Несмотря на постоянные заявления о перевыполнении планов поступления налогов, главный провал Министерства финансов - хроническое недофинансирование расходной части бюджета. Денег не хватает даже на армию и медицину.
В чем причина разбирался "Апостроф".
Провалы Минфина
Как спрогнозировала недавно Киевская школа экономики, по итогам 2021 года дефицит государственного бюджета Украины составит порядка 170 млрд грн. Это при расходной части на уровне 1,3 трлн грн, и при плановом дефиците 220 млрд грн.
На эти цифры будет напирать Министерство финансов, чтобы доказать улучшение базовых показателей и оправдать свои промахи и ошибки.
А провалов у Минфина и его главы Сергея Марченко масса. Но министр делает все, чтобы отвести от них внимание. Главный провал — хроническое недовыполнение расходной части бюджета.
Так, согласно оперативной статистике, за 10 месяцев 2021 года недофинансирование расходной части госбюджета составило 106,7 млрд грн (-9,6% от бюджетной росписи на этот период). Из них 75,7 млрд грн. недофинансировано по общему фонду, 30,9 млрд грн. - по специальному. Конечно, не весь этот объем будет требовать дальнейшего финансирования. Например, по долговым выплатам– за счет искусственно укрепленного обменного курса с начала 2021 года было сэкономлено (недофинансировано) 12,3 млрд грн., из которых 9 млрд грн. «сэкономили» на обслуживании долгов, 3,1 - по гарантийным обязательствам.
Но невыполнение плана по другим расходам, требующих дальнейшего финансирования, за 10 месяцев 2021 года составило 62,6 млрд грн., из которых 25,2млрд грн – по защищенным статьям (социальное обеспечение, оплата труда, медикаменты, продукты питания, расходы на командировки, оплата коммунальных услуг и т.д.). Даже по ряду основных статей расходов ключевых направлений средства выделялись в неполном объеме.
Медицина — "минус" 13,7 млрд грн: по госгарантиям медобслуживания населения не профинансировано 7,9 млрд грн, по отдельным медицинским мероприятиям — 3,5 млрд грн, а развитие скорой помощи и технической базы — на 2,3 млрд грн.
Армия — "минус" 8 млрд грн: модернизация/ремонт вооружений, военной техники/оборудования — на 4,2 млрд грн, обеспечение Вооруженных Сил — на 3,6 млрд грн. Государственный фонд регионального развития — "минус" 1 млрд грн.
Из этой суммы в 62,5 млрд как минимум по половине ответственность за недофинансирование прямо лежит на Минфине, который не открыл ассигнований, не дал возможность использовать средства министерствам и ведомствам на сумму 27,1 млрд грн.
Также, по состоянию на 1 ноября 2021 года, объем неоплаченных обязательств(неоплаченные счета)правительства составил 3,7 млрд грн. Данный факт означает, что в Госказначействе были зарегистрированы финансовые обязательства, но от распорядителей бюджетных средств не были поданы платежные поручения. Фактически можно говорить о техническом дефолте министерства на эту сумму.
На первый взгляд, это вина распорядителей бюджетных средств, а не Минфина.
Но, как показывает практика прошлых лет, особенно конца 2020 года, Казначейство может просто не принимать платежные поручения от распорядителей бюджетных средств без объяснения причин. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что в ноябре 2020 года сумма неоплаченных обязательств правительства резко увеличилась с 3,8 млрд грн на начало ноября до 15 млрд грн на конец ноября 2020 года. К сожалению, данные факты отказов не документируются, поэтому доказать их практически очень сложно.
В связи с провалом выполнения плана по займам, что приводит к дефициту ликвидности (несмотря на небольшое перевыполнение плана), в ноябре-декабре 2021 года есть высокая вероятность повторения ситуации конца 2020 года.
Более того, Минфин регулярно «залазит в карман» местным органам власти. В марте — на 10,3 млрд грн; в июне — на 12 млрд грн; в июле — на 10 млрд грн; в сентябре — на 28,2 млрд грн. За 9 месяцев 2021 года бюджету не хватало 51 млрд грн. Причем это не временные кассовые разрывы, которые гасятся каждый месяц, а системное кредитование расходной части бюджета за счет средств местных общин. Фактически это означает, что на $2 млрд своих денег у Минфина не хватает даже несмотря на регулярные заявления о перевыполнении бюджета.
Заниженная планка
Одна из причин хаоса с финансированием даже самых базовых госпрограмм - беспросветная бюрократия, из-за которой хронически не выполняется расходная часть бюджета. Не приняты порядки использования средств, не утверждены паспорта бюджетных программ, не проведены тендеры - и вот уже даже если деньги под финансирование зарезервированы, тратить их попросту некому. При этом недофинансирование играет на руку министру Марченко: за счет занижения прогнозных показателей, всегда можно демонстрировать перевыполнение плана и "сводить" бюджет без дефицита.
По многим статьям бюджетного перевыполнения — это всего лишь статистические манипуляции при планировании бюджетных поступлений. Самый яркий пример касается заниженных баз для начисления НДС. Для прогноза по этому налогу Минфин берет заниженный показатель роста экономики.
Например, Госстат зафиксировал потребительские расходы в 2020 году на уровне 3,5 трлн грн, а Министерство финансов рассчитывало прогноз по НДС на 2021-ый, исходя из потребрасходов в размере 3,1 млрд грн. То есть даже ниже, чем в прошлом году, и это якобы уже с учетом инфляции на уровне номинальных 5%. Та же история с госбюджетом-2022: расчеты велись по потребрасходам на 3,5 трлн грн, хотя по итогам этого года ожидается 4 трлн грн. Зачем? Чтобы иметь запасные поступления на всякий случай, а после заявить о перевыполнении сборов по НДС и похвалить себя лишний раз.
Прозапас остается очень много. Занижение базы налогообложения на 500 млрд грн приводит к занижению прогнозных объемов поступлений от НДС на 100 млрд грн в год минимум. Такая "подушка безопасности" позволяет сводить бюджет, не меняя текущую ситуацию. Можно продолжать крышевать скрутки НДС и покрывать контрабанду на таможне, а поступления в казну будут наращиваться «сами по себе»: по мере роста инфляции и восстановления экономики.
То же самое касается таможенных поступлений. Например, в октябре объем налогооблагаемого импорта вырос на 46% (до $6,69 млрд), а импортные сборы в это же время увеличились лишь на 40% (до $1,76 млрд). Значит налоговая нагрузка на импорт сократилась на 4,4% — с $0,275 таможенных платежей на 1 доллар импорта до $0,263. В масштабе 10 месяцев 2021 года фактический недобор еще больше, поскольку в январе-октябре облагаемый налогом импорт увеличился на 36%, а таможенные поступления по нему — только на 32%. Это говорит о росте теневого сектора, а не об успехах таможенников.
Проблемы заимствований
При всех этих проблемах, злоупотреблениях и недочетах, Министерство финансов позволяет себе хронически не выполнять план по заимствованиям. Совершенно очевидно, что по итогам 2021-го она его тоже не вытянет, даже если устроит в декабре марафон размещений облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ), как это было в 2020 году.
Ведь год назад это направление щедро кредитовал Национальный банк, который пачками выделял на банки свое антикризисное 5-летнее рефинансирование. А несколько месяцев назад он свернул эту программу, чтобы сократить эмиссию гривны и уменьшить инфляцию. Вместо 7,3% индекс инфляции достиг 11%, и вернуть ее к целевому уровню 5% ее стало еще более нереально, чем прежде.
Когда НБУ заливал банки кредитами рефинансирования, они охотно скупали на эти деньги ОВГЗ, поскольку отлично зарабатывали: получали гривну под 6-7,5% годовых, а размещали под 10-12% годовых. В Нацбанке сообщили, что за год в гособлигации направили 80 млрд грн рефинанса. Особенно активно такое кредитование вели госструктуры (Ощадбанк, Укрэксимбанк) с подачи Минфина. Как только у министерства возникал кризис с нехваткой средств в госбюджет, госбанки тут же кидались скупать его гособлигации. Благодаря Нацбанку, денег у них для этого хватало.
Но после сворачивания антикризисного 5-летнего рефинансирования от НБУ с этим будет намного сложнее. Как государственные, так и коммерческие банки сейчас с большой неохотой разбирают ОВГЗ Сергея Марченко Стратегического плана работы на международном долговом рынке у Минфина нет. Все решается повышением процентных ставок: если чиновники задирают их наверх, то ОВГЗ удается продавать. Но, как только оно останавливается — продажи госбумаг тут же падают. Ставки на недавнем аукционе это подтверждают - взлетели уже до 13,25% годовых в гривне, с учетом укрепления гривни это просто очень щедрая доходность. Но это цена, которую придется заплатить за обслуживание госдолга в будущие годы.
За 10 месяцев 2021 года план Министерства финансов по заимствованиям не был выполнен сразу на 23,4%. Нужно было одолжить 524,4 млрд грн, а собрали лишь 401,7 млрд грн. Причем не получится свалить все на слабые реформы, невыполнение Меморандума МВФ и недополучение траншей по его кредитной программе stand by. Поскольку Украина получила от Международного валютного фонда «подарок» для восстановления экономики от коронавируса в размере $2,7 млрд и вторую часть макрофинансовой помощи от Евросоюза на €600 млн.
Более того, ситуацию не спасет выделение МВФ кредитного транша в ноябре-декабре, даже если это случится. Ни, если мы получим $700 млн, как рассчитывали в Офисе Президента, ни даже при выделении $1,4 млрд, как прочили западные эксперты (прогноз J.P. Morgan). Поскольку недобор по долговым обязательствам для покрытия дефицита уже сейчас намного больше. Разговоры о том, что недобор займов - это экономия для бюджета, не выдерживают критики: когда в стране недофинансируются даже армия и медицина, и даже при "виртуальном" перевыполнении доходов приходится фактически "лезть в карман" местных бюджетов - вопрос не в экономии, а в эффективном управлении привлеченными средствами. А с этим в Минфине, похоже, большие проблемы.