Являясь примером хорошей дружбы и партнерства, Украина и Венгрия продолжают переживать кризис, сопровождающийся взаимным недоверием и враждебными дипломатическими отношениями. Очевидно, что противоречивый закон об образовании вызвал многочисленные дискуссии на политическом и профессиональном уровнях. Вряд ли можно спорить о том, что граждане, проживающие в Украине, должны знать официальный язык страны, и что этот закон может рассматриваться только как преимущество для представителей национальных меньшинств. Однако воплотить закон на практике оказалось намного сложнее, чем это ожидалось.
По мнению Венгрии, найти учителей, которые могли бы свободно говорить на украинском языке и преподавать предметы на этом языке в венгерских школах Закарпатской области, будет действительно непросто. Это, по их мнению, приведет к тому, что их дети будут плохо знакомы с Украиной и не смогут понимать учебные предметы. В долгосрочной перспективе это поставит детей венгров в очень невыгодное положение. Именно поэтому венгерское правительство настаивало на отсрочке введения закона до 2023 года.
Венецианская комиссия, тем временем, также занялась этим вопросом и сформулировала некоторые принципы, заявив, что знание официального языка государства является фактором социальной сплоченности и интегрированности, и правомерно, чтобы государства содействовали изучению своего официального языка и призывали к тому, чтобы государственный язык был языком образования для всех. В то же время, относительно национальных меньшинств Ассамблея также заявила, что "язык является важнейшим элементом индивидуальной и коллективной самобытности": "Для многих представителей национальных меньшинств язык является одним из основных факторов их самобытности и идентификации".
Читайте также: Новые нюансы: как коронавирус изменит отношения между Венгрией и Украиной
Это свидетельствует о том, что поддержка Украины в ее решении не на 100% единогласна, а в законе о языке остались некоторые нюансы. Поэтому необходимо, чтобы нынешняя власть оставалась интроспективной, касательно собственных недостатков. И Украина, и Венгрия несут потери, пока сохраняется напряженность в отношениях между странами.
Для преодоления этой конфронтации необходимы сложные и нестандартные решения. Одним из возможных путей решения этой проблемы является создание более масштабного регионального пространства. Согласившись с тем, что Украина и Венгрия являются частью единого региона, установление сотрудничества и сохранение общего консенсуса могли бы значительно расширить возможности обеих стран. Это позволило бы контролировать уровень обострения конфликта. Региональный контекст может открыть новые горизонты для обоих государств, вывести их из круговой дискуссии и сосредоточиться только на сегодняшних проблемах. До полноценного стратегического партнерства еще далеко, но нынешний кризис, по крайней мере, можно преодолеть.