RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

"Мы потеряли шанс выстроить в России нашу пятую колонну" - как украинские дипломаты оценивают отечественную внешнюю политику

Дипломаты - об украиноцентризме в международной политике

Дипломаты - об украиноцентризме в международной политике Фото:

Украиноцентричная и построена на общенациональном диалоге - такой должна быть украинская внешняя политика. Об этом говорили известные украинские дипломаты во время онлайн-конференции участников "Инициативы 16 июля", посвященной обсуждению темы "Внешняя политика Украины сегодня: вызовы и перспективы". "Апостроф" побывал на мероприятии, где присутствовали Константин Грищенко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, Министр иностранных дел Украины (2003-2005, 2010-2012), вице-премьер-министр Украины (2012-2014); Александр Чалый, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, 1-й заместитель Министра иностранных дел Украины и Государственный секретарь МИД Украины по вопросам европейской интеграции (1998-2004), советник Президента Украины по вопросам внешней политики (2006-2008) Украинский дипломат, главный советник Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук, а также ВИКТОР МАШТАБЕЙ, украинский ученый, дипломат, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, доцент Дипломатической Академии Украины при МИД, председатель Наблюдательного Совета МЦПИ.

Одна из главных проблем нашей внешней политики заключается в том, что у нее нет четкой концепции и стратегии, говорит Константин Гришенко. По его словам, власти должна сформулировать понимание того, что главная задача украинской дипломатии - это восстановление целостности, суверенитета, мира, но при отсутствии возможности решать это самостоятельно. И хотя Украина, по мнению Грищенко, не находится под "внешним управлением", но ее руководство иногда слишком "прогибается" перед иностранными партнерами.

"К власти пришли люди, которые считают, что сложные проблемы решаются просто. В результате отношения с Америкой взорвали сомнительные эмиссары Трампа, а позиция России оказалась слишком жесткой", - говорит дипломат.

У нас есть серьезные возможности, чтобы в следующем году изменить ритм внешней политики, считает он. Надо воспользоваться шансом на переформатирование отношений после пандемии. Среди главных проблем - установление мира, привлечения широкой коалиции для поддержки позиции Украины.

Внешняя политика должна начаться с внутреннего диалога

Важна способность власти идти на очень сложные компромиссы. А для этого нужна политическая воля и мобилизация общества - широкого диалога с ним сейчас не хватает, считает Грищенко.

"Это должен быть инклюзивный национальный диалог украинцев, живущих в разных уголках страны. Только в дискуссиях мы можем обеспечить внутреннюю устойчивость, которая позволит каждому чувствовать себя комфортно", - считает Василий Филипчук.

"Украина - уникальная. Она не может определять геополитическую игру, но может менять политический расклад", - считает Александр Чалый.

"Исторический маятник нас качает из крайности в крайность - США, ЕС, Китай", - говорит Виктор Маштабей. Чтобы разработать сбалансированную политику, к дискуссии следует привлекать не только дипломатов, но и к тех, кто принимает решения. Но вместе с дипломатией не стоит забывать и о военных, руководствуясь в обоих случаях поговоркой "что слишком, то не здраво", считает дипломат.

"Нас всех объединяют не эфемерные идеи и лозунги. Нам нужно определить две ключевые цели, общие для всех - безопасность и благосостояние. Все решения внешнеполитические должны оцениваться именно с этой точки зрения", - говорит Филипчук.

Президент должен быть в центре формулировки внешней политики. Для этого должен слушать не "одноканально", а прислушиваться к мнениям, звучащим с разных сторон, говорит Грищенко.

Роль Владимира Зеленского во внешней политике сейчас действительно недостаточно, соглашается Филипчук. "Без его постоянной четкой позиции, стратегической точки зрения мы не можем ожидать качественную внешнюю политику", - добавляет он.

Ключевое во внешней политике - украиноцентризм

Александр Чалый акцентировал на ключевых стратегических целях украинской внешней политики.

"Новая внешняя политика должна быть украиноцентричной. У нее три ключевые стратегические цели: обеспечение соборности и независимости. Она имеет отдавать предпочтение национальным интересам, а не ценностям, особенно принесенным извне", - говорит он.

"В Украине сейчас происходит очень местечковая дискуссия. Все сводится к российской агрессии. Военными инструментами преодолеть ее мы не можем, а значит можем полагаться только на нашу дипломатию", - говорит Чалый.

В МИД дела улучшаются

Эксперты отметили, что в целом довольны нынешним развитием дел в украинском МИД, хотя сейчас Офис президента несколько перетягивает на себя одеяло внешней политики. Но если при Петре Порошенко все сидели в "глубокой канаве", окруженные "красными линиями", и малейшая попытка пересечь их расценивалась, как предательство, то сейчас дипломаты начинают думать и искать стратегические шаги. Это начинает напоминать качественно старую систему дипломатии. Кадровая ротация позволит преодолеть дефицит послов в 20 посольствах, который был у Порошенко.

Василий Филипчук отметил важность перемирие, благодаря которому "уже более месяца с обеих сторон линии соприкосновения не погибают украинцы".

"После того, что мы пережили с господином Порошенко, крикливая агрессивная политика которого привела к отстранению Украины от важных международных проектов, нынешняя ситуация в МИД - это не просто "неплохо", а также "очень хорошо". Можно критиковать Андрея Ермака или Дмитрия Кулебу, но главное, что мы за этот год - более месяца перемирие - это огромное достижение", - сказал Филипчук.

Мифы украинской внешней политики

Василий Филипчук прошелся по крупнейшим мифам, которые сейчас существуют в украинском медиа-среде относительно внешней политики. Например, о том, что единственная цель России - уничтожить Украину. На самом деле, существует три разных России. Есть имперцы, такие как Александр Дугин или Владислав Сурков, которые мечтают о большой России. Но большинство, по мнению дипломата, в нынешнем российском истеблишменте - это реалисты, которые действуют как оппортунисты. Они пользуются слабостями Украины, но с ними можно вести диалог, поскольку "протискивают" они свои интересы только если видят для этого возможности. Третья группа россиян - это либералы. Но наивно ожидать, что они кардинально изменят политику России в отношении Украины.

"Мы потеряли шанс выстроить в России нашу "пятую колонну", из тех кто способен распространять там здоровые зерна. Именно это должно быть наша задача. Нам надо усиливать тех, кто способен воспринять Украину как независимое государство, понимают ответственность за аннексию Крыма и события на Донбассе и с кем можно находить консенсус", - говорит Филипчук.

Другой медиа-миф - то что США являются нашими безоговорочными партнерами.

"Для США российская агрессия стала возможностью усилить свои позиции. Но то, что мы получили от американских партнеров, очень далеко от того, что могла бы дать сверхдержава", - объясняет дипломат.

"Надо не заглядывать в глаза, а четко и честно говорить - вы несете ответственность за ядерное разоружение Украины. Должен быть совсем другой уровень американского привлечения. Как только в Белом доме осядет пыль после президентских выборов, надо максимально привлечь их к решению наших вопросов", - говорит Филипчук.

В то же время Константин Грищенко считает, что попробовать наладить контакты с Байденом можно уже даже сейчас. "Украине нужно пытаться найти понимание в команде Байдена. Просто объяснить, почему Украина важна и почему важно с нами, как государством, иметь очень тесные и практически ориентированные отношения", - говорит он.

В то же время Филипчук оценил шансы Украины выстроить диалог с Брюсселем.

"Евросоюз имеет очень прагматичные интересы. Это невероятно цивилизованный и конструктивный партнер. Но мы не видим от ЕС обратной уровня реакции, соответствующей нашим европейским устремлениям. Мы должны четко определить свои приоритеты. Соглашение об ассоциации не приведет нас в ЕС. Лишь очень жесткая украиноцентричная внешняя политика может дать нам какую-то добавленную стоимость", - объясняет дипломат. .

Позиционирование Украины

Если Украина не определит свое позиционирование, за нас это сделают другие, говорят эксперты.

"Чтобы проводить любую политику, надо иметь жесткую вертикаль власти. Ты не можешь играть в шахматы, если движение твоей фигуры решает 10 человек", - говорит Грищенко.

"Вертикали мало. Нужно иметь стратегическое планирование на менее 5 лет. СНБО должно планировать хотя бы на 10-20 лет вперед", - добавляет Чалый.

Сосуществование с Россией

"Минск" - неприемлемый вариант, даже учитывая те условия, в которых они подписывались, говорит Грищенко. Он изначально был суррогатным.

"Стратегическая позиция коллективного мероприятия объективно требует найти modus vivendi сосуществования с РФ на принципах, близких к Хельсинкского акта", - говорит он.

Чтобы отойти от "Минска" и от переговорщиков уровня Ермака, отношения с Россией нужно формализовать, считают дипломаты.

Китайский вопрос

Больше всего дискуссии между экспертами было из-за китайского вопроса. Например, Василий Филипчук считает, что украинцы переоценивают роль Поднебесной для себя. Одно из доказательств этого - "новый шелковый путь" прошел не по Украине, а по Беларуси.

"Мы предлагать Китая максимально широкие возможности экономического сотрудничества. Наше сотрудничество имеет огромные возможности с точки зрения продовольственной безопасности - не только нашей, но и мировой. Китай может быть драйвером нашего развития", - считает взамен Грищенко.

В свою очередь, Чалый вспомнил, что США обеспокоила покупка Пекином украинского предприятия "Мотор Сич". Именно она привлекла большое внимание к Киеву со стороны Джона Болтона. Но если США боятся, чтобы Китай не получил технологии, которые принадлежат государственной компании "Конструкторское бюро", то можно создать наблюдательный совет по тому, что именно экспортирует Украина с этого предприятия. Добавить в нее можно, например, экс-спецпосла Курта Волкера. Вся проблема - в переговорах, считает Чалый.

"Мы очень часто говорим о привлечении Китая и его значение в мире. Мне кажется, мы выходим за рамки реального. Китай заинтересован в утверждении доминирующей роли в регионе. Нет никаких признаков, что он заинтересован в решении крупнейших проблем Украины. Что Китай поможет в решении войны - это иллюзия", - подытожил Грищенко.

Лукашенко как фактор геополитики

Позиция Украины относительно конфликта в Беларуси должна быть четко украиноцентричной, считает Александр Чалый. Беларусь - наш ближайший сосед, следовательно является стратегическим партнером. Вместе с тем, мы имеем возможность влиять на него, учитывая давние связи.

"Нам не следует спешить впадать в любую крайность, которые предлагают другие региональные игроки. Надо уметь держать паузу. Чем длиннее пауза, тем сильнее дипломатия. Чем дольше держали бы паузу, тем более могли бы рассчитывать на роль посредника. Нужно демонстрировать стратегическую выдержку и не дать себя втянуть в игру ключевых игроков вокруг Беларуси", - говорит Чалый.

Украина стоит определиться, мы приобщаемся к заявлениям Евросоюза, или играем в собственную игру, говорит Грищенко. В любом случае политика должна быть однозначной. Потому что когда Зеленский обещает приехать в Минск после выборов, зная, что ситуация будет сложной, а затем отзывает посла - это выглядит очень странно.

"Следует понимать, что Лукашенко - человек, который не может быть партнером. Потому что он всегда меняет свое мнение, исходя из собственных интересов. Это хитрый лис. Его можно уважать и работать с ним, но для этого надо быть чемпионом по покеру", - резюмировал Грищенко.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства