С 1 декабря Россия ужесточила миграционные правила для украинцев. Теперь на территории РФ без разрешительных документов можно находиться не более трех месяцев. Иначе — выдворение из страны и запрет на въезд. Новые правила не касаются вынужденных переселенцев — новой категории мигрантов, которая появилась с началом вооруженного конфликта на Донбассе. По данным ФМС РФ, на территории страны проживают более 2,6 млн украинцев, включая переселенцев. Впрочем, уезжают из страны не только уроженцы Донбасса и не только в Россию. Война на востоке и экономический кризис вынуждают жителей всех областей уезжать в европейские государства, среди которых наибольшей популярностью пользуется Польша. Евросоюз заинтересован в миграции из Украины, но лишь при том условии, если наши граждане будут там только работать, а не останутся на ПМЖ.
От войны в Россию
С 1 декабря в России вступили в силу санкции в отношении украинцев, которые проживают в РФ больше трех месяцев без разрешительных документов. К нарушителям применяются административные меры, в частности, выдворение из страны и запрет на въезд. По данным Федеральной миграционной службы, на территории РФ проживают 2 млн 642 тыс. украинцев, включая вынужденных переселенцев, которых не коснутся новые правила. Именно для жителей Донбасса в начале 2015 года и был введен льготный миграционный режим.
А вот трудовые мигранты из Украины, против которых, собственно, и направлены ограничения, вынуждены возвращаться домой. По мнению главы Украинского всемирного координационного совета (УВКС) Михаила Ратушного, причина тому — не столько ужесточение миграционных правил, сколько резкое ухудшение отношения к ним со стороны россиян из-за войны на Донбассе.
С Ратушным соглашается уроженка Сумской области Наталья, которая более десяти лет проживает в Москве. До аннексии Крыма и начала вооруженного конфликта на востоке она не ощущала особого дискомфорта, а потом ситуация резко изменилась. "У них (россиян, — "Апостроф") из нутра выплескивается чрезвычайная гордость за родину, за Путина, они не сомневаются в своей правоте, и никакие человеческие и юридические доказательства вообще не воспринимают. Те украинцы, которые отстаивают свою точку зрения, должны быть готовы к разным непредсказуемым последствиям как со стороны гражданского общества, так и со стороны правоохранительных органов. Они не могут защищать свои права, так как могут нарваться на реальный тюремный срок", — отмечает Наталья. Впрочем, по ее мнению, украинцы во многом сами виноваты в таком отношении: по приезду в Россию сразу же стараются ассимилироваться, забывая свой родной язык.
Немного иначе сложилась судьба дончанина Павла, который задумался об отъезде из Украины в начале лета 2014 года, когда начались бои под Славянском. Отец Павла родом из Владимира, в этом городе проживают его дедушка и дядя. Поэтому выбор пал на Россию. "Вначале решил уехать на лето, поработать, посмотреть, как будет развиваться ситуация. Но становилось только хуже", — рассказывает 25-летний строитель. В конце лета 2014 года к нему присоединились родители. Отец Павла работал на шахте "Трудовская", которая находится в западной части Донецка, в Петровском районе. Эта часть города ближе всего к Марьинке, поэтому часто подвергалась обстрелам.
"Отец рассказывал: гремит так, что работать невозможно. Стреляли по жилым домам. Было очень страшно", — вспоминает Павел. После переезда во Владимир семья стала снимать квартиру. "Цены здесь раза в четыре выше, чем в Донецке, но и зарплаты тоже выше. Средняя зарплата на стройке — тысячу-полторы рублей (более 400 грн, — "Апостроф") в день, в Донецке, когда я уезжал, платили 100 грн", — рассказывает Павел. Дядя помог ему устроиться на работу, и он получает наравне со своими коллегами. Павел ни разу не пожалел о своем переезде, но он мечтает вернуться в Донецк. "Нас очень поддерживают родственники, но я все равно чувствую себя не в своей тарелке. Все очень дорого: аренда квартиры, коммунальные услуги. Лучше жить в своем доме и ни от кого не зависеть", — отмечает он.
Михаил Ратушный, впрочем, полагает, что в будущем все больше украинских трудовых мигрантов будут возвращаться из России домой. С ним согласен заведующий отделением миграционных исследований Института демографии и социологических исследований Алексей Позняк. По его словам, потоки трудовых мигрантов из Украины в Россию сокращаются, а вот количество вынужденных переселенцев из восточных областей, наоборот, будет расти. Пока, по данным эксперта, в России проживают около 9 тыс. временно перемещенных лиц из Донецкой и Луганской областей. Количество перемещенных лиц внутри Украины, по его словам, куда большее и составляет порядка 900 тыс. человек.
В поисках работы
Помимо России, многие украинцы стремятся выехать в Европу. Тут уже причиной становится столько не война, сколько экономический кризис в нашей стране, а также желание получить высокооплачиваемую работу. Это подтверждают данные Евростата, согласно которым значительная часть соотечественников переезжают в страны ЕС для трудоустройства: в 2014 году по этой статье было выдано 70% от общего количества видов на жительство. Самый большой интерес вызывают у украинцев страны Восточной Европы. В частности, на Польшу приходится 81% выданных разрешений, на Чехию — 4,2%, на Италию — 2,9%.
По данным президента украинского фонда в Польше "Наш выбор" Мирослава Керика, польские районные биржи труда зафиксировали в 2014 году 383 заявления от работодателей о намерении трудоустроить работника из Украины — это на 64% больше, чем годом ранее. Украинцы, как правило, находят работу в сельском хозяйстве, строительстве или перерабатывающей промышленности. "Агрессия России, война на востоке негативно сказываются на украинской экономике. Поэтому миграция в соседние страны становится одним из способов латания домашнего бюджета", — отмечает Мирослав Керик. Он также добавляет, что некоторые мужчины видят в миграции способ избежать мобилизации в армию.
25-летний Михаил Ткаченко принял решение эмигрировать в Польшу еще до военного конфликта, в конце 2013 года. К отъезду его подтолкнул кризис. "Реальность такова, что перспектив и стабильности в Украине нет. Какой смысл пытаться создавать бизнес в Украине или накапливать капитал и активы, когда завтра начнется опять дележка страны и можно остаться у пустого корыта?" — говорит собеседник "Апострофа". Трудоустроиться в Польше киевлянину с дипломом инженера было непросто, поэтому Михаил решил заочно поступить в один из частных вузов Варшавы.
В сентябре 2014-го Михаил поселился в студенческое общежитие. Через месяц был вынужден переехать на съемную квартиру — условия жизни в общежитии были неприемлемыми. "Света через день не было, горячая вода подавалась только утром и вечером", — вспоминает он. Заочное образование на факультете менеджмента обходится Михаилу в 10 тыс. грн в год. Качество обучения оставляет желать лучшего, но студента это не беспокоит: диплом польского вуза позволяет трудоустроиться в одной из стран ЕС и в перспективе получить вид на жительство. Первые полгода проживания в Польше было трудно найти работу: сказывалось плохое знание языка и отсутствие знакомств. "Раздавал рекламные листовки на улице, работал курьером и официантом в пиццерии", — рассказывает Михаил. Потом ему удалось официально трудоустроиться в немецкую фирму в Варшаве, которая занимается системами охраны. "Польша выгодна для эмиграции: она расположена рядом с Украиной и менталитет у наших людей похожий", — отмечает Михаил. Он хотел бы вернуться домой, но только временно: война на востоке и углубляющийся кризис утвердили его в правильности выбранного решения.
Прощание с Родиной
Очень много людей хотят навсегда покинуть Украину. По данным вице-президента Лиги экспертов Украины Андрея Гусельникова, за последние два года резко возросло количество граждан, решивших уехать за границу на ПМЖ. По его словам, в 2013 году на ПМЖ выехали 5,6 тыс. украинцев, а в 2015-м — 22,6 тыс. Кроме того, по данным Евростата, с 2011 по 2014 год количество украинцев, получивших вид на жительство в странах ЕС, увеличилось с 126 тыс. до 303 тыс. человек.
Некоторые украинцы покинули Родину, не поддержав Революцию достоинства и не согласившись жить в изменившихся условиях. Среди таких — Лана Куйбина, выехавшая из Украины в августе этого года по туристической визе. Она хорошо помнит момент, когда она всерьез задумалась об эмиграции. Это произошло 30 января 2014 года, когда участники Майдана поймали и протащили по Крещатику окровавленного мужчину. Вечером в новостях появилось несколько фотографий, на которых человек с залитым кровью лицом беспомощно стоит на коленях, а вокруг нависает ожесточенная толпа. "Это был, как они называли, "титушка", они тыкали ему Библию, говорили: "Проси прощения", а мимо проходили люди, — вспоминает Лана. — Что он сделал — в данном случае не очень важно, я в тот момент поняла, что подобное будет продолжаться. Потом был случай, когда приковали наручниками какого-то чиновника (речь о главе Волынской ОГА Александре Башкаленко, его пристегнули наручниками к опорам сцены Евромайдана в Луцке, — "Апостроф"). Началась страшная травля "неправильных", "плохих" чиновников. Это было совершенно дико для меня". Постепенно Лана пришла к выводу, что никто из людей не может быть застрахован от ярости толпы.
На Майдане Лана была только один раз — после избиения студентов 30 ноября: "Меня это возмутило, это была дикость, но потом я поняла, что все просчитано. Я поняла, что больше туда не пойду, потому что я не хочу стоять ни под чьими флагами, чтобы меня, что называется, посчитали".
Боевые действия на востоке, а также убийство Олеся Бузины окончательно убедили Лану в том, что в Украине она не может чувствовать себя в безопасности: "Оказалось, что за выражение принципиально отличного от большинства мнения меня могут убить, и тут мне стало совсем тошно".
Теперь она вместе с 15-летним сыном и 9-летней дочерью живет в испанской Малаге. Поскольку отец дочки — испанец, Куйбина имеет право на получение так называемой идентификационной карты иностранца, что позволит легализовать ее статус в стране и даст возможность устроиться на работу. Пока же собеседница "Апострофа" зарабатывает на жизнь как раньше — пишет сценарии сериалов для украинских телеканалов.
Евросоюз заинтересован
С каждым годом количество украинцев, отъезжающих за рубеж, будет увеличиваться. Согласно опросу, проведенному Международной организацией по миграции и социологической компанией GfK Ukraine, в ближайшее время около 3 млн украинцев планируют найти там работу. При этом все больше потенциальных мигрантов соглашаются на сомнительные предложения ради возможности выехать из Украины. Около 21% украинцев готовы пересечь границу иностранного государства нелегально или отдать свой загранпаспорт работодателю, отмечает глава представительства МОМ Манфред Профази. При этом еще четыре года назад готовых так рисковать было только 14%. По данным Андрея Гусельникова, число украинцев, нелегально работающих за границей, по разным данным, доходит до 3 млн человек. "Их можно отследить по денежным платежам, которые они отправляют в Украину", — говорит эксперт. По данным НБУ, в 2014 году украинцы перевели из-за рубежа $6,5 млрд — 4,9 % ВВП страны. Главные страны-доноры — Россия, США, Германия, Великобритания, Греция, Кипр и Италия.
При этом страны Евросоюза заинтересованы в миграции. "Из-за старения населения растет доля людей пенсионного возраста, которые пользуются системой социального страхования, и уменьшается доля тех, кто ее наполняет", — отмечает Алексей Позняк. Впрочем, по его словам, интерес для европейцев представляет временная миграция из Украины: желательно, чтобы после завершения трудового контракта люди возвращались домой, не оставаясь на ПМЖ.