RU  UA  EN

пятница, 15 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Общество
Мнение

Подорванные арсеналы: как не допустить повторения, - мнение эксперта

Военный эксперт рассказал о причинах проблем украинской военной логистики

Военный эксперт рассказал о причинах проблем украинской военной логистики Взрывы на военном складе вблизи города Балаклея (Харьковская обл.), 23 марта 2017 года Фото: УНИАН

В прошлом десятилетии у Украины были все шансы провести своевременную реформу военной логистики. Тогда, как и сегодня, говорили о вмешательстве РФ во внутренние украинские дела, а также наблюдалась волна доверия со стороны западных партнеров. Но этот шанс не был использован. В настоящее время арсеналы вновь начали подрываться серийно и возникли схожие внешние обстоятельства. Удастся ли предотвратить повторение давних ошибок? Мнение военного эксперта Андрея Старостина.

Серийные взрывы на военных складах в Украине начали регулярно происходить не после начала российской агрессии в 2014 году, а еще в средине 2000-х годов. В настоящее время государство вынуждено исправлять ошибки той эпохи. Серия взрывов началась в октябре 2003 года, когда взлетели на воздух склады в Бахмуте. Затем, весной 2005 года, взорвался 47-й арсенал в с. Цветоха Хмельницкой области. Этот первый после событий тогдашнего Майдана взрыв охватил 52 железнодорожных вагона боеприпасов малого калибра. Речь идет об уничтожении около тысячи тонн снарядов. А конкретно: снарядов для автоматических пушек и гранат для подствольных гранатометов автоматов российской фирмы "Калашников".

После первого Майдана, когда взрывы на арсеналах стали серийным явлением, у "калашниковцев" в Украине появился подрядчик, Министр МЧС Давид Жвания. В те годы он приватизировал единственного в нашем государстве производителя патронов к автомату Калашникова - "Луганский патронный завод" (ЛПЗ). Патроны к автомату и гранаты к подствольникам всегда были совмещенным и очень ходовым экспортным товаром. Вот только гранаты ЛПЗ не производил. Поэтому, если ими и можно было разжиться - то разве что во время катастроф на военных арсеналах. Хранилищами и уровнем их защиты распоряжался глава оборонного ведомства Анатолий Гриценко. Интересно, что, несмотря на то, что министром-спасателем работал чиновник с большим частным боеприпасы бизнесом, в Киеве такое "совпадение" не вызывало лишних вопросов.

Командированные министром Жвания пожарные прибывали к месту катастроф на военных хранилищах, не находили следов диверсий, и сообщали эти данные следствию. Позже министр Гриценко исключительно для прессы называл катастрофы "странными" и делал намеки в сторону РФ. Но намеки были лишь словами. Опираясь на первичные данные МЧС, следствие по факту большинства взрывов доказывало не факты диверсий, а просто ненадлежащее исполнение военных обязанностей, проще говоря - халатность.

Серия взрывов, которые именно по халатности военных произошли в течение прошлого десятилетия в Цветохе, Новобогдановке и других арсеналах, кроме стандартной писанины правоохранителей, показала еще одну, более важную деталь. Дело в том, что защищенность хранилищ зависит от финансирования казной Программы живучести, которую представило правительству Министерство обороны. До первого взрыва в Артемовске финансирования этой программы вообще не было. А вот с 2005 по 2008 годы, из-за катастроф, казна наполняла эту программу в полной мере. Только вот дело в том, что эти средства министр обороны Гриценко направлял не на строительство новых, более живущих арсеналов, а на "латание дыр" – неконтролируемые ремонты старых арсеналов, где сложно было контролировать расходы.

Итак, еще до начала агрессии РФ взрывы арсеналов - были, финансы на реформу логистики - также были. А вот новых хранилищ - не было ни одного. По этой причине Украине пришлось встретить агрессию РФ в весьма затруднительном положении с точки зрения состояния ее военного складского хозяйства.

Точные цифры о ситуации были официально обнародованы только в 2018 году. Согласно им, казна должна найти к 2020 году огромные средства для строительства и полной реконструкции 135-ти военных хранилищ. При этом даже не строительство, а лишь реконструкция одного действующего арсенала, обойдется военному бюджету 1 млрд 245 млн грн, или около $50 млн, и потребует 2,8 лет на проектно-строительные работы. После несложных подсчетов несложно установить, что полная реконструкция указанного числа арсеналов требует от Украины немедленных дополнительных военных ассигнований на невероятно большую сумму в эквиваленте $ 6,75 млрд.

Растянуть выделение этих расходов на срок, более чем до 2020 года нет никакой возможности. Причем, из-за причин как внутренних, так и внешних. Внутренние причины, прежде всего, заключаются в том, что реформа управления армии забуксовала, а взрывы вновь, как и в 2003-07 годах, стали серийными. Внешние же причины – это, прежде всего, прямые обязательства Украины перед профильным логистическим трастовым фондом НАТО (всего их более десятка). Этот фонд по заявкам Украины собирает среди стран-партнеров средства на помощь реформы логистики, в том числе, и на строительство. Трастовые деньги аккумулируются для того, чтобы наша страна в четко поставленные сроки определилась, к какому масштабу боевых действий она готовится, и сколько ей нужно строить арсеналов. И соответственно, сколько помощи нужно, чтобы перевести логистику армии на то, что в Украине туманно называется "стандартам НАТО", а на практике означает развертывание компьютеризированных и автоматизированных систем хранения-выдачи имущества в каждом хранилище. Согласно обязательствам перед трастовым фондом, это должно произойти в срок с 2020-го по 24-й год. Автоматизация – лишь первый этап. Следующим должна стать роботизация складирования. Но все это совершенно невозможно без того, что должно было сделано уже давно, в 2003-07 годы – нулевого, стартового этапа по реконструкции старых и строительству новых арсеналов.

Очевидно, что тянуть время с развитием арсеналов больше нельзя. Тщательный расчет потребностей обороны в случае длительной фронтальной атаки РФ указывает на то, что Украине с ее огромной территорией, нужно гораздо больше, чем 135 хранилищ. Такое количество арсеналов определено исходя из нынешнего формата "малой" украино-российской войны, с военными действиями малой интенсивности. "Средняя" же и "большая" долговременная война потребует от Украины совершенно других потребностей тыла и снабжения армии. Чуть больше сотни арсеналов, и $6,75млрд на их строительство, для таких целей явно не хватит. То есть расчет числа хранилищ может превысить 135+.

С момента первых серийных взрывов военных хранилищ в 2003-07 годах тогдашними руководителями Минобороны и профильного Комитета ВР не было разработано ни одного четкого плана действий – ни о каких расчетах, вроде "135 +", в те времена оборонное ведомство и не думало. В то же время первые отраслевые трастовые фонды НАТО для помощи Украине, в том числе фонд по логистике, формировались именно в тот период. И сегодня западные партнеры Украины, несмотря на безответственную паузу в деле реформирования ее логистики, терпеливо взялись наполнять целевой логистический фонд.

Расчет на получение в будущем помощи партнеров позволяет украинской стороне выделять годовые оборонительные ассигнования на развитие арсеналов 2018 на уровне 500 млн грн. Из них непосредственно 330 млн грн - это расходы на строительство новых железобетонных обсыпных хранилищ. В проекте на 2019 год Кабинет министров изучает возможности расширения ассигнований по Программе повышения живучести хранилищ до 800 млн грн. Для сравнения, прямые расходы государства на ликвидацию последствий недавнего взрыва хранилищ в Калиновке Винницкой области составили 100 млн грн. Здесь же стоит напомнить, что только один новый реконструированный арсенал - это 1 млрд 245 млн грн.

Если сложится так, что существенную долю всех этих расходов Украине помогут найти страны-партнеры, - сможет ли украинская власть дать им гарантию того, что отрицательный опыт 2003-07 годов с реформой военных тыловых служб уже никогда не повторится?

Для того, чтобы предоставить эти гарантии, нужно, прежде всего, установить причины срыва реформ в службе тыла армии в тот период, что выглядит, как тщательная подготовка неготовности Украины оказать фронтальное сопротивление российской агрессии.

Выяснить эти причины будет невозможно без изучения роли Анатолия Гриценко, который, напомним, занимал пост главы оборонного ведомства в правительствах Тимошенко, Еханурова и Януковича, а затем возглавлял профильный парламентский комитет. Именно он отвечал за эти участки работы и именно в то время, когда в Украине состоялись первые масштабные взрывные катастрофы.

Читайте также