В Украине вновь активизировалась тема единой поместной православной церкви. 17 апреля ее поднял президент в ходе встречи с лидерами парламентских фракций. По словам Петра Порошенко, 9 апреля он провел семичасовую встречу в Стамбуле с Вселенским Патриархом Варфоломеем и членами Синода. Итог переговоров, по словам главы государства, таков: "На сегодняшний день Украина как никогда близка к появлению собственной автокефальной поместной церкви". Стоят ли за этим громким заявлением реальные договоренности или это очередной предвыборный трюк, разбирался "Апостроф".
По словам президента, чтобы Вселенский Патриархат принял Томос (специальный документ) об автокефалии украинской церкви, необходимо выдержать процедуру и подписать соответствующее обращение к Варфоломею. Под таким обращением уже подписались все епископы УПЦ КП (Украинской православной церкви Киевского патриархата). Ожидаемо. Поддержали документ и в УАПЦ (Украинской автокефальной православной церкви). Менее ожидаемо, но не сюрприз.
"За 26 лет это первый документ, который объединил всех иерархов этих церквей", - победно подчеркнул Петр Порошенко.
Президента уже поддержал парламент. 19 апреля за постановление "Об обращении Верховной Рады к Вселенскому Патриарху Варфоломею о предоставлении Томоса об автокефалии Православной церкви в Украине" проголосовали 268 народных депутатов.
Но в УПЦ МП (Украинской православной церкви Московского патриархата) под таким обращением не подписывались.
"Принимает ли в этом процессе участие УПЦ МП или не принимает - это их собственный выбор. Но пока речь идет о той части УПЦ, которая созрела просить у Вселенского Патриарха признание их автокефалии как поместной православной церкви", - сказала "Апострофу" религиовед Людмила Филипович.
Но молитвенно-каноническую связь со Вселенским православием поддерживает не КП, а УПЦ МП. Правда, через РПЦ. Говоря простым языком: Патриарх Варфоломей - не начальник Патриарха Филарета, чтобы что-то ему разрешать или нет. С другой стороны, Филарет уже долго и успешно "работает" под православной "франшизой", а значит не считаться с ним невозможно.
Поэтому теоретически Вселенский Патриарх все же мог дать какие-то гарантии Порошенко. Но вот какие именно? Ни сам президент, ни в УПЦ КП не признаются, лишь расплывчато намекая: "Сейчас как никогда ранее есть все основания ожидать позитивного решения Вселенского Патриарха".
Впрочем, источник "Апострофа" в УПЦ МП уверяет, что Патриарх Варфоломей ничего обещать не мог.
"Так не может быть. Это нереально. Варфоломей не пойдет на такую резкую конфронтацию с РПЦ. От него отвернется православный мир", - отметил собеседник издания.
Однако религиовед Людмила Филипович с этим не согласна.
"А разве Варфоломей так уж дружен с РПЦ? Разве нет внутреннего конфликта между ними? – сказала она. – РПЦ претендует совершенно на другой статус в диптихе (список поместных автокефальных православных церквей, - "Апостроф"). Не пятое место занимать, а хотя бы второе, если исходить из реальной значимости этой церкви во Вселенском православии. Вообще с Патриархом Константинопольским очень сложно что-то прогнозировать. К нему уже неоднократно обращалась часть церкви, парламент писал письма, Ющенко даже привозил Патриарха в Украину. В конечно итоге мы услышали: нужно объединяться не в желании утвердить свою национальную православную церковь, а в желании быть частью Вселенской кафолической православной церкви. Но Вселенский Патриарх недостаточно постоянен и последователен в своих действиях. При принятии окончательного решения он будет исходить не из интересов Украины, а из своих собственных. Он все разложит по полочкам и посмотрит, что перевесит. Его интерес будет главенствующим".
Кроме того, если раньше Патриарх Варфоломей и мог опасаться конфронтации с РПЦ, то сейчас, когда сама Россия находится в конфронтации практически со всем цивилизованным миром, политическая обстановка как нельзя лучше располагает к неприятным для РФ и РПЦ шагам.
Но вправе ли Вселенский Патриарх единолично предоставить автокефалию украинской церкви? Краеугольный камень этого вопроса – какую церковь считать церковью-матерью для украинского православия: константинопольскую или русскую. УПЦ КП настаивает на первенстве Константинополя, мол, до 1686 года украинская церковь была под Царьградом, а значит Патриарху Варфоломею и принимать решение.
В РПЦ парируют: не важно, что было раньше, а важно положение дел на данный момент. А на данный момент РПЦ - церковь-мать для УПЦ, поэтому без ее согласия ничего менять нельзя.
"Если мы будем смотреть, кто, когда и от кого зависел, то мы вообще вернемся в Иерусалим, - пояснил "Апострофу" замглавы отдела внешних церковных связей УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич. – Поэтому на предсоборных совещаниях было решено, что церковь, которая хочет получить автокефалию, обращается к церкви-матери, а церковь-мать обращается к Константинополю. В свою очередь Константинополь обращается ко всем поместным церквям. Поэтому Константинополь на данный момент не может единолично предоставить автокефалию. Нужно, чтобы эту автокефалию признали все 15 поместных церквей, в том числе и РПЦ. Обойти 15 поместных церквей невозможно. Это то же самое, если бы Украину в ЕС приняла только одна страна без согласия других. Гипотетически, если Константинополь вдруг все же предоставит автокефалию, никто из поместных церквей ее не признает".
Но не признает ли? Сомнений в том, что в признании откажет РПЦ, конечно, нет. Но другие 13 церквей (не считая Константинополя) на фоне политической конфронтации с РФ вполне способны на такой шаг. Кроме того, механизм предоставления автокефалии через обращение к церкви-матери и консенсус 15 поместных церквей не был закреплен в официальных документах Всеправославного Собора, который прошел в 2016 году, а отрабатывался только в предсоборных совещаниях. А вот документ, который официально был согласован и принят, касается механизма предоставления автономии церкви. Называется он "Автономия и способ ее провозглашения". В нем сказано следующее: если две автокефальные церкви претендуют на одну и ту же "географическую церковную область", окончательное решение принимает Вселенский Патриархат. На Украину же претендуют и Москва, и Константинополь. Конечно, автономия - не то же самое, что автокефалия, но церковная логика тут понятна.
Что же, по сути, будет означать Томос Вселенского Патриарха, если он его все же выдаст? Ведь, исходя из текста проекта постановления парламента, президент просит автокефалии не для УПЦ КП, а для "Православной церкви в Украине". В УПЦ МП же таких преференций не просят.
"Вселенский Патриарх просто признает поместность объединенной церкви: УПЦ КП и УАПЦ. Но, по сути, это будет признанием УПЦ КП", - пояснила Филипович.
УПЦ МП может остаться на украинской территории в статусе, например, РПЦ в Украине. Но вряд ли в УПЦ МП захотят что-то менять. Тем не менее, если УПЦ КП будет признана каноничной, это грозит еще большим расколом в православном мире.
"Раскол будет еще больший. Нужно будет определиться, кто с какой стороны. А разве украинское общество нас когда-то поражало своей степенью объединения? Но никто не говорит, что будет религиозная война между православными. Что касается УПЦ МП, то я не вижу у них той силы, которая отколется и присоединится к канонически признанной поместной церкви", - резюмировала Филипович.
В свою очередь, политолог Петр Олещук заверил "Апостроф", что, принимая во внимание ту частоту, с которой поднимается вопрос поместной церкви в Украине, инициатива президента больше похожа на политическую игру на проверенных темах.
"Я думаю, это больше политический трюк. Президент действительно может вести какие-то переговоры со Вселенским Патриархом, может даже иметь какие-то намеки, что этот вопрос будет решен положительно. Но проблема в том, что православие — это не только Вселенский Патриарх, - отметил он. – Эта история рассчитана больше на патриотический сегмент общества. Ведь, если бы президент действительно обеспокоился вопросом поместной церкви, то нужно было бы начинать с объединения украинских православных церквей, запускать этот процесс, а уже потом обращаться за признанием. Нельзя этот вопрос решать с конца".
О предвыборном пиаре говорят и источники "Апострофа" в парламенте, близкие к окружению Петра Порошенко. "В лагере президента долго думали, с какими козырями идти на будущие выборы. Наконец было принято решение сыграть на церковной теме, потенциально самой выгодной, правда "взрывоопасной", - отметил собеседник издания.