликовать результирующую часть решения и список сайтов, попавших под запрет.

А вот контролировать, последуют ли ему провайдеры, отказалась. Вот, почитайте ответ НКРСИ "Апострофу".

1 / 1
1 / 1

Это довольно показательный подход, во многом похожий на тот, которым (судя по ответу 2017 года) ранее грешила и Нацполция. Мол, "ничего поделать не можем".

В результате, проверяя изо дня в день, как выполняется решение суда, мы были поражены: значительная часть сайтов из указанного списка, опубликованного НКРСИ (среди которых, в частности, сайты букмекерских контор "ПариМатч", "Фаворит" и "БазаБет", игорный сервис ТриумфКазино и прочие), продолжала спокойно работать!

Мы тестировали возможность доступа к ним через нескольких разных провайдеров, и по состоянию к обеду 18 марта только "Триолан" и "Воля" продемонстрировали, что готовы выполнять решение суда. Хотя "Триолан" почему-то тянул до этого числа (вполне возможно, хотя и не факт, что на решение этого провайдера повлияло письмо, направленное нашей редакцией). Но в результате прислал на письмо редакции вот такой ответ.


А "Воля" подошла к блокировке довольно выборочно, оставив в доступе сайты некоторых букмекерских контор.

Конечно, возможно, провайдеры посчитали, что им не достаточно объявления на официальном сайте регулятора и ждали появления текста решения суда на сайте Единого госреестра судебных решений (где его почему-то до сих пор нет). Если дело в этом - то "Апострофу" удалось получить по официальным каналам копию этого судебного решения, которую редакция и публикует ниже.

1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1

Кроме НКРСИ, не до конца понятна и позиция другого регулятора - Национального банка Украины. В НБУ тоже заявили о своей причастности к борьбе с игоркой, разослав банкам и платежным системам письмо "О неукоснительном соблюдении требований Закона Украины "О запрете игорного бизнеса в Украине", приложив к нему список из 108 игорных сайтов, составленный Киберполицией. В письме НБУ речь, в частности, идет о "недопустимости расчетов, прямо или косвенно связанных с осуществлением игорного бизнеса". Однако из ответа регулятора "Апострофу" следует, что проконтролировать, прекратили ли банки и платежные системы расчеты с игоркой, НБУ не может…

Игра в молчанку

Параллельно с рассылкой запросов на Нацбанк и НКРСИ "Апостроф" решил узнать позицию самих субъектов процесса запрета онлайн игорки. Так, вместе с запросом в НБУ письма редакции ушли на адреса нескольких украинских банков ("Привата", "Универсалбанка" (он же оператор системы "Монобанк"), "Ощадбанка", "Укргазбанка", "Укрэксимбанка"), и действующих в стране международных платежных систем - Masatercard и Visa.

А одновременно с запросом в НКРСИ мы отправили письма некоторым из крупных украинских интернет-провайдеров - "Киевстар", "Лайфсел", "Водафон" и "Триолан".

На момент публикации от финучреждений редакция получила ответ лишь из "Универсалбанка", который в корректной форме отказался комментировать наши вопросы.

Из провайдеров, как уже упоминалось, нам ответил "Триолан" который оперативно изыскал возможности выполнить решение, а также "Киевстар". В отличие от своих коллег, в "Киевстаре" решили подойти к вопросу гораздо более осторожно, сославшись на отсутствие установленного порядка блокировки сайтов и отметив, что обратились за разъяснением в судебные органы.

Отметим, что редакция также обратилась с запросами - так кто же все-таки должен следить, чтобы решение суда было выполнено - к руководству Нацполиции и отдельно попросила о комментарии главу Киберполциии Украины. Но к моменту публикации материала ответ этих ведомств пока не поступил.

Проблема вовлеченности и контроля

Как видим, в случае с нелегальным игорным бизнесом онлайн - совсем недостаточно воли президента, распоряжения Кабмина, действий правоохранителей и даже решения суда. Специфика борьбы с этим сегментом нелегальной игорки предполагает, что государство обязано эффективно контролировать смежные области - финансовую и интернет, а также что, в борьбу должны быть вовлечены и другие органы государственной власти. Причем вовлечены активно, а не на уровне показательных заявлений и отписок на сайтах.

Потому что без активной позиции НКРСИ, провайдеры, по идее, могут "морозиться" от блокировки нелегальных сайтов годами. То же самое касается Нацбанка и служб финансового мониторинга - пора бы им напрячься и задействовать доступный инструментарий, например штрафы, для наказания банков и платежных систем, причастных к обслуживанию "игорных счетов". Не может быть, чтобы у регуляторов не было такой возможности. Мы ведь видим, что государство может быть очень эффективным, когда хочет. Пример тому – успешная борьба с нелегальными игорными заведениями на улицах.

Поэтому пора бы государству не ждать у моря погоды, а заняться внедрением инструментария для борьбы с нелегальными игорными сайтами. Для начала хотя бы разработать порядок блокировки нелегальных сайтов, на отсутствие которого указывают провайдеры.

Конечно же, и самим финучреждениям, а также интернет провайдерам стоило бы задуматься, кому они помогают, и проявить несколько большую социальную ответственность. Ведь помощь нелегалам, распространяющим лудоманию в обществе, - не лучшая характеристика для их бизнес-имиджа.

Но самое главное в другом. На сегодняшний день законопроект об игорном бизнесе (пока что довольно сырой) уже прошел первое чтение и готовится ко второму. Страна уверенно движется к легализации. И вот тут возникает вопрос: а готова ли к ней власть? Сможет ли она обеспечить надлежащий контроль легального рынка, если показать свою состоятельность запретить нелегальный, особенно в интернете - у нее абсолютно не получается?

И это действительно важно, поскольку без этого вся легализация может обернуться сплошным пшиком. Ведь перед игорными заведениями, получившими лицензию, всегда будет маячить призрак их коллег-нелегалов. Которые не соблюдают правила, не платят налоги, а значит - зарабатывают больше денег. И все это абсолютно безнаказанно.

Именно поэтому так важно обеспечить надлежащую работу контролирующего игорку органа и постоянный мониторинг ситуации с нелегальными сайтами не когда-нибудь "потом", через 1,5-3 года после введения закона, а сразу с его вступлением в силу и до выдачи лицензий. Именно поэтому важно, чтобы он работал в связке с другими контролирующими органами. В ином случае - захотят ли будущие "легалы" оставаться в легальном поле при таких раскладах? Или тоже уйдут в тень, ведь за это им ничего не будет? Ответ кажется очевидным.

Читайте также

Новый старый Кабмин и перестановки в ОП: кто, куда, зачем

В результате переформатирования правительства в Украине некоторые уволенные министры перейдут на другую работу во власти

Умерову дадут новую должность? Кого могут назначить министром обороны вместо него

Рустем Умеров перейдет на должность вице-премьера по вопросам ВПК, на посту министра обороны его заменит Александр Камышин