Для Украины, как и для большинства стран мира, в 2020 год стал испытанием на стойкость. Пандемия коронавируса, без преувеличения, наложила свой отпечаток на все сферы общественной жизни. Однако политический год в стране запомнился и другими знаковыми событиями. О главных провалах власти в уходящем году и вызовах в следующем - читайте в исследовании Международного центра перспективных исследований.
Украина встретила начало эпидемии на своей территории в состоянии политического кризиса, именно тогда происходили политические противостояния вокруг смены правительства Алексея Гончарука и назначения обновленного правительства Дениса Шмыгаля, которому и пришлось возглавлять исполнительную ветвь власти в критический для нее момент. Тем не менее, из-за активного политического противостояния реальная угроза опасности пандемии была недооценена. Поэтому ко встрече с полномасштабным развертыванием нового вируса украинское государство оказалось не готово. Тогда президент Владимир Зеленский даже был вынужден публично обратиться за помощью к крупному бизнесу, что во многом можно считать знаковым моментом.
В дальнейшем борьба с пандемией коронавируса в Украине происходила в условиях необходимости быстрой адаптации к угрозе COVID-19, а также выработке эффективных методов противодействия ей. Некоторые решения, как полный локдаун весной, были не до конца взвешенными, некоторые, как введение адаптивного карантина, имели лучшее влияние как на противодействие пандемии, так и на экономические процессы. Необходимость введения тех или иных карантинных ограничений государством логично привело к обострению напряжения со средним и малым бизнесом, что выливалось в желание обойти ограничения и массовые протесты под зданиями правительства и парламента.
Действительно негативным трендом 2020 года стала неспособность правительству обеспечить выполнение собственных решений на местах, что чрезвычайно важно при противодействия глобальным угрозам. Так, отсутствие адекватной коммуникации между правительством и местными властями, наряду с другими причинами, приводили к горячим противостояниям и даже ряду фактов саботажа решений правительства. Положительно, что решение этого противостояния происходило благодаря диалогу и готовности правительства к определенным уступкам.
Стоит также отметить, что 2020 год стал знаковым и для местного самоуправления. Тотальный тренд на победу действующих городских голов и их политических проектов определил новый политический вес представителей местного самоуправления, что позволяет им более уверенно коммуницировать с центром. Поэтому в следующем году для власти важной задачей будет установить эффективные рабочие отношения с местными властями.
Среди важных событий для Украины на мировой арене стоит отметить успешно проведен саммит Украина-ЕС. Европейский Союз отметил успех Украины в проведении ряда реформ, подтвердил режим визовой либерализации, в очередной раз отметил непризнание аннексии Крыма и выразил намерение сохранять антироссийские санкции. Кроме того, Украина удалось не быть втянутой в ход президентской гонки в США. Так, тема Украины звучала во время выборов в США, но на уровне отдельных ее представителей - олигархов и управляемых ими политиков.
Менее успешными можно считать итоги мирного урегулирования военного конфликта на Донбассе. Президент Владимир Зеленский продолжает демонстрировать политическую волю к этому, его команда продолжает предлагать новые формы решения конфликта. Положительным аспектом этого есть ощутимый прогресс в сфере безопасности, в частности, речь идет об установлении затяжного перемирия на Донбассе. Тем не менее, реальные возможности решения конфликта на Донбассе, как и раньше, заблокированы политическим повесткой дня Минска.
Следующий, 2021год, обещает для Украины быть не менее сложным, чем прошлый. Амбициозными задачами для Украины будут оставаться продолжение борьбы с пандемией коронавируса в том числе и обеспечение вакцинации населения, а также противодействие экономическим последствиям пандемии.
Вакцинация
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
2020-й год должен был стать временем первых практических результатов новой власти. И определенные сдвиги мы вообще получили, но они остались в тени различных кризисов, в первую очередь, порожденных пандемией COVID-19. Мировая экономическая рецессия, повсеместная кризис демократии (события вокруг выборов в США являются прекрасной иллюстрацией этого процесса) и всегдашнее пренебрежение принципом верховенства права, утрата доверия к старым элитам (это касается не только Украины, но и антибюрократических движений в странах Старой Европы) и слабая подготовленность нового поколения политиков оказались не лучшим временем для структурных и качественных изменений. Кроме того, институциональная слабость самой Украины и недоверие граждан к государству как таковому тоже никуда не делись. Эти факторы можно было бы преодолеть и с большим оптимизмом смотреть в завтрашний день, если бы власть продемонстрировала четкую дорожную карту изменений в стране, четкую видение того, куда мы движемся, каких конкретных целей достигаем и какой будет страна через пять лет. Однако власти продолжают существовать в парадигме «стимул - реакция», а общество с головой погружается в очередной кризис веры в государство, неопределенность естественно пугает, а масштаб надвигающихся проблем сбивает с толку даже интеллектуалов.
Интересно, что 2020 год стал не самым годом разочарования украинский в новой власти, хотя, безусловно, рейтинг Зеленского и партии "Слуга народа" закономерно снизился, но теряется вера в саму идею успеха украинского государства, которая была одной из движущих сил обеих Майданов и которую теперь не способны спасти даже новые лица. Усиливает этот тезис и то, что, разочаровавшись в новых политиках, украинцы не возлагают надежд на «старых», свидетельством чего является их очень слабая динамика электоральной поддержки. Поэтому в этой ситуации страдают не столько политики, сколько государственность Украины, которая теряет поддержку не только снаружи, но и внутри - ее граждане перестают верить в ее успех, что, безусловно, угрожающей тенденцией. 2021-й год должен стать временем восстановления доверия к государству, которое может быть осуществлено путем заключения с обществом нового общественного договора (новой Конституции), обнародование обществу четкого плана действий на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу.
Слабость государственных институтов
Концентрация власти в руках монобольшинства и президента Зеленского, к сожалению, никак не сказалась на повышении действенности государственных учреждений.
Ни правительство, ни парламент, ни ГПУ, ни СБУ, ни НАБУ по САП, и этот список можно продолжать очень долго, не выполняют свои функции в полном объеме. Большую способность в Украине пока демонстрирует разве что судебная ветвь власти, но качество ее работы все равно вызывает много вопросов. То есть Зеленскому с командой пока не удалось конвертировать беспрецедентную общественную поддержку в эффективной работе государственного механизма.
Парламент так и не получил первенство среди других органов государственной власти, несмотря на закрепленную роль в Конституции парламентско-президентской республики. Незрелость "Слуги народа" (далее - СН) как партии, отсутствие объединительного почвы ее представителей в виде сколько-нибудь идеологических основ и профессионального понимания сути политики, и формирование ее состав исключительно вокруг персоны Владимира Зеленского, в 2020-м привели к существенной сегментации монобольшинства. Усиливает этот раскол влияние различных финансово-промышленных групп, которые давно развили инструментарий влияния на народных депутатов. После завершения "медового месяца" действующей власти с украинским обществом, который и так беспрецедентно затянулся почти на год, депутаты СН начали активно думать о своем будущем (то есть о возможности переизбираться) и тем же стали очень чувствительными к пожеланиям украинских олигархов, которые в отличие от многочисленных политических проектов - почти вечные в украинской политике. Зато ни Президент, ни руководство партии особо ничего не могут предложить своим депутатам, ведь сами не очень уверены в своем политическом будущем.
Верховная Рада Украины
Еще большую слабость демонстрирует действующее украинское правительство, которое не показывает способности производить эффективные государственные программы и стратегии развития. Правительство работает с фрагментарной повесткой дня, которая в основном формируется на Банковой, где не хватает интеллектуальных ресурсов для постижения глубины всех проблем и вызовов, стоящих перед современной украинским государством. Неудовлетворительной является и коммуникация правительства с парламентом, который в условиях наличия монобольшинства должен работать на основе сформированной и утвержденной программы деятельности правительства. Слабо работает правительство и с основными стейкхолдерами той или иной публичной политики, провоцирует кризисы и недоразумения, как, к примеру, протесты ФЛП или половинчатые решения в сфере энергетики, сельского хозяйства и т.д. Очень часто деятельность правительства выглядит как шаг вперед и два назад. Это опять же не способствует росту доверия к действиям власти в целом. В общем правительство за это время не провело ни одной структурной реформы, концентрируясь на тушении постоянно возникающих пожаров в той или иной сфере общественной жизни. Такой подход к государственному управлению является регрессивным, ведь приводит лишь к капсулированию статуса-кво в состоянии государства, которое украинцы как раз и хотели изменить в 2019 году, возлагая большие надежды на смену власти и прихода в политику новых лиц.
Офис Президента Украины, как и было до этого, остался центром принятия важнейших решений в стране. Достаточно высокий уровень поддержки действующего Президента способствует легитимности произведенных им решений и более или менее действенной их реализации парламентом и правительством. Хотя здесь все не безоблачно, ведь собирать голоса в парламенте с каждым месяцем становится все труднее. Все чаще "аргументы" олигархов имеют большую силу, чем влияния со стороны ОП. Так же и в правительстве не все сферы подвержены ОП, ведь, например часть силового блока (полиция, ДСНС, пограничная служба, национальная гвардия) является автономной вотчиной Арсена Авакова, который имеет над ней почти неограниченную власть. Правда, взамен Аваков выступает своеобразным гарантом политической стабильности, он обладает способностью и ресурсы пресекать любые внутренние деструктивные покушения на государственность. Кроме того, он является опытным политическим игроком и скорее всего любые ротации в правительстве его касаться не будут. Поэтому влияние ОП является решающим, но не безграничным.
Не отличалась особой слаженностью и работа внутри ОП, который пережил уже несколько кадровых чисток. Так, на смену Андрею Богдану пришел Андрей Ермак, который впоследствии подчистил и первого заместителя главы ОП Сергея Трофимова, которого перевели на должность советника после не очень уверенных, но не критичных для СН местных выборов. Сегодня Ермак полностью сконцентрировал в своих руках влияние как в структуре ОП, так и на самого Президента. Руководитель офиса Президента Украины Андрей Ермак и первый помощник Президента Украины Сергей Шефир являются ближайшими соратниками президента и имеют на него наибольшее влияние.
Стоит отметить, что ОП сохраняет паритет между основными олигархическими группами. Ни один из олигархов Президент не возвысил над другими, он пытается держать конструктивный диалог с каждой группой, но не всегда это удается. В частности, наибольшей конфликтностью отличаются отношения с Коломойским, который имеет мощную группу внутри СН. Эту группу он использует для блокировки невыгодных для себя решений или же с целью склонить власть к уступкам в других интересующих его сферах. Наибольшую поддержку действующая власть со стороны олигарха Рината Ахметова, который помогает как медийно, так и кадрами. Пинчук также помогает медийно, но все больше отходит от влияния на политику. В последнее время можно заметить рост влияния Сергея Левочкина, который наладил диалог с главой ОП Андреем Ермаком. Активную поддержку власти предоставляет агроолигарх Андрей Веревский, который контролирует в парламенте депутатскую группу "Доверие". Эта группа является постоянной опорой монобильшости в принятии многих решений ВРУ. Союзником власти можно считать и другого агроолигарха Юрия Косюка. Продолжает активно сотрудничать с властью бизнесмен Илья Павлюк, которого СМИ связывают с контрабандой. Он помогал власти как на парламентских выборах, в частности финансово поддерживал многих депутатов-мажоритарщиков от СН, так и на местных выборах руководил кампаниями в нескольких регионах.
Офис президента
Неутешительной является ситуация и с правоохранительными органами в Украине. ГПУ, СБУ, НАБУ, САП и ГБР продолжают конфликтовать между собой и не показывают ощутимых результатов работы. Изменение главы ГПУ не принесла ожидаемых результатов, как при руководстве Рябошапки, так и при Венедиктовой громкие дела не сдвинулись с места. Зависла в воздухе и реформа этого ведомства. В подобном состоянии и СБУ, реформа которой движется более чем вяло. Время от времени в СМИ появляется информация о том, что СБУ кого задержало, кого разоблачило, предупредило какое-то преступление, но в форс-мажорной ситуации, например при волны захвата заложников в Украине, СБУ себя должным образом не проявило. В целом среди правоохранительных органов наиболее ощутима работа полиции, хотя и там хватает проблем, в частности в виде участия в преступлениях самих полицейских (например, изнасилование и избиение молодой женщины в Кагарлыке). По ГБР, то создается впечатление, что это ведомство вообще исчезло с карты правоохранительных органов нашего государства. Причиной тому является перманентная управленческий кризис этого органа, до сих пор не может организовать адекватный конкурс на занятие руководящих должностей. Из-за отсутствия достаточного внимания со стороны наших партнеров к этому процессу, начала адекватной работы ГБР наверное не стоит ожидать в ближайшее время. Опять же, по громким делам, которые расследует ГБР, прогресса достичь не удалось.
Особенно проявляется сейчас противостояние власти и НАБУ, глава которого после решения КСУ оказался в несколько подвешенном состоянии. Такая ситуация возникла из-за деструктивной в свое время позиции Петра Порошенко, который несмотря на отсутствие конституционных полномочий у президента относительно назначения и увольнения директора НАБУ, подстроил эти полномочия под себя. Делал он это лишь с одной целью - вероятно, 5-й президент Украины имел целью держать антикоррупционные органы на крючке, чтобы когда их деятельность станет неудобной, поставить вопрос об их неконституционности. Эти же мотивы могли управлять его командой когда принимались законы об уголовной ответственности за незаконное обогащение и ложь в декларациях. Вполне сознательно при принятии соответствующих норм закладывались "мины", которые можно было взорвать в момент особой опасности для самих авторов. Все эти правовые "мины" и взорвались в 2020 году, спровоцировав кризис с Конституционным судом и создав барьеры в сотрудничестве с западными партнерами.
Противоречивой является позиция ОП по НАБУ. С одной стороны, Президент декларирует необходимость сохранения независимости антикоррупционного органа и продолжения работы в должности Артема Сытника. С другой стороны, достаточно антагонистически против Сытника настроен заместитель главы ОП Олег Татаров, публично говорит о необходимости перезагрузки работы этого органа и изменение его руководства. Такая позиция Татарова заставила НАБУ прибегнуть к контрдействиям. Так, заместитель ОП стал фигурантом уголовного производства по делу Укрбуда. Главный подозреваемый по этому делу скандальный бизнесмен Максим Микитась, в обмен на заключение сделки со следствием, дал показания против него. Микитась отмечает, что якобы Татаров, работая юристом в УкрБуд, давал взятки чиновникам за решение в пользу компании.
Несмотря на это стоит отметить, что именно при каденции президента Владимира Зеленского НАБУ получило возможность для прямого международного сотрудничества в рамках антикоррупционных расследований, а также получило оперативную независимость (так называемое право на прослушивание). Предыдущая власть этому активно сопротивлялась. Также только после перезагрузки власти без всякого блокировки заработал Антикоррупционный суд.
В общем объективно оценить работу НАБУ довольно сложно. Безусловно, приговоров для коррупционеров мало. Однако НАБУ смогло полноценно заработать только в 2019 году, но уже после того, как, например, Конституционный суд в конце каденции Порошенко отменил уголовную ответственность за незаконное обогащение. Если бы того решения не было, сейчас мы уже могли видеть сотни приговоров против коррупционеров высокого уровня. Фактически, Конституционный суд тогда устроил амнистию для топ-коррупционеров за период с 2015 до 2019 года. Усложнили работу НАБУ и другие решения КСУ, в частности, и о ликвидации системы электронного декларирования. Это также сотни уголовных производств, которые пришлось закрыть, и приговоры, которые пришлось отменить, хотя они уже были вынесены Антикоррупционным судом. В целом в политической среде страх перед НАБУ высокий, а следовательно топ-коррупционеры больше всего боятся именно этой структуры. Именно поэтому ее деятельность нужно поддерживать. Хотя сама личность директора НАБУ является уже достаточно одиозной, поэтому перезагрузка руководства этой структуры, с сохранением всех необходимых принципов независимости, могло бы усилить работу этого ведомства. Все препятствия полноценной работы НАБУ на сегодня уже сняты. Поэтому не может быть уже никаких оправданий отсутствия приговоров для коррупционеров.
Артем Сытник
Власти не удалось в 2020-м восстановить доверие к судебной ветви власти. Безусловно, главным ньюсмейкером года стал КСУ, но он не входит в судебной ветви власти, ведь полностью независимым органом. Не удалось власти перезагрузить ВРП и ВККС, хотя это были одни из условий получения кредита от МВФ. Сейчас в ОП разрабатывают концепцию реформы судов в Украине, но этот процесс непубличным, поэтому очень мало информации есть о содержание самой реформы. Во-первых, судьи стали получать высокую зарплату, сегодня судья районного суда получает около 80 000 гривен и это является существенным стимулом для него воздерживаться от взяток. Безусловно, это не решило проблему в целом, но договориться пока с судьей очень проблематичным делом. Поэтому при любом подходе к реформированию высокую зарплату судьям однозначно надо сохранить. Во-вторых, НАБУ и другие правоохранительные органы начали активно работать по выявлению коррупционеров в судах, и это тоже сдерживает судей от соблазнов. Поэтому в целом ситуация с судами в стране в 2020 году улучшилась, но уровень доверия к ним со стороны населения все еще остается критически низким.
Коронакриза как показатель слабости государства
Пандемия коронавируса обнажила многочисленные проблемы государственного управления в Украине. Безусловно, действующей власти достался тяжелое наследство, в частности в виде почти разрушенной системы здравоохранения. Лабораторная система в Украине была полностью разгромлена - в начале пандемии наше государство имело только одну государственную лабораторию, которая была способна проводить около 200 тестов в сутки. Сейчас уже делается около 70 000 тестов в сутки. У нас было всего около 12 000 коек, которые могли принимать пациентов с ковидом. Сейчас уже в разы больше коек - почти 60 000. Был пустой государственный резерв. Такая же ситуация была и с необходимым медицинским оборудованием, в частности с аппаратами ИВЛ. В этой ситуации власти действительно удалось сделать достаточно много.
Однако самой большой проблемой оказалось не обеспечение больниц и восстановление лабораторий, а непоследовательность правительственных решений и неспособность обеспечивать их выполнение (например, ситуация с доплатами врачам в размере 300% для тех, кто непосредственно задействован в лечении больных ковид или со страхованием врачей). Украинское правительство поздно пришло к выводу о необходимости введения адаптивного карантина, который учитывает особенности эпидемиологической ситуации в различных регионах. Не удалось власти и выработать действенный механизм контроля за перемещением больных и контактных лиц, а также за соблюдением гражданами элементарных правил безопасности как правильное ношение масок, использование дезинфектором и содержания физической дистанции. Даже не всех субъектов хозяйствования удалось проконтролировать власти. К сожалению, нарушение карантинных ограничений стало нормой для украинского общества. Проблемой также стало и то, что правительство, вводя жесткие ограничения, не предлагал сразу бизнеса программы поддержки. Как правило, это уже происходило постфактум, после возмущения общества. Все это подрывало доверие к государственным институтам и открывало широкий спектр возможностей критики власти оппозицией. Правительство не работало на опережение, а опять же занимался "тушением пожаров".
Не удалось правительству и предложить действенный план восстановления экономики на основе ее адаптации к меняющейся мировой экономической конъюнктуры. Не стало государство за этот год активным актором, который взаимодействует со своим национальным и дружественным транснациональным капиталом. Не произошло также и перестройки экономики Украины на основе кластерного подхода, ускоренного развития высокотехнологичных отраслей машиностроения, что позволило бы модернизировать и обновить материально-техническую базу. Положительным моментом можно считать разве что создание должности вице-премьер-министра - министра по вопросам стратегических отраслей промышленности, которым стал Олег Уруский, но о успехах в его работе еще рано говорить. Однако сам факт создания подобного министерства является безусловно шагом вперед, который показывает все же наличие понимания у властей важности развития промышленности и усиления инновационного компонента в ней.
Цвета политической конкуренции в Украине
Доминирующим цветом украинской политического спектра продолжает оставаться зеленый. Зеленский продолжает оставаться политиком № 1 в стране. Его рейтинг сейчас составляет почти 40%. Безусловно, кто-то будет сравнивать его уровень поддержки с 73% на выборах в 2019 году, но рейтинг политика стоит мерить по первому туру, когда перед избирателем лежало все политическое меню, а не два кандидата. Потому во втором туре скорее голосуют "против", а не "за". Поэтому, несмотря на политические спекуляции и реальные проблемы в управлении, Зеленский продолжает уверенно держать первенство. По сравнению с другими соцопросами можно сказать, что его поддержка является волнообразной, но в последнее время вышла на плато в диапазоне 30-40%. Причем поддержка Зеленского почти равномерна по всей стране, то есть без региональных перекосов.
Вторую и третью строчку в президентском рейтинге занимают полюсные конкуренты (запад и восток страны) - Петр Порошенко и Юрий Бойко, разница между ними, как правило, минимальная в диапазоне 15-16%. Причем не стоит переоценивать поддержку Порошенко на Западе, ведь у Зеленского в этом регионе поддержка почти в два раза выше. Так же и Бойко на Востоке не опережает Зеленского, расстояние между ними там составляет (согласно различным опросам) почти 8-10% в пользу действующего президента. Пятерку лидеров потенциальных президентской гонки замыкает Юлия Тимошенко, за которую готовы отдать свои голоса в среднем 10% украинцев, и Игорь Смешко, который, как правило, чуть недотягивает до 5%.
В партийном зачете лидеры неизменны - "Слуга народа", за которую готовы проголосовать около 25-30%. В конкуренции ЕС-ОПЗЖ чашу весов склоняются в пользу последних, за партийцев Бойко-Медведчука готовы проголосовать почти 18-20%, а вот партийцев Порошенко поддерживают более 13-15%. В гонке этих партий можно четко увидеть восточно-западную полюсность. Партийцы Тимошенко, как и их лидер, занимают четвертую строчку с рейтингом в пределах 10%. Близкой для преодоления проходного барьера является "Сила и Честь" Смешко, за которую готовы проголосовать около 5%. Постепенно приближается к прохождению барьера и "За будущее".
Наиболее оппозиционно настроенными к власти в конце 2020 - партии Порошенко и Медведчука. Причем друг без друга эти политические проекты могли иметь слабую поддержку. Публичная риторика этих партий сводится к острой вражде. Порошенко выступает в роли главного патриота, а Медведчук в роли пятой пророссийской колонны. Но во времена Порошенко Медведчук вернулся в украинскую политику, были созданы условия для покупки им трех информационных каналов, расцвета бизнеса и созданию политической партии. Учитывая возможности Порошенко в свое время остановить возвращение Медведчука в украинскую политику, можно сделать вывод, что Петр Алексеевич был заинтересован в таком развитии событий. К сожалению, эта политическая игра крайне деструктивна для украинского общества, ведь углубляет раскол и лелеет нетерпимость, а без консолидации украинское государство не сможет стать на рельсы устойчивого развития.
Оппозиционную, но конструктивную позицию по отношению к власти, занимает "Батькивщина" Юлии Тимошенко. Она, как правило, пытается аргументировано отстоять свою позицию, но при необходимости совместного голосования с властью за государственные решения поддерживает их. Также Тимошенко не работает на раскол общества, она всегда стремится переводить дискуссию на объединяющие вопросы экономического роста, безопасности и тому подобное. Поддержка этой партии довольно стабильной, ведь на местных выборах они заняли второе место после СН, получив почти 4400 мандатов депутатов местных советов.
Юлия Тимошенко
В общем оппозиция в 2020 году много ставила на местные выборы. Для ЕС и ОПЗЖ проигрыш СН на местных выборах стал бы почвой для расшатывания политической ситуации в направлении досрочных парламентских выборов. Но план провалился, ведь несмотря на снижение рейтинга, СН все равно заняла первое место как по количеству мандатов в местных советах (6239 мандатов), так и по количеству руководителей населенных пунктов (226 руководителей). Больше СН взяли только самовыдвиженцы. Поэтому "Слуга народа" продолжает оставаться лидером электоральных предпочтений украинцев даже на местном уровне. Сейчас эта политическая сила получила в руки реальные инструменты влияния на местную политику и состояние дел на конкретной территории. Как они это инструмент используют - вопрос открытый. ОПЗЖ и ЕС продолжают оставаться полюсными партиями, которые в основном имеют поддержку в восточно-южных и западных областях соответственно. "Слуга народа" же, как и раньше, представляет среднюю часть политического спектра, сшивая различные города, общины и регионы. ВО "Батькивщина" продолжает держать в своих руках сельский и поселковый электорат, тем же обеспечивая себе высокий результат по количеству полученных мандатов.
О досрочных парламентских выборах пока неуместно говорить, раскрутка этой темы скорее является рычагом давления на действующую власть со стороны ОПЗЖ, ЕС и "За будущее". Однако, если посчитать, то эти политические силы не смогут особенно улучшить свой результат на досрочных парламентских выборах, а потому просто нет смысла вкладывать ресурсы в новую избирательную кампанию. Кроме того, пока нет никаких конституционных оснований для роспуска ВРУ со стороны Президента.
В общем 2020 не зажег ни одной яркой политической звезды, но и ни одна не угасла, кроме разве что "Голоса", который значительно потерял в поддержке и сомнительно, что сможет ее вернуть перед следующими выборами. Интересным политическим проектом может стать партия "Предложение", но ее перспективы пока очень туманны, несмотря на наличие мэров и фракций в нескольких важных областных центрах, на местных выборах она набрала в разы меньше, чем другой новичок - партия "За будущее".
Нерешенной проблемой для власти во многих регионах остаются взаимоотношения центральной власти и местных элит, несмотря на системные перезагрузки власти в стране в 2019 году не ухудшили свои позиции. Не удалось власти и сформировать адекватную региональную государственную политику, в частности, путем построения эффективных политических институтов на местах. Актуальность этой задачи трудно переоценить, поэтому она переходит как задолженность власти на 2021. Без этого кризисы в отношениях центра и регионов станут перманентным явлением украинской политики, который будет значительно тормозить развитие государства.
Внутриполитическая ПРОГНОЗ НА 2021 ГОД: ТРЕНДЫ И ВЫЗОВЫ
Борьба с коронавируса и вакцинация
Ведущим лейтмотивом первой половины 2021 останется борьба с последствиями пандемии коронавируса. Главной проблемой станет не столько создание оборудованных койко-мест, сколько обеспечение украинский вакцинами. В этом вопросе у власти есть несколько путей. Во-первых, в рамках глобальной инициативы для распространения вакцины COVAX, которая объединяет уже 172 страны, Украина может получить около 80 млн доз вакцины (по две прививки на человека), что позволит полностью вакцинировать профессиональные группы - прежде всего, врачей - и часть групп риска. Во-вторых, организовать закупку вакцин непосредственно у поставщиков, на это в проекте бюджета уже заложено 2,6 миллиарда гривен, правда, этих средств может оказаться недостаточно. Но не меньшей проблемой, чем получить вакцины, для власти будет задача защиты самой идеи вакцинации, ведь очень много украинских граждан по разным причинам категорически не воспринимают необходимость вакцинироваться. Пропаганда идеи вакцинации и в целом поддержка научного взгляда на жизнь и на борьбу с инфекциями требует комплексного подхода со стороны власти, создание коалиций поддержки как с гражданским сектором, так и с бизнесом.
Протест против вакцинации
Политическая конкуренция
В 2021 году следует ожидать обострения политической конкуренции. Особенно горячо будет в треугольнике ОПЗЖ - власть - ЕС. Все больше станет акций-провокаций вроде нападения на "Патриотов за жизнь" во время местной избирательной кампании, перформанса Кивы у посольства США или нападений на журналистов пула медведчуковских каналов. Каждая из которых будет сопровождаться апеллированием к власти с целью прекратить вакханалию и последующим освещением несостоятельности власти навести порядок в стране. ЕС тоже не отставал, они будут активно педалировать тему обысков на Прямом, а также активизируют движение "Нет капитуляции". Ситуация будет ухудшаться, если власть не сгенерирует ощутимые реальные и практические результаты своей деятельности для общества уже в первой половине года. Отсутствие реальных результатов работы власти - прежде всего это гвоздь в руки представителей полюсных политических проектов, которые чрезвычайно активно начнут их использовать для заколачивания крышки в проект "новых зеленых лиц" как только рейтинг Зеленского опустится ниже 20%. Причем сомнительно, что рейтинги этих политических сил будут стремительно расти, пока динамика их рейтинга об этом точно не говорит.
В 2021 году (весной или осенью) не исключены перевыборы в парламент, но их проведение будет скорее холостым выстрелом, ведь до сих пор главные вдохновители этой идеи ЕС, ОПЗЖ и "За будущее" не получат себе уверенной электоральной поддержки и не смогут особенно улучшить свой сегодняшний рейтинг. Если выборы все же состоятся, то главными бенефициарами скорее всего станет пропрезидентской политический проект, а возможно таких проектов уже станет два. Вероятно, на досрочных выборах захочет самостоятельно попробовать свои силы Дмитрий Разумков, который предположительно сможет завести небольшую фракцию в парламент. Однако если властям удастся стабилизировать ситуацию в начале 2021, улучшить ситуацию с коронавирусом в том числе и вакцинацией, обеспечить хотя бы небольшой, но рост экономики, воздержаться от ряда новых скандалов с участием депутатов и ближайшего окружения Президента, а также не ухудшить ситуацию на Донбассе, то вероятность перевыборов будет минимальной.
Активным в 2021 году будет бывший премьер-министр Владимир Гройсман, который сейчас прилагает немало усилий для возвращения в большую украинскую политику. Поддержать его может олигарх Ринат Ахметов, который также привержен еще одному экс-премьер-министру Арсению Яценюку.
Напряженными останутся отношения власти и олигарха Коломойского, который, правда, пока красных линий не переходит. Его главная задача состоит не столько в том, чтобы снести нынешнюю власть, сколько в том, чтобы ослабить влияние на нее со стороны своего главного конкурента Рината Ахметова, который сейчас очень близок к окружению президента. Поэтому конкуренция между Ахметовым и Коломойским продолжится и в 2021 году, а объектом этой конкуренции останется влияние на власть. Причем Ахметов и дальше будет использовать мягкую силу, а Коломойский будет действовать все более жестко.
Неспокойно будет и по линии "центр-регионы". Власть в 2020 году так и не смогла выработать действенную региональную государственную политику. Хотя СН на местных выборах смогла получить представительство во всех регионах страны, добыть наибольшее количество мандатов среди всех политических сил и наибольшее количество руководителей городов, во многих регионах они оказались в меньшинстве, а потому местная власть будет стремиться формировать собственную повестку дня, даже идя в противоречие с общенациональными решениями. Местные элиты любым способом будут стремиться сохранить свое привилегированное положение.
Кадровые изменения
В правительстве состоится ряд новых кадровых назначений. Вероятно лишатся должностей министр здравоохранения Максим Степанов, министр обороны Андрей Таран, министр финансов Сергей Марченко, министр экономики Игорь Петрашко, министр юстиции Денис Малюська. Наконец будут назначены министры образования и энергетики. Министерство образования и науки, скорее всего, возглавит нынешний заместитель министра Андрей Витренко, а вот кресло министра энергетики с большой долей вероятности достанется нынешнему заместителю министра Юрию Бойко. Вероятно, в правительстве следует ожидать усиления позиций Юлии Тимошенко, которая сейчас подставляет плечо власти во время сложных голосований. Денис Шмыгаль, скорее всего, сохранит должность премьер-министра, как минимум до весны 2021 года.
Денис Шмыгаль
Особых кадровых изменений в ОП в 2021 году не произойдет. Возможны лишь будут изменения среди заместителей руководителя ОП.
Не останется на своей позиции Генеральный прокурор Украины Ирина Венедиктова. Вероятно, она станет следующим министром юстиции Украины. Заменить ее в ГПУ может или Сергей Кизь (экс-заместитель Генпрокурора) или Сергей Ионушас (депутат от СН). Также стоит ожидать проведения конкурса на занятие руководящих должностей в ГБР, причем нынешний и.о. председателя ГБР Алексей Сухачев имеет все шансы убрать приставку. Председателю СБУ Ивану Баканов пока ничего не угрожает, так же как и министру МВД Арсена Авакова.
Изменится и кадровый состав ВРУ, к весне стоит ожидать проведения соответствующего конкурса. Также произойдет перезагрузка ВККС.
Не исключено является смена руководства партии и фракции СН. Очень много вопросов накопилось к Корниенко и Арахамии.
РЕКОМЕНДАЦИИ
· В контексте борьбы с последствиями пандемии коронавируса власти, кроме кредитования, помощи непосредственно людям в виде выплат по частичной безработице, выплат предложенных президентом, повышение минимальной зарплаты и т.д., следует разработать действенные программы поддержки бизнеса по организации безопасных рабочих мест, которые будут строить риск инфицирования до минимума . Особенно это касается промышленных предприятий в базовых для экономики Украины сферах. В диалоге с бизнесом необходимо разработать новые подходы к организации трудовой деятельности (например, перенос часов начала и окончания работы для уменьшения скопления людей в час пик).
· Преобразование ОП в интеллектуальный центр страны, который помогает в работе не только Президенту, но и другим органам власти. Для этого необходимо на постоянной основе проводить консультации с экспертами и учеными, вроде формата, в котором Зеленский собирал специалистов во время проведения президентской кампании. Из этих встреч можно делать интересный медийный продукт. Курировать такую работу имеет один из заместителей руководителя офиса президента, это даже может быть новый человек.
· Важно при этом привлекать как представителей академической среды, так и экспертов аналитических центров по общественному сектору. Можно также создать небольшой фонд для институциональной поддержки организаций, которые помогают Президенту менять страны. Тем более, что в ОП является уже успешный кейс сотрудничества с украинскими учеными и общественными организациями, например, в ситуации с COVID-19. Это мог бы быть интересен шаг в направлении реального реформирования работы ОП. Решения, которые будут производиться и соответственно поддерживаться научной и аналитической сообществом будут в разы лучше восприниматься обществом. Но важно, чтобы эти решения были и чтобы такие встречи не заканчивались просто общением, а имели практический результат.
· Маргинализировать полюсные политические силы, деятельность которых, при условии сохранения нынешней динамики, рано или поздно может привести к социальному взрыву. В электоральных нишах этих политических сил необходимо поощрять конкуренцию. То есть стоит или поддержать уже существующие политические силы в этих нишах, но менее радикальные по своей риторикой, при условии конечно общего видения развития страны хотя бы по реперным точках, или создать новые союзные политические проекты, которые ориентировались на соответствующие электоральные группы, но исповедовали бы конструктивный умеренный подход. Это вопрос не электоральных предпочтений для провластной политической силы, а вопрос сохранения целостности страны и государственности в целом.
· Реабилитировать роль государства, которое должно быть активным актором, взаимодействует со своим национальным и дружественным транснациональным капиталом. Именно государство должно выработать и представить общественности адекватную двухконтурной системе управления, которая будет способна эффективно преодолеть будущие как мировые, так и внутренние вызовы.
· Ввести инклюзивную и легитимную конституционную реформу. Восстановить доверие к государству можно путем заключения между государством и обществом нового договора - новой Конституции Украины. Много лет политики глумились над Основным законом, внося в него конъюнктурные изменения. Более того, все изменения Конституции Украины осуществлялись без надлежащего общественного обсуждения, привлечения институтов гражданского общества и широких экспертных дискуссий. Фактически граждане Украины как носители суверенитета были лишены своего неотъемлемого права реализовать учредительную власть, которую монопольно сосредоточили в своих руках ВРУ и Президент Украины. Почти весь конституционный процесс со времен принятия Конституции Украины - это сознательное искажение Конституции под конкретные интересы.
Основной Закон - это учредительный акт народа, определяет правила сосуществования личности, общества и государства. Необходимо закрыть возможности искажения конституционных норм, их произвольной трактовки, и создать условия неукоснительного соблюдения Конституции всеми субъектами конституционного процесса. Граждане должны непосредственно участвовать в разработке новой Конституции, работать над ее текстом. Поэтому красной линией дорожной карты проведения конституционной реформы должно стать обеспечение инклюзивности и легитимности конституционного процесса. Необходимо обеспечить широкое участие общественности, привлечения и представительство всех основных заинтересованных сторон в конституционную дискуссию, а также прозрачность. Украине необходима всеобъемлющее изменение правил игры и сделать это можно как раз путем принятия на основе широкого консенсуса новой Конституции.
Правильно организованная конституционная реформа позволит переключить внимание общества с деструктивных вопросов типа язык, геополитическая ориентация и тому подобное. Этот процесс может широко освещаться и быть направленным на привлечение к нему каждого гражданина. Украинцы должны почувствовать ценность своей Конституции. Именно из-за принятия новой Конституции можно преодолеть такие проблемы как дуализм исполнительной власти, конфликтность между центром и регионами, ситуацию с КСУ и тому подобное.
Усилить работу с медиа. Создать о государственных медиа площадки (например, интернет-медиа), которые станут местом конструктивной дискуссии, реалистического видения состояния дел в стране, а не фермой фейков и дезинформации.