Верховная Рада в очередной раз сделала попытку либерализовать трудовое законодательство, приняв в первом чтении законопроект, убирающий целый ряд формальностей при определении условий труда. По мнению правительства, разработавшего законопроект, это позволит предприятиям более оперативно реагировать на реалии рынка и эффективно управлять персоналом. Однако есть большие опасения, что после его принятия работники будут сильно поражены в правах, а работодатели получат практически неограниченную власть. "Апостроф" выяснял, что на самом деле предлагается в законопроекте.
Читайте также: Как найти хорошую работу в возрасте 40+: эксперт дала важные советы
Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №5388, разработанный Кабинетом министров, который направлен на дерегуляцию трудового законодательства.
Поскольку документ касается таких щекотливых для общества вопросов, как условия труда и трудоустройства, он традиционно вызвал ожесточенные споры.
"Трудовое законодательство ведет свое происхождение с 60-х годов прошлого века и в значительной мере не отражает современных реалий и вызовов, с которыми сталкиваются сегодня работодатели и работники, - считает адвокат, член палаты налоговых консультантов Людмила Зверева. - Поэтому оно уже давно требует изменений, которые бы отражали современные реалии".
Профсоюзы больше не спрашивать не будут
Главное из предлагаемых законом изменений касается регулирования условий труда работника, в том числе таких существенных, как продолжительность рабочего дня, сверхурочные работы, работа в выходные дни, продолжительность и расписание отпусков и тому подобное. После принятия закона все эти условия можно будет устанавливать не на основе трудового законодательства, коллективного договора или правил внутреннего распорядка предприятия, а с помощью индивидуального трудового договора между работодателем и работником. При этом отменяется необходимость согласования существенных условий труда с профсоюзами.
По мнению Людмилы Зверевой, ничего страшного в таких новациях нет: "Сокращение количества случаев, когда работодатель должен согласовывать свои действия с профсоюзом, не приведет к тотальному нарушению прав работников. Например, сегодня в законе существует норма о том, что работодатель должен согласовывать с профсоюзом график отпусков. Однако практически неизвестны случаи, когда бы даже на тех предприятиях, где профсоюзы активно работают, они не согласовывали график отпусков. Поэтому, если убрать эту норму, ничего в реальности не изменится. Только уменьшится количество бумажной волокиты".
Противники закона, в свою очередь, обращают внимание на то, что для работодателя снимается необходимость согласовывать не только графики отпусков, но и увольнение, продолжительность рабочего дня, применение сверхурочных работ, время перерыва и другие гораздо более существенные вопросы. Например, законопроект предлагает четко установить только один общий для всех выходной день - воскресенье. А второй выходной и то, на какой день недели он приходится, становится предметом письменного договора между работником и работодателем.
При этом критики отмечают, что трудовые договоры не составляются отдельно для каждого работника. Это всегда типовые договоры, которые разрабатываются предприятием и по сути являются договорами присоединения, в которых работник не может ничего изменить. Поэтому, если человеку нужна работа, она вынужден будет подписывать предложенный работодателем договор, даже если в нем содержатся нормы, которые существенно ограничивают его права.
Особенно это может быть критично в небольших городах и поселках, в которых находятся градообразующие предприятия - шахты, горно-обогатительные комбинаты, электростанции и т. д. В таких населенных пунктах рынок труда практически отсутствует. Поэтому сегодня "творчество" работодателей-монополистов сдерживается только отраслевыми профсоюзами и законом. И, если закон уберет эти барьеры, то условия договоров, которые предложат своим работникам эти компании, могут стать намного жестче.
"Под видом дерегуляции трудовых отношений правительство хочет протянуть сужение прав работников, - считает бывший депутат и член комитета по вопросам социальной политики и труда Верховной Рады Андрей Павловский. - Он предлагает подменить определенные законом гарантии договорными отношениями между работодателем и работником. Понятно, что работник не может противостоять работодателю. Именно поэтому во всех европейских странах законы о труде прописывают таким образом, чтобы создать незначительное преимущество именно для работников, как более слабой стороны. Зато этот закон направлен на то, чтобы удовлетворить прихоти работодателей".
Кабинет министров
Главной особенностью предлагаемого порядка установления существенных условий труда является его гибкость и мобильность. Это даст предприятиям возможность, которой они сейчас лишены, - оперативно маневрировать рабочей силой.
Сейчас условия труда регулируются Правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) предприятия. Чтобы внести изменения в этот документ, необходимо согласовать их с профсоюзом, провести общее собрание трудового коллектива. После этого надо ознакомить с новой редакцией ПВТР всех работников, включая тех, кого внесенные изменения не касаются. Поэтому на крупных предприятиях процесс может длиться месяцами.
"В то же время потребности производства порой требуют оперативных изменений трудового распорядка, исходя из текущих обстоятельств (например, при введении карантина), - говорит Людмила Зверева. - Поэтому законопроект предлагает упростить процедуру. После окончательного принятия закона работодатель получит возможность ввести изменения трудового распорядка на основании договоров с каждым сотрудником, без привлечения к процессу профсоюзов и работников, которых эти изменения не касаются".
Таким образом, по замыслу законодателей, роль профсоюзов в защите прав работников будет значительно снижена. Однако, по мнению Людмилы Зверевой, паниковать работникам не стоит: за них заступится государство.
"На каждое действие есть противодействие, - говорит эксперт. - Работники, права которых нарушены, могут обратиться в Государственную службу по вопросам труда (Гоструда), которая очень оперативно выезжает на проверки по жалобам для установления и исправления нарушений. Поэтому работодатель не сможет безнаказанно установить, например, 12-часовой рабочий день, уволить женщину в отпуске по уходу за ребенком или нарушить другие установленные законодательством права работников".
Больше мобильности, меньше гарантий
Кроме этого, законопроект вводит еще ряд изменений. В частности он значительно расширяет и упрощает применение срочных трудовых договоров.
"Это соответствует конвенциям Международной организации труда и позволит сделать трудовые отношения более простыми и удобными для работника и работодателя, - говорит Людмила Зверева. - Сегодня на рынке труда наблюдается тенденция к гибкости. Работники и предприятия отходят от установления постоянных условий труда на неопределенный срок. Это позволяет работникам быть более мобильными, а работодателям более оперативно подбирать персонал в соответствии с текущими потребностями".
Предлагается также изменить положения КЗоТ, касающиеся испытательного срока, в частности заметно сократить список категорий работников, в отношении которых испытательный срок не применяется.
"Из списка изъяты молодые специалисты, одинокие матери, воспитывающие детей до 14 лет или ребенка с инвалидностью, внутренне перемещенные лица, уволенные в запас военнослужащие, - говорит Андрей Павловский. - Это существенно сужает права этих людей, которые нуждаются в общественной поддержке".
Новации, предложенные законопроектом, имеют как своих сторонников, так и решительных противников. В частности, против них решительно выступил Глобальный союз профсоюзов IndustriALL, представляющий интересы работников в 140 странах мира, которые заняты в горнодобывающей, энергетической и перерабатывающих отраслях.
"Законопроект нивелирует баланс прав и интересов между работодателем и профсоюзом, - считает член исполнительного комитета IndustriALL и международный секретарь Профсоюза работников атомной энергетики и промышленности Украины Леся Семеняка. - Кроме того, ряд положений законопроекта в текущей редакции могут привести к нарушению прав человека и ликвидации ряда основных трудовых прав".
"Украина должна отказаться от антирабочей реформы законодательства и действовать в соответствии с международными конвенциями в области труда, ратифицированными Украиной, и соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, - заявил заместитель генерального секретаря IndustriALL Кемаль Озкан. - Мы призываем украинских законодателей при внесении изменений в действующее законодательство обратиться за консультацией и помощью к экспертам Международной организации труда, чтобы в сотрудничестве с социальными партнерами обеспечить соблюдение основных международных трудовых стандартов и норм".
Для того, чтобы подтвердить свою решимость добиваться изменений в законопроект или вообще отказа от его принятия, профсоюзы анонсировали на 7 октября (Всемирный день борьбы за достойный труд) массовые акции протеста.
Протест возле Кабинета министров
Навредил? - возмести
Также важные нормы содержатся в разделе законопроекта, который посвященный вопросам материальной ответственности работников.
Общее положение говорит о том, что за прямой действительный материальный ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, работник несет материальную ответственность в пределах его среднемесячной заработной платы.
"Например, работник взял с работы ноутбук и утратил: потерял, разбил, или его ограбили, - объясняет Людмила Зверева. -. Размер ущерба предприятию при этом равен остаточной стоимости ноутбука. В качестве возмещения этого ущерба работодатель может взыскать с него сумму его среднемесячной зарплаты, даже если стоимость утраченного оборудования была больше".
Порядок уплаты материальный ущерб может быть различным. Работник может внести всю сумму сразу, или по соглашению с работодателем возвращать ее частями с каждой зарплаты. Если же рабочий не желает добровольно выплачивать деньги (например, не согласен с тем, что именно он нанес предприятию материальный ущерб или не согласен с объявленной суммой долга), законопроект предоставляет право работодателю взыскать необходимые средства из зарплаты работника без его согласия.
Однако законопроект предусматривает, что такой порядок возмещения будет действовать только при условии, если в трудовом договоре между работником и работодателем отсутствует положение о полном возмещении материального ущерба.
Если же такое положение в договоре есть, тогда работник вынужден будет выплатить работодателю полный размер нанесенного ущерба, сколько бы он не составлял. И, поскольку этот же законопроект, почти не ограничивает свободу работодателя при определении условий труда, нетрудно предположить, что соответствующие пункты вскоре после принятия документа в целом как закон, появятся во всех договорах.
Размер причиненного работником вреда предприятие будет определять в соответствии со своей бухгалтерской документацией. Если же такой документации нет, то работодатель получит возможность определить размер убытков по своему усмотрению.
В случае хищения, недостачи, умышленного уничтожения или умышленной порчи материальных ценностей, размер прямого действительного имущественного ущерба определяется предприятием самостоятельно по рыночным ценам, действующим на день выявления причиненного ущерба.
Законопроект предусматривает также коллективную материальную ответственность в том случае, когда установить вину одного конкретного работника оказывается невозможно.
Конечно, в таких случаях возникает проблема, каким образом поделить сумму убытков между всеми работниками, которые признаны причастными к потерям предприятия. Законопроект устанавливает, что ответственность делится пропорционально тарифной ставке работника и времени, которое он отработал со времени последней инвентаризации. То есть, чем больше времени работник провел среди пропавшего или испорченного имущества и чем больше он зарабатывает, тем больше будет его доля в будущих коллективных выплатах.
Очевидно, уже совсем скоро законопроект будет вынесен на второе чтение и, скорее всего, будет проголосован депутатами. Как задумано авторами, после вступления в силу он будет способствовать сокращению бумажной волокиты в процессе трудовых отношений.
Однако одновременно этот закон заставит работников внимательнее относиться к тем соглашениям, которые они заключают с работодателями. Ибо, если ранее условия труда довольно жестко регулировались законодательством и разного рода отраслевыми и местными соглашениями с профсоюзами, то уже совсем скоро бизнес получит почти полную свободу составлять договоры по своему усмотрению, устанавливая удобные для себя условия труда и материальной ответственности. Поэтому подписывать такие соглашения не читая, как это обычно делается сейчас, станет довольно рискованным делом, которое может привести ко многим неприятностям.