Умань – город в самом центре Украины, который иногда называют "местом встречи пяти дорог". Каждый год сюда едут десятки тысяч хасидов, чтобы помолиться на могиле основателя брацлавского хасидизма рабби Нахмана и отпраздновать иудейский Новый год – Рош га-Шана, который в этом сезоне выпал на 6-8 сентября. Как именно проходило празднование в этом году и в чем заключаются особенности местного теневого "бизнеса на хасидах", читайте в материале "Апострофа".
Праздник без эксцессов
По сравнению с прошлым годом, когда из-за карантинных ограничений Умань приняла лишь около трех тысяч паломников, нынешние торжества можно назвать возвращением к прежней жизни.
"На территории Умани находится около 29 тысяч паломников-хасидов, большую часть которых составляют граждане Израиля. Для охраны порядка было задействовано около 600 сотрудников полиции, 200 военнослужащих Национальной гвардии, сотня спасателей. На территории паломничества было установлено 18 постов, на которых дежурили медики и спасатели, а также волонтеры, которые раздавали маски и санитайзеры", – сообщила "Апострофу" инспектор по коммуникациям Уманского райотдела полиции Наталия Мельник.
По данным полиции, празднование Рош га-Шана в этом году прошло без существенных эксцессов. На территории микрорайона вдоль улицы Пушкина (где находится могила цадика Нахмана) было зафиксировано несколько правонарушений: факты мелкого хулиганства (в частности, паломники решили приготовить на мангале мясо прямо на балконе одной из многоэтажек, что чуть ли не привело к пожару), торговля холодным оружием и хранение запрещенных предметов. Конфликтов между приезжими и местными не было.
В администрации города редакцию "Апострофа" заверили, власти постарались соблюсти все санитарные условия.
"На территории паломничества была сделана специальная разметка. Закуплены дезинфицирующие средства для уборки территории. Благодаря сотрудничеству с Красным крестом, бесплатно выдаются одноразовые маски и санитайзеры. Полиция следит, чтобы паломники были в масках, но, увы, не все следуют этому правилу", - рассказала в комментарии "Апострофу" городской голова Умани Ирина Плетнева.
Следом возник "вечный" финансовый вопрос. Ряд СМИ сообщили, что городские власти в этом году, пользуясь наплывом паломников, подняли туристический сбор до 300 грн с человека. В местном сегменте соцсетей по этому поводу поднялась "волна". Дескать, это самый большой туристический сбор в стране.
В городской администрации отметают подобные претензии, настаивая, что все посчитано в соответствии с законом. Сбор зависит от минимальной заработной платы. Отели оплачивают 2,5% от "минималки" за каждого гостя, а частники - 5% с постояльца. Итого получается, что отели должны выложить 150 грн, а хозяева домов и квартир по 300 грн за каждого гостя.
Формально сбор должны платить сами паломники, но, как признают чиновники, далеко не все согласны раскошелиться.
Гостиницы в серых тонах
Вместе с тем, не стоит рассчитывать, что местный бюджет особенно заработает на туристическом сборе с гостиниц.
Как сообщили "Апострофу" информированные источники в городской администрации Умани, в "хасидском микрорайоне" официально работают лишь четыре гостиницы. Остальные объекты, в которых размещаются гости, оформлены как частные домовладения или же вовсе не имеют никаких документов.
В мэрии создали рабочую группу, которая займется выводом такого бизнеса из тени, но сами чиновники сомневаются в ее эффективности.
"Собственники (неважно, хасиды или местные бизнесмены) идут на ухищрение: они оставляют часть помещений без отделки и коммуникаций. Хотя большая часть комнат готовы к приему людей, здание формально числится долгостроем, не введенным в эксплуатацию. Документы не оформлены, оснований взимать налоги нет. Почему в "недострое" живут люди, никого особенно не заботит. Владельцы всегда найдут способ "решить вопрос". Тут крутятся немалые деньги, поэтому сомнительно, что рабочие группы или комиссии дадут результат. При каждом мэре возникают такие инициативы, но в итоге все остается, как есть", - сказал информированный собеседник нашему изданию.
Часть полулегальных гостиниц открыто рекламируют свои услуги в социальных сетях и на профильных сайтах, но без указания стоимости и условий проживания. Если "обычный" желающий попытается выяснить, во сколько обойдется, например, стоимость ночлега, то его ждет целый "квест".
"К нам паломники редко едут "просто так". Обычно о заезде, оплате за проживание и питании договариваются заранее, еще находясь дома в Израиле или где-то еще. Если на ресепшн поступает звонок с местного мобильного с просьбой забронировать комнату или просто уточнить цену, мы перенаправляем к управляющему, но личные контакты не даем. Говорим, как его можно найти по имени в соцсетях. Владельцы запрещают обсуждать с кем-либо денежные вопросы. Мы можем лишь сказать, есть ли свободные комнаты. Если нет, то когда они освободятся. Если начинаются расспросы, то просто кладем трубку", - рассказал "Апострофу" Сергей П., работающий администратором в одном из таких отелей.
Средний ценник
Невзирая на то, что в микрорайоне вокруг улицы Пушкина в последние годы "выросло" много гостиниц и отелей, часть паломников предпочитает останавливаться в частных домовладениях.
Как рассказали журналисту "Апострофа" местные жители, цена аренды на время праздников зависит от условий и расстояния до могилы рабби Нахмана. В первых числах сентября, когда идет массовый заезд, арендодатели выставляют максимальные цены, которые затем корректируются в зависимости от спроса.
"Паломники любят, чтобы было ближе к земле, по которой в свое время ходил цадик. Поэтому комнаты в некоторых домах могут стоить дороже, чем номер в хорошем отеле, так как стоит "на земле" ближе к святыне. В этом году аренда "двушки" на 4-5 суток обойдется в 2000-2500 тыс. долларов. Обычно в такие квартиры хозяева пускают не более 5 человек. Получается по 400-500 баксов с каждого", - рассказали "Апострофу" Ольга М., проживающая по улице Пушкина.
Сумму в 400-500 долларов на проживание (без учета питания) в течении 3-5 дней местные предприниматели называют "средней". Если номера и комнаты остались не заполнены к моменту начала праздника, то их могут сдать в 150-200 баксов. В то же время, стоимость номеров класса "люкс" может достигать до 2000-3000 тыс. долларов с человека. Если средние показатели умножить на 30 тыс. паломников, то получится сумма в 8-12 млн. долларов. Для города с населением в 80 тыс человек это неплохо, но, повторимся, большая часть такого бизнеса находится в "серой зоне".
Социальный фон
Уманчане крайне неохотно обсуждают "бизнес на хасидах" и тему паломников вообще. Показательно, что каждый собеседник "Апострофа", с которыми журналист обсуждал деликатные (по местным меркам) темы, просил не указывать в тексте его фамилию. Кто-то не хочет показаться нетолерантным, а кто-то опасается сказать "лишнего" о бизнесе, львиная доля которого находится в тени или связана с теневыми схемами.
Отношение горожан к паломникам, прежде всего, зависит от того, при каких условиях они сталкиваются с религиозными туристами. Наиболее скептично настроены работники сферы услуг (продавцы, официанты, парикмахеры), работники рынка, таксисты и перевозчики. По их рассказам, иностранные гости шумят, грубят и оставляют после себя горы мусора.
В реальности все не так однозначно. Паломников, как рассказывают местные жители, можно разделить на три условных "социальных класса". Первый - состоятельные предприниматели, приезжающие в Умань на пару дней, дабы посетить святыню и помолиться. Вторая группа - условный средний класс, прибывающий целыми семьями. Они находятся в городе дольше. И третья группа - паломники, которых более состоятельные единоверцы отправили в Умань помолиться вместо них, обеспечив им проезд и проживание. Именно представители этой группы чаще всего попадают в различные "истории" при участии полиции и спасателей.
Уманские таксисты и водители междугородних автобусов, доставляющие паломников из Киева, могут часами рассказывать о своем опыте общения с такими туристами. И далеко не всегда он положительный. Как и везде, пассажиры бывают разные: одни спокойно едут, а другие - демонстративно шумят, мусорят в салоне и ругаются.
Вместе с тем, вероятность острых межнациональных конфликтов в городе остается невысокой, во многом благодаря действиям правоохранителей.
Полиция и СБУ стараются держать всех буйных (местных и приезжих) на коротком поводке. Если кого-то из паломников "отличился" в хулиганских действиях или в дебоше, то его задерживают, заводят дело с последующим выдворением из страны.
Публичные проявления антисемитизма также не остаются без внимания. В конце августа сотрудники полиции и СБУ выявили в Умани интернет-агитатора, который в социальных сетях унижал евреев и разжигал межнациональную вражду. Горожанина подозревают в совершении преступления, подпадающего под 161 статью - нарушение равноправия граждан по национальному признаку. Идет следствие. Если вина фигуранта будет доказана, ему грозит срок до трех лет тюрьмы.