"У моего ребенка, ночью резко поднялась температура до 39. Мы с мужем к тому времени уже несколько дней болели коронавирусом. Я была в панике, температура не сбивалась, поэтому я вызвала скорую для дочери, но никто к нам не приехал, сказали обращаться к семейному врачу", - жалуется "Апострофу" жительница Киева Татьяна. И подобных историй, когда диспетчера скорой игнорируют вызовы на 103, в Украине десятки тысяч ежедневно. Однако в 2021 году в стране начинают действовать новые правила и нормативы вызова скорых. Будет ли лучше, разбирался "Апостроф".
Как было раньше
Нормативы прибытия скорой на вызов регламентируются постановлениями Кабмина. До конца 2020 года действовало постановление №1119 от 21 ноября 2012 года.
Согласно этому документу, все вызовы бригад скорой делились на экстренные и не экстренные.
К экстренным случаям относились, например, острые боли в животе, области сердца, внешние кровотечения, поражения электрическим током, переломы, травмы головы, отравления, укусы животных. В общем, все состояния человека, который требуют немедленной медицинской помощи, в том числе, и признаки острых инфекционных заболеваний.
На такие вызовы, согласно постановлению правительства, бригада скорой должна была приезжать в течение 10 минут в городе и 20 минут в селе или поселке. При этом, допустимо было превысить нормативы на 10 минут если, например, состояние дорог или метеорологическая ситуация крайне неблагоприятные. Таким образом, максимум, за который скорая должна успеть к пациенту в городе - 20 минут, в селе или поселке - 30 минут.
Также скорая могла выезжать и на не экстренные вызовы. Например, если у человека резко поднялось давление, обострилось хроническое заболевание или повысилась температура тела. Такой вызов диспетчер может перенаправить в учреждение первичной медико-санитарной помощи, но если такой возможности нет, то к пациенту должна была приехать скорая в течение часа после обращения.
Как будет в 2021 году
С первого дня 2021 года начали действовать новые правила. И изменились они явно не в лучшую сторону.
Вызовы на скорую теперь будут делиться на критические, экстренные, не экстренные и непрофильные.
К критическим вызовам относится, например, остановка дыхания, массивная кровопотеря, поражение током, интоксикация и отравление. На такие случаи, согласно обновленным нормативам, бригада обязана прибыть в течение 10 минут. При этом, разграничение город-село уже не будет действовать: на любой критический вызов в любом населенном пункте страны скорая должна приехать в течение 10 минут. С одной стороны, это конечно же позитив, но есть одно существенное "но".
Как и раньше, по причине сложных метеорологических условий или плохих дорог, скорая имеет право опоздать. Но не на 10 минут, а... на сколько угодно. Хоть на сутки! Дело в том, что точного время задержки в новых правилах не прописано. Главное, чтобы таких задержек было не более 25% от всего количества вызовов. Достаточно странная бюрократическая логика, ведь пациенту, у которого остановилось дыхание, не станет легче, если он войдет в число этих 25% и скорая приедет к нему через час. Дальше - больше.
На экстренные вызовы (инсульт, нарушение дыхания, кровотечение) скорая должна приехать в течение 20 минут. Но опять же, нарушить этот норматив можно, и опять же, на неопределенное время. Главное, чтобы процент задержек по экстренным вызовам не превышал 15%.
Что касается не экстренных вызовов, если у диспетчера нет возможности "отфутболить" пациента на первичку, то к больному должна выехать бригада скорой, но в течение какого времени - неизвестно. Правительство убрало норматив в один час в новой редакции постановления.
Ну и наконец непрофильные вызовы. Тут все просто: если состояние пациента "не является неотложным и не требует оценки состояния здоровья на месте", бригада скорой помощи к такому больному не приедет вообще. Максимум, на что может рассчитывать пациент - удаленную консультацию диспетчера.
Проблемы остаются
Изменение нормативов для скорой, очевидно, обернется существенными проблемами для украинцев. Во-первых, бригада будет иметь право опоздать на неопределенное время.
"В таком случае возникает вопрос – что мы создаем? Чем тогда скорая помощь будет отличаться от неотложной помощи или от семейного врача, который придет завтра? Это систематическая экономия средств на жизни людей", - комментирует ситуацию "Апострофу" зампредседателя Всеукраинского врачебного общества Константин Надутый.
Во-вторых, несмотря на то, что соблюдение нормативов строго контролируется - "каждую смену, если задержался на вызов – выговор", - говорит "Апострофу" врач скорой помощи из Запорожья Сергей Баранник - очевидно, что опоздания будут происходить гораздо чаще, чем в 25% случаев по критическим вызовам, и в 15% случаев по вызовам экстренным.
Так, например, в июле замминистра здравоохранения Ирина Садовяк констатировала, что из 6,8 миллионов вызовов, 4,7 миллионов являются несвоевременными. То есть бригады опаздывают примерно в 67% случаев. Так почему же правительство уверено, что новые нормативы вдруг будут выполняться?
По словам медиков, чтобы нормативы действительно выполнялись, и скорая помощь оправдывала свое название, необходимо решить две ключевые проблемы: непрофильные вызовы и дефицит кадров.
Непрофильные вызовы, действительно, настоящий бич скорой.
"Около 75% на скорой это непрофильные вызовы, - добавляет Баранник. – Есть ситуация, когда человека, например, подстрелили или подрезали, или кого-то сбил автомобиль. Человеку нужна немедленная медицинская помощь. А все бригады заняты тем, что ездят по стареньким бабушкам и выковыривают им таблетки из упаковок".
Например, в Европе эта проблема решается выставлением счетов пациентам за непрофильные вызовы. Очевидно, что в украинских реалиях никто в правительстве не пойдет на такой шаг. Впрочем, осуждать украинцев, которые принимают скорую за выездную службу семейных врачей не совсем корректно, ведь часто пациенты, особенно преклонного возраста, действительно не имеют возможности и не знают к кому обратиться в случае резкого ухудшения самочувствия.
"У ребенка два дня держалась температура 39,5, а дозвониться в местную амбулаторию, чтобы вызвать врача просто нереально, - жалуется "Апострофу" жительница села Софиевская Борщаговка Юлия. – В регистратуре тупо не берут трубку, а если берут, то сразу же сбрасывают. Как вообще это возможно?"
Вот и неудивительно, что в таких обстоятельствах, украинцы обращаются в скорую, совершая непрофильные вызовы.
Но еще более остро стоит проблема дефицита кадров. Летом глава Минздрава Максим Степанов заявлял о планах за два года обновить автопарк скорых, ведь более 1800 машин старше 10 лет. Апгрейд автопарка, конечно, хорошо, но вот работать на новых авто, по всей видимости, будет некому.
"Водители за эти копейки работать не хотят (зарплата водителя скорой около 5,5 тысяч гривен, – "Апостроф"). У нас некому работать. На подстанции должно быть 8-9 бригад из расчета 1 бригада на 10 тысяч населения. Но к этому нормативу никто же не приходит. Работает в среднем на линии 5-6 бригад. Несоответствие между ресурсами и спросом населения. Водителей нет, медработников нет. Бывает и такое, что нет кому работать: стоит машина и все, а бригады к ней просто нет", - жалуется Баранник.
Таким образом, без решения Кабмином двух ключевых проблем, новые нормативы так и останутся записью на бумаге и скорые будут работать в таком же режиме, как и в 2020 году.
"В реальности ничего не изменится. Ни один руководитель не захочет, чтобы у него появилась куча проблем и жалоб от населения", - резюмировал Сергей Баранник.