Несмотря на то, что после полномасштабного нападения РФ в Брюсселе дали Киеву статус кандидата в члены ЕС, реформы, которые идут с ним в комплекте, пока не только поставлены на паузу, а зачастую процессы идут в противоположном направлении. Ярким примером стала "конституционная реформа", которая вызвала много вопросов у экспертной среды как в Украине, так и за ее пределами. К чему может привести такой ход событий, читайте в материале "Апострофа".
Мечта всех президентов
28 февраля 2022 года, через четыре дня после полномасштабного вторжения России в Украину, президент Владимир Зеленский подписал заявку на членство Украины в ЕС. После ее акцептования Брюсселем там выдвинули Украине 7 требований для пути в союз, среди которых - реформа Конституционного суда. 13 декабря Верховная Рада приняла законопроект о конкурсном отборе кандидатур на должности судей Конституционного суда. Формально в документе отражено то, что требовал Евросоюз. В частности, в законе предусмотрено создание вспомогательного органа по отбору судей — Совещательной группы экспертов, которая будет помогать оценивать соответствие кандидатов на должность судей КСУ. По результатам работы она должна рекомендовать не менее трех человек на одну вакантную должность.
Конкурс на должности судей КСУ пройдет в несколько этапов, а наибольшую роль будет играть именно Совещательная группа экспертов из шести человек. Группа первого созыва (на шесть лет) будет состоять из представителя президента, Верховной Рады, съезда судей, Венецианской комиссии и международных организаций, оказывающих помощь Украине в сфере верховенства права или противодействия коррупции. Решающий голос в комиссии, подбирающей судей КСУ, должен быть у независимых экспертов, но преимущества им принятый закон не дает.
В то же время, этот закон позволит властям контролировать более половины состава судей КСУ, что соответственно будет сказываться и на решениях суда. Правозащитники и международные партнеры требуют иного механизма назначения судей КСУ. Прямо о необходимости изменений в закон высказались и в Еврокомиссии. Там отметили, что исключение кандидатов в КСУ на основании профессиональной компетентности и увеличения числа членов Консультативной группы экспертов до семи повысило бы доверие общества к Конституционному суду и обеспечило беспристрастность процесса отбора.
Читайте: Чей ствол длиннее: как западные САУ изменяют характер войны
Пока власти до сих пор молчат по этому поводу. Принятый парламентом закон вернул к жизни затихшие на фоне войны голоса о потере роли парламента и Кабинета министров, жестких рамках для СМИ и других неприятных вещей. Впрочем, непохоже, что на Банковой беспокоятся по этому поводу, говорит "Апострофу" политический эксперт Виктор Небоженко.
"Пока возвращения к правильному разделению властей, независимости СМИ и гласности я не вижу. К старым, укоренившимся ошибкам Украины – в частности, мощной коррупции, добавились не очень приятные черты режима личной власти Банковой. Она руководит страной как крупной фирмой, попавшей в тяжелое положение, но не работает ни с украинскими СМИ, ни с партиями, Кабмином или Верховной Радой – все делается в нескольких кабинетах на Банковой. Хорошо, что армия имеет определенную автономию в своей сфере", - считает Небоженко.
Эксперт отмечает, что Зеленский раньше не был политиком в полном смысле этого слова, но во время войны показал себя с лучшей стороны и стал в международном плане очень авторитетной персоной, и здесь его надо всячески поддерживать. Но что касается внутренних вопросов и проблем, то возникают вопросы.
В свою очередь, политтехнолог Алексей Голобуцкий говорит, что на украинские власти сейчас работает глобальность проблемы, которую решает Украина. Дело в том, что на Западе существует несколько концепций победы над Россией, и одна из них заключается в том, что главная задача - остановить Россию, а какими методами Украина будет делать это, и как будет меняться при этом – вопрос второстепенный.
"У власти есть моральное преимущество – мы воюем, страдаем, а вы здесь со своими законами, Конституционным судом. Конечно, моральное преимущество Зеленского гигантское, и на фоне нынешних западных политических элит и их лидеров, которые часто являются дешевыми популистами, которые пытаются продержаться 4 -5 лет, он выглядит необычно как человек, решающий вызовы, с которыми со времен Второй мировой не сталкивался никто на Западе", - говорит Голобуцкий "Апострофу".
Но есть проблема: сидящие на Банковой активно пользуются "суперпозицией" президента. Запад сейчас просто не может сказать – "вы принимаете ужасные законы, мы вам не дадим деньги", и как выйти из этой ситуации – неизвестно.
"Там будут ждать конца войны и уже тогда пытаться влиять на украинские власти, чтобы они не превращались в вариант каких-то иракских или афганских режимов. Пока же власть ничего не сдерживает, Украина - на первых полосах во всем мире, Зеленский - человек года. Даже созданная Западом структура, НАБУ, может проводить обыски какие-то, допросы. Но потом включаются другие механизмы – и все это затихает", - отмечает Голобуцкий.
Такая ситуация в перспективе может серьезно ударить по Украине уже после войны, когда снова окажется, что Киев не выполнил (или выполнил, но не так) пожелания Брюсселя по нашей евроинтеграции.