В Министерстве здравоохранения рассчитывают перекрыть дефицит жизненно необходимых лекарств за счет гуманитарной помощи. В ведомстве ссылаются на опыт таких стран как США и Германия, где выполнение государственных программ осуществляется не только за средства государства, но и за счет гуманитарной помощи. По мнению участников рынка, такие действия говорят лишь о том, что в стране сложилась критическая ситуация с обеспечением некоторыми важными для жизни людей медикаментами.
В Украине работает 19 государственных программ по лечению различных заболеваний. На их реализацию в этом году, по данным Минздрава, из центрального бюджета выделено 4,1 млрд, что практически в два раза больше чем в 2014 году. Но при этом всего для обеспечения потребностей 1,8 млн пациентов необходимо 8,5 млрд грн.
Вчера заместитель министра здравоохранения Алена Терещенко на пресс-конференции рассказала о результатах аудита, проведенного министерством по выполнению госпрограмм. «Этот аудит позволил нам увидеть полную картину сложившейся ситуации с обеспеченностью лекарствами по всем госпрограммам. В целом, есть ситуации, когда обеспеченность лекарствами составляет 125% от необходимого объема, а есть ‒ когда всего на 14,5%»,‒ отметила госпожа Терещенко. По словам замминистра, наиболее критическая ситуация сложилась с обеспечением лекарствами против гемофилии (8-9-й фактор), взрослой онкологии, болезни Гоше, а также медикаментами, необходимыми для трансплантации.
Госпожа Терещенко при этом не уточнила, в каком объеме и на какую сумму не хватает лекарств. Между тем, присутствующие на пресс-конференции представители общественных организаций заявили, что ситуация с препаратами для больных гемофилии ‒ сложнейшая: «В государственных больницах есть всего 16 доз, на четырех детей. Этих лекарств ничтожно мало. Если вдруг с ребенком что-то случится, ему понадобится провести операцию, то для этого нужно будет 50 доз».
Помимо этого, существует проблема с проведением календарной вакцинации. В конце февраля министр здравоохранения Александр Квиташвили заявил ‒ чтобы перекрыть существующие потребности по всем программам вакцинации в Украине необходимо 10,8 млн доз вакцин на сумму $20-23 млн. К примеру, в больницах отсутствует вакцина БЦЖ для прививки против туберкулеза. Дело в том, что около 80% закупаемых государством вакцин были российского производства. Однако в прошлом году истек срок регистрации этого препарата – это значит, что он не может реализовываться в Украине.
Решить проблему с дефицитом жизненно необходимых лекарств в министерстве рассчитывают за счет гуманитарной помощи. «Это не является чем-то удивительным. К примеру, в таких странах, как США и Германия источниками выполнения государственных программ, помимо средств бюджета, является гуманитарная помощь»,‒ отмечает госпожа Терещенко. По данным ведомства, в начале апреля придет первая партия вакцины против полиомиелита, закупленная UNICEF при финансовой поддержке правительства Канады. Кроме того, госпожа Терещенко сообщала, что министерство подписало меморандум с одним из фармпроизводителей на поставку лекарств. Подробности меморандума она не уточнила.
Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Игнатов отметил, что гуманитарная помощь ‒ это решение существующих проблем, но никак не долгосрочное планирование. «Ситуация ‒ на самом деле критическая, только об этом никто вслух не говорит. Но другого выхода мы не видим, кроме как обратиться к международным организациям за помощью»,‒ отметил источник «Апострофа» в Минздраве. Напомним, в прошлом году все сроки по проведению госзакупок лекарств были сорваны. Тендеры были проведены только в середине осени. Общественные организации неоднократно выступали с заявлениями о дефиците жизненно необходимых лекарств. Тогда с поста министра был уволен Олег Мусий, а на его место назначили Александра Квиташвили.
В этом году министерство планирует начать процедуру госзакупок в апреле, при этом закупки лекарств через международные организации могут быть начаты примерно через два месяца. Закон, разрешающий государству закупать лекарства через международные организации, был принят в конце прошлой недели. Однако, как пояснял заместитель министра здравоохранения Игорь Перегинец, чтобы этот закон начал работать, необходимо привести в соответствие ряд нормативных актов: «На это может понадобиться около двух месяцев». В министерстве рассчитывают, что такой способ позволит приобрести больший объем лекарств за счет прямых закупок у производителей. В первую очередь международные организации смогут обеспечить поставку лекарств для больных ВИЧ/СПИДом, туберкулезом, гепатитом.