О целой армии "измерителей температуры", набранной в Китае с началом пандемии COVID-19, об особенностях правительственной помощи тем, кто потерял работу, о страхе перед иностранцами "Апострофу" рассказал украинец в Китае Остап Федишин.
Я уже шестой год живу и работаю в Китае. Здесь познакомился со своей будущей женой, которая также приехала на учебу, но из России. Сейчас она работает в Пекинском университете, я - в частной компании.
24 января, в первый день китайского нового года, когда по всей стране начинались недельные праздники, мы вылетели в отпуск в Камбоджу. И уже там узнали о решении властей Китая закрыть город Ухань. Возвращаться не рискнули - было опасение, что могут закрыть также и Пекин. В конце концов, опасения оправдались.
Поэтому мы вернулись в страны своего гражданства: жена - в Москву, я - в Киев. Она связалась с Пекинским университетом, и ей организовали дистанционную работу. Некоторое время я также работал дистанционно, но решил ехать в Китай, потому что приближался срок окончания моей рабочей визы, а ее продление возможно только в Пекине.
Вылетал 21 марта из Москвы, в то время "Шереметьево" оставался едва ли не единственным аэропортом, который еще поддерживал регулярное сообщение с Пекином. Посадка в самолет выглядела, как некое фантастическое кино. Большинство пассажиров - студенты-китайцы, поспешно бежали из Европы, которая закрывалась на карантин. Молодые люди были одеты в медицинские костюмы, респираторы, медицинские очки. Словом, выглядели, как врачи в инфекционных отделениях. Потому что они уже знали о коронавирусе от родителей, и прислушались к их советам - боялись заразиться дороге домой.
Читайте также: Оторванные от родителей дети и жесткий запрет на религиозные собрания и свадьбы - как Израиль выходит из карантина
Это очень контрастировало с видом россиян: в масках (обычных гигиенических) были только сотрудники аэропорта и носили они их как-то несерьезно, а пассажиры вообще выглядели так, словно никакого коронавируса в природе не существует. У меня также была маска и медицинские очки.
В пекинском аэропорту со всеми пассажирами сразу начали обращаться, как с больными. Было что-то похожее на "презумпцию виновности" - довольно неприятное ощущение. Начались долгие процедуры оформления (у меня лично это заняло около четырех часов), после чего всех рассортировали по автобусам и в сопровождении полиции увезли к местам принудительного пребывания на двухнедельном карантине. То есть - до гостиниц, которые для каждого определяли административные работники. Меня как иностранца повезли в достаточно дорогой отель, где я две недели был "заключен" в номере. За отель платил сам, поэтому мне принудительная изоляция обошлась в 1300 долларов.
В общем, карантинные мероприятия в Пекине были схожи с киевскими, разве что метро не закрывали. Парки и скверы тоже не закрывались. Ношение масок вне дома является обязательным.
Пекин, Китай, 2020 год
В Пекине своеобразная градостроительная специфика: город раскроен на некие дворы - огражденные территории с несколькими домами, даже высотными. И вот у ворот в эти дворы одновременно появилась охрана. По всем дворам 22-миллионного Пекина! Преимущественно - это пожилые люди, пенсионеры, которые выполняют функцию: проверяют у каждого (кто входит/выходит) документы, фиксируют время, измеряют температуру у человека, и все это записывают.
Необходимость такой функции сомнительна. Часто эти люди или дублируют друг друга, либо дублируют данные технических устройств. Например, я утром выхожу на работу после того, как мне это "позволило" официальное пекинское медицинское приложение в смартфоне, пользование которым является обязательным для каждого. До работы - два квартала пешком. Вход на территорию офиса - через специальный домик-шлюз, в котором автоматически сканируется мое лицо, измеряется температура, высвечивается мой личный номер, и только после этого передо мной открываются двери на вход.
Но... как только я выхожу из "шлюза", ко мне подходят несколько тех самых пожилых людей, спрашивают документы, еще раз "вручную" измеряют температуру, записывают. А когда после работы я возвращаюсь, то уже на входе в дом - опять такая же процедура. Сколько и куда бы ты ни входил в течение дня, везде одно и то же - документы, температура, запись в книгу... Явный перебор!
Власти с началом коронавирусного кризиса создали эту огромную армию "измерителей температуры" - платят каждому зарплату (небольшую), таким образом, давая людям заработать. В этом - классика Китая!
В самом начале пандемии китайцы были очень сильно напуганы коронавирусом, сторонились иностранцев. Думали: если белый человек - он может быть из Европы или США, где высокий уровень заражения. Возле такого человека не садились в метро, обходили, и стоять старались как можно подальше. Сейчас страх понемногу уходит.
При этом китайцы - национально ориентированные: откровенно радуются, что их страна быстро усмирила вирус у себя, и пренебрежительно относятся к европейцам, которым это не удается. Хотя - это все спорные вопросы.
Пекин, Китай
Читайте также: Душевное правительство, штрафы за шашлык и корона-вечеринки: как в Канаде пережили карантин
Во время кризиса правительство помогает крупным компаниям, но страдают малые бизнесы. Мой приятель держит бар, который, конечно, закрыт на карантин. Но он должен ежемесячно платить арендную плату (она в Пекине высокая) правительству, потому что дом является собственностью государства. Теоретически хозяин бара имеет право на помощь, но за все эти месяцы ни разу ее не получил. В Китае помощь малым бизнесам часто сводится к совету: мол, ты потерял возможность зарабатывать достойные деньги - иди на низкооплачиваемые работы, они всегда есть, и от голода не умрешь. Такого, как в Европе или Америке - сиди дома и получай пособие по безработице - здесь точно нет.
Лично я работу не потерял, и это уже хорошо. Но испытываю трудности хотя бы в том, что до сих пор не могу попасть в нашу квартиру в кампусе, где остались мои вещи, документы, которые я не могу забрать. Дело в том, что до вируса мы жили в студенческом городке университета. Кампусы закрыли еще в январе, с началом карантина. Закрыли с людьми, которые на тот момент там находились. С тех пор они уже пятый месяц - как в колонии строгого режима - ни зайти, ни выйти. Каждый ректор вуза боится потерять работу, если на территории его университета кто-то заболеет. Поэтому вузы закрывались по принципу: кто остался - виноват сам. В такой ловушке сейчас наши друзья-иностранцы из Европы и Америки. О правах человека вопрос не поднимается - это также классика Китая.
Что дальше? Крупные компании понимают, что в ближайший год, а может, и больше, выходов на внешние рынки не стоит ожидать. Поэтому пытаются переориентироваться на рынки внутренние. Малые бизнесы ищут возможности выходить из кризиса "партизанскими тропами" - как у кого получится.