RU  UA  EN

пятница, 26 апреля
  • НБУ:USD 39.35
  • НБУ:EUR 42.00
НБУ:USD  39.35
Общество

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Сначала подчиняйся, а потом обжалуй: чем опасен новый законопроект "слуг" по ЖКХ

Может ли один закон решить проблему долгов населения за услуги ЖХК

Может ли один закон решить проблему долгов населения за услуги ЖХК Фото: УНИАН

В Верховной Раде на днях был зарегистрирован законопроект, который, если станет законом, существенно усложнит жизнь должникам за жилищно-коммунальные услуги. Нардепы от монобольшинства предлагают уравнять должников ЖКХ со злостными неплательщиками алиментов и ограничить их в правах до тех пор, пока долги не будут погашены. Проголосует ли парламент за такой законопроект, и почему нардепы пошли войной на неплательщиков, разбирался "Апостроф".

Что придумали

В пояснительной записке к законопроекту №3613, которым и предлагается "наехать" на неплательщиков ЖКХ, утверждается, что по состоянию на 1 мая долг населения за коммунальные услуги составляет более 63 миллиардов гривен. Из них больше всего украинцы задолжали за газ – 25,6 миллиардов. Еще 20,5 миллиардов гривен украинцы должны за отопление и горячую воду. И с этим нужно что-то делать.

Спасти ситуацию "слуги" предлагают радикально: применять к должникам ровно такие же санкции, которые сейчас применяются к неплательщикам алиментов.

Итак, если сумма долга превышает совокупный размер платежей за 4 месяца, украинцам могут запретить временно выезжать за границу, управлять транспортными средствами, пользоваться огнестрельным охотничьим оружием и, соответственно, охотиться. Но если долги погасить в полном объеме, то путешествовать, водить, стрелять и охотиться без ограничений вновь станет возможным.

Но это еще не все "бонусы" от законодателей. Нардепы придумали гибкую систему штрафов для граждан Украины. Например, если сумма долга превышает совокупный размер платежей за 1 год, то исполнительная служба вправе наложить штраф – 20% от суммы долга. Если за два года – 30%, а если украинец умудрился насобирать долги за три года, сумма штрафа вырастет до 50% от суммы неплатежа.

И самое "вкусное": согласно тексту законопроекта, исполнители получат право удерживать часть суммы долга за ЖКХ из доходов украинцев – 50% с доходов ежемесячно. А если сумма долга превысит совокупный размер платежей за 3 месяца, то взыскание может быть и за счет имущества должника.

Как это поможет?

Долги населения за коммунальные услуги действительно серьезная проблема для страны. И, по мнению экспертов, опрошенных "Апострофом", если законопроект №3613 превратится в полноценный закон, то система жестких штрафов и ограничений выполнит свою задачу, и сумма долга сократится.

"Конечно, жесткие санкции в некоторых случаях повысят платежную дисциплину", - говорит "Апострофу" эксперт по вопросам ЖКХ Сергей Дяченко.

"Это поможет. Когда появится инструмент правового воздействия в виде отчуждения имущества, то, конечно же, люди станут больше бояться и станут отказывать себе в других тратах или ужмут себя до минимума в потреблении жилищно-коммунальных услуг", - добавляет "Апострофу" руководитель Ассоциации профессиональных управителей недвижимостью Украины Андрей Никончук.

Впрочем, практиковать единый санкционный подход ко всем должникам, по мнению экспертов, не совсем правильно. Все дело в том, что неплательщиков условно можно разделить на две группы. Первая группа – те, кто хочет, но не может платить за услуги. Банально нет денег.

"Многие люди не платят не потому, что платить не хотят, а потому, что нынешние цены за услуги ЖКХ создают реальные проблемы для экономики семей, - подчеркивает Сергей Дяченко. - Поэтому сперва государству следовало бы поработать над системой более сбалансированных цен, а уже потом требовать от людей оплаты. Например, сейчас скандал, связанный с приведением завышенных цен на тепло к ценам на газ, который тянется еще с прошлого отопительного сезона. Сначала бы эти проблемы решить".

С теми, кто хочет, но не может, все более-менее понятно: им должны помогать субсидии. Вторая же группа неплательщиков – те, кто может заплатить, но просто не хочет этого делать.

"Обычно эти люди, например, дети прокуроров, которые очень хорошо разбираются в законодательстве и знают, что могут не платить, потому что им за это ничего не будет, - поясняет "Апострофу" представитель сети "Опора", эксперт по ЖКХ Татьяна Бойко. - Ведь даже если начать судебное разбирательство, предприятие должно заплатить немало средств судебного сбора и это все длительный процесс. И даже если будет позитивное решение, дальше уже вопросы к исполнительной службе. Поэтому те, кто хорошо знает свои права, наращивают свою задолженность, а если и проиграют суд, то заплатят несколько тысяч, для них эта сумма не критична. Поэтому более справедливо было бы применять санкции именно к таким людям".

Правда, существует еще и третья категория неплательщиков: тех, кто может платить, но не хочет этого делать по причине несправедливо выставленных счетов, ведь долги украинцев за услуги ЖКХ - категория далеко не абсолютная. Управляющая компания либо поставщик услуг может насчитать потребителю долги из воздуха.

"Например, нам в Киеве абсолютно неправомерно начисляли плату за придомовую территорию. Никто не хочет меня как потребителя от этого защитить?" - комментирует ситуацию "Апострофу" экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко.

В теории, потребителей услуг, в том числе и услуг ЖКХ, должна защищать Госпродпотребслужба, однако, по словам Андрея Никончука, у этой службы нет абсолютно никаких механизмов.

"У Госпродпотребслужбы 95% всех вопросов - сфера ЖКХ. Но повлиять и защитить потребителя они просто не могут, они беззубые, - отмечает Никончук. - Во-первых, они не обладают организационным потенциалом, чтобы удовлетворить запрос общества на перерасчет, на правильный расчет за услуги. Они просто не умеют этого делать. А, во-вторых, у них элементарно нет людей. Вот и получается, что, с одной стороны, у нас маленький потребитель, которому в счетах нарисовали сказки. А с другой стороны - монополист-миллиардер с юридическими отделами и системой. И альтернативы нет".

А вот решать проблемы потребителей, которые хотят платить за услуги, но платить справедливо, государство не спешит.

"Лично я вместе с коллегами несколько месяцев назад писал обращение в Минюст, чтобы там рассмотрели возможность внедрения одного из подвидов судебной экспертизы, экспертизу в сфере ЖКХ. Методику начисления, приборы учета и так далее. Мне пришел ответ, что это нецелесообразно", - констатирует Никончук.

Но выходит так, что согласно новому законопроекту, должнику, если он захочет, например, выехать за границу, сначала придется согласиться с коммунальной несправедливостью, оплатив счета, а уже потом добиваться правды у Фемиды.

"В нашей стране потребителю можно "нарисовать" долги, а потом отправить в суд, если он с чем-то не согласен. А судиться можно очень долго. За это время к тебе смогут применить санкции, например, не выпустить из страны. То есть логика такая: сначала заплати, а потом уже доказывай свою правоту", - сетует Никончук.

Шансы в зале

Остается вопрос: проголосуют ли нардепы за такой, откровенно спорный и социально чувствительный законопроект?

Велика вероятность, что проголосуют, ведь, во-первых, его инициировали представители провластного большинства, а, во-вторых, среди авторов документа значатся фамилии чиновников Министерства развития общин и территорий. Соответственно, законопроект – общая наработка правительства и парламента. А если так, то шансы на его принятие значительно возрастают. Но поможет ли один единственный закон одним махом решить проблему долгов населения за услуги ЖХК?

"Есть очень сложная проблема – огромные долги за энергоносители и услуги. Но эту проблему не решить, приняв один единственный закон. Она требует комплексного решения, поэтому все действия, которые предпринимает власть, должны быть согласованы. Но этот закон, с одной стороны, подается народными депутатами, но среди его авторов - заместитель министра общин и территорий, и госслужащие этого министерства. Так это инициатива нардепов или правительства? Или это совместная работа? И будет что-то, кроме этого законопроекта? Эта неопределенность не позволяет ответить на вопрос - сократятся ли долги. Одним простым законом не решить такую сложную проблему", - резюмировал в комментарии "Апострофу" директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.

Читайте также

Хьюстон, у нас проблемы: сработает ли новый закон о мобилизации

Процесс реализации нового закона об усилении мобилизации рискует провалиться из-за неготовности соответствующих органов

Пасха 2024: сколько стоят продукты к праздничному столу

Какой будет стоимость пасхальной корзины средней украинской семьи в 2024 году

Национальная гвардия Украины: служба с прицелом на "после победы"

Служба в Нацгвардии - лучший вариант работы для молодежи после войны