RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.80
  • НБУ:EUR 43.35
НБУ:USD  41.80
Общество

Петр Порошенко отдал все для фронта

Будущая мобилизация предполагает не только 210 дней призыва, но и конкретные требования к экономике

Будущая мобилизация предполагает не только 210 дней призыва, но и конкретные требования к экономике Военные гарантируют, что новобранцев не бросят в бой неподготовленными Фото: УНИАН

Сегодня президент Петр Порошенко подписал указ о трех волнах частичной мобилизации в 2015 году. Соответствующий указ уже направлен на рассмотрение в Верховную раду. Мобилизация продлится 210 дней. Помимо сугубо военных аспектов, она впервые включает требование привести национальную экономику в состояние полной готовности. Предприятия должны обеспечить бесперебойное снабжение нужд армии и других вооруженных формирований. Эксперты отмечают, что в соответствии с этим требованием, предприятиям необходимо будет в любое время передать свои мобилизационные резервы для нужд фронта.

210 дней мобилизации

Сегодня президент Петр Порошенко после рабочей встречи с главами областных государственных администраций в Киеве сообщил, что подписал указ о проведении трех волн мобилизации в 2015 году. Указ был немедленно направлен на рассмотрение в парламент, и его текст появился на сайте Верховной рады во второй половине дня. В нем предписывается провести в 2015 году частичную мобилизацию «в три этапа на протяжении 210 дней» со дня вступления указа в силу. Мобилизация будет проходить на территории всех областей Украины за исключением Крыма. С 18 марта по 1 мая должна быть проведена демобилизация военнослужащих, призванных в марте прошлого года.

Указ не предусматривает конкретных сроков проведения мобилизации, однако ранее секретарь Совета нацбезопасности и обороны Александр Турчинов сообщил, что первая волна мобилизации начнется 20 января и продлится 90 дней. Вторая волна будет объявлена ориентировочно в апреле и будет длиться 60 дней. В июне начнется третья волна, которая также продлится 60 дней. По словам господина Турчинова, Украина нуждается в мощной армии, а также в подготовленном резерве численностью не менее 100 тыс. человек.

Другие причины проведения мобилизации назвал вчера первый заместитель начальника Главного управления оборонного и мобилизационного планирования Генштаба Вооруженных сил Украины (ВСУ) генерал-майор Владимир Талалай. По его словам, Российская Федерация будет пытаться перевести войну на Донбассе в стадию «замороженного конфликта», поэтому существует необходимость поддержания постоянной боеспособности ВСУ. Помимо этого, по словам господина Талалая, в марте истекает срок действия социальных гарантий, предоставленных военнослужащим, призванным в армию год назад, а солдаты, находящиеся в зоне проведения АТО, нуждаются в ротации.

Кого заберут?

«В 2015 году под мобилизацию попадут те же категории граждан, что и во время предыдущих трех волн, прошедших в 2014 году»,‒ пояснил Владимир Талалай. Наиболее востребованными специальностями в зоне АТО, по словам генерал-майора, являются артиллеристы, наводчики, командиры механизированных подразделений, механики-водители, связисты, разведчики, спецназовцы, квалифицированные специалисты противовоздушной обороны.

Каждый мобилизованный, по словам господина Талалая, пройдет подготовку, которая продлится около 40 дней. Так, на протяжении 26 дней их будут обучать общевойсковым дисциплинам: медицинской, тактической, огневой и инженерной подготовке. Затем в течение 15 дней мобилизованные должны будут пройти боевое слаживание ‒ то есть отработать совместные действия в составе воинских коллективов ‒ расчетов и экипажей. При этом офицеры будут проходить подготовку в учебных заведениях, а солдаты и сержанты ‒ в учебных центрах. «В зону проведения АТО люди будут направлены только после соответствующего обучения»,‒ заверил Владимир Талалай

На вопрос А’ о том, являются ли отведенные сроки достаточными для полноценного обучения, господин Талалай подчеркнул, что планируется призвать тех военнообязанных, которые уже имеют военную подготовку: «Из 26 дней первые 7-10 будут посвящены общевойсковой подготовке, а последующие 16 ‒ восстановлению ранее полученных навыков. Мы не планируем брать неподготовленных людей на должности, определяющие боеспособность. Для комплектования высокотехнологичных должностей военкоматы выбирают людей, которые либо прошли военную службу и могут быстро восстановить свои знания, либо имеют соответствующую квалификацию по гражданской специальности».

В рамках ближайшего этапа мобилизации планируется призвать около 50 тысяч человек. Не подлежат мобилизации люди, не пригодные по состоянию здоровья, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей, присматривающие за нетрудоспособными родственниками, имеющие бронь от предприятий, а также студенты и аспиранты дневной формы обучения. Господин Талалай предупредил об ответственности за уклонение от исполнения воинской обязанности: «Если человек открыто заявит о своем нежелании исполнять воинский долг, его ждет уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет».

Вместе с тем, генерал-майор признал, что если гражданин не расписался в получении повестки и не явился в военкомат (например, если повестка была просто брошена в почтовый ящик), это не является нарушением закона. «Военкоматы не будут проводить специальные поиски тех, кто не проживает по месту прописки,‒ отметил Владимир Талалай.‒ Но рано или поздно этот человек будет вынужден ответить за свои действия. Мы не нацелены на то, чтобы любой ценой укомплектовать армию немотивированными людьми».

Действующие военные отмечают, что необходимость в мобилизации существует. Так, офицер спецгруппы CIMIC в секторе B, подполковник Александр Гвоздков говорит о том, что у людей накопилась усталость: «Они сидят по три-четыре месяца, начинает сказываться усталость, а поэтому боевой дух падает. Ребята должны знать, что с определенного числа их сменят».

Впрочем, предложенный принцип комплектования армии вызывает вопросы у экспертов. «У принудительно призванного человека ‒ низкая внутренняя и внешняя мотивация. А мотивация ‒ это главное. Намного лучше было бы готовить добровольцев. Один военный профессионал переиграет в бою десять принудительно призванных срочников»,‒ заявил в своем Facebook бывший заместитель министра обороны, адмирал Игорь Кабаненко.

Неофициально корреспонденту A’ об этом говорят и военные в зоне АТО: «Просто заберут тех, кто не сможет отмазаться или откупиться, как, впрочем, было и всегда. Следует брать специалистов и готовить профессиональную армию с хорошим обеспечением и с жесткой дисциплиной. Возглавлять эту армию должен толковый командир, а не сотрясатель воздуха».

Нагрузка на экономику

В отличие от предыдущих волн мобилизации, предстоящий этап впервые содержит экономические требования. Президент поручает Кабинету министров «перевести национальную экономику на функционирование в условиях особого периода в объемах, которые гарантируют бесперебойное обеспечение ВСУ и других вооруженных формирований», требуется перевести соответствующие отрасли производства в состояние «полной готовности».

Эксперт аналитического центра «Новая социальная и экономическая политика» Владислав Мельник пояснил А’, что это требование предусматривает полную ревизию мобилизационных резервов: «Практически на каждом предприятии, согласно закону “О мобилизационной подготовке”, должны были быть так называемые мобилизационные запасы. Например, нефтеперерабатывающие заводы должны иметь определенный запас нефтепродуктов, а шахты ‒ запас угля. Если эти нормы будут приняты, то все товарные позиции могут быть использованы для нужд государства, для нужд фронта»

Господин Мельник, впрочем, сомневается, что предприятия располагают мобилизационным резервом: «23 года мы жили в мире, и никто не предполагал, что такое начнется. Поэтому есть большие сомнения, что предприятия накопили такие ресурсы. Если мобилизационного резерва у них не окажется, то государство в судебном порядке может взыскать необходимый объем продукции, что, конечно же, ударит по экономике предприятия.

Владислав Мельник также сообщил, что мобилизация несет и определенную фискальную нагрузку на экономику, поскольку в бюджете 2015 года заложена финансовая компенсация предприятиям, чьи сотрудники были мобилизованы. Эта статья расходов составляет 1,79 млрд. грн. «Это прямая нагрузка на бюджет и частичная цена мобилизации. Я уж не говорю о том, что ее следует провести более грамотно, чем предыдущие. Один из директоров государственного транспортного предприятия говорил, что мобилизации подлежат все водители транспорта. А кого же он должен будет ставить на маршруты, если всех людей заберут?» ‒ удивился господин Мельник.

Читайте также