RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Общество

Деньги из воздуха: кто и как проворачивает схемы на закупках кислородных станций для больных COVID

Почему 800 млн гривен, выделенных правительством на кислородные станции, распределили с помощью сомнительных процедур

Почему 800 млн гривен, выделенных правительством на кислородные станции, распределили с помощью сомнительных процедур Фото: Апостроф / Роман Петушков

Знакомое ранее лишь медицинским работникам слово "сатурация" в последние годы плотно вошло в обиход украинцев. Из-за непрекращающейся эпидемии COVID-19 каждому теперь известно, что означают понятия "уровень насыщения крови кислородом", "кислородная станция", "кислородный концентратор", как и то, насколько близкими, иногда почти синонимами, стали они к более общему понятию - "спасение человеческой жизни". А вот с определениями "коррупция", "схематоз", "взяточничество" - украинцы знакомы давно. Казалось бы, что у двух столь разных понятийных групп не может быть ничего общего. Но когда "Апостроф" решил изучить, как потрачены 800 млн грн, выделенных на закупку кислородных станций, то обнаружил, что сегодня, к сожалению, даже это оборудование, от которого зависят жизни людей, стало предметом разнообразных теневых схем.

Кислородное голодание

Ни для кого не секрет, что только медицинский кислород и, соответственно, оборудование, с помощью которого его можно получить, являются едва ли не единственным возможным средством противостоять тяжелому течению заболевания коронавирусной инфекцией. Автор этих строк знаком с этим не понаслышке: именно кислород помог спасти близкого ему человека, когда из-за заражения коронавирусом сатурация у того упала до критических 70%.

В то же время даже сегодня, спустя 2,5 года после начала эпидемии, уровень обеспечения кислородом во многих украинских больницах оставляет желать лучшего. Например, пару месяцев назад нехватка кислорода в больницах Николаева и Одессы едва не обернулась серьезной трагедией.

Это особенно странно в свете того, что еще в начале текущего года кислородные станции были, среди прочего, включены Кабмином (постановление №58 от 27.01.2021, - ред.) в перечень медицинских товаров, необходимых для выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID-19.

Вот только долгое время выполнять это постановление на уровне государства никто и не собирался. Во всяком случае, отдельных денег на это не было предусмотрено. В итоге лишь в некоторых регионах больницы, как некоммерческие коммунальные учреждения, приобретали такой товар на условиях лизинга.

И только новый виток обострения эпидемии коронавируса в начале осени 2021 года, а также явно критическая ситуация с обеспечения больниц кислородом, заставили украинских чиновников и депутатов наконец зашевелиться.

4 ноября 2021 г Верховная Рада на внеочередном экстренном заседании наконец-то приняла Закон Украины №1858-IX "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2021 год" относительно увеличения расходов на закупки, проектирование и установку кислородных станций". Согласно упомянутому закону, на эти нужды предусмотрено выделение из госбюджета 800 млн грн, из которых 650 млн грн - непосредственно на приобретение, и еще 150 млн грн - на проектирование и монтаж соответствующего оборудования.

Казалось бы, все барьеры для закупок столь "горящего" оборудования сняты, осталось отдать деньги больницам, чтобы те срочно закупили так нужные им кислородные станции. Именно такой порядок действий предусмотрен Законом Украины "О публичных закупках". Но отечественные чиновники и здесь не смогли поступить по уму. И, как обычно водится в случаях с большими деньгами, решили задействовать компанию-прокладку.

Медицинская "прокладка"

24 ноября Кабинет Министров Украины принял Постановление №1243 "Некоторые вопросы осуществления централизованных закупок кислородных станций". Этим постановлением, в частности, утверждены Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете по программе "Централизованные закупки кислородных станций для опорных заведений здравоохранения" и Порядок и условия предоставления в 2021 году субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на закупку опорными заведениями здравоохранения услуг по проектированию и установке кислородных станций.

И вот здесь-то, абзацем 1 п.2 Порядка №1243, в качестве единственно возможного "Заказчика" кислородных станций для нужд опорных больниц неожиданно определено государственное предприятие "Медицинские закупки Украины".

Если смотреть на эту ситуацию непредвзято, то такой шаг - определение в качестве заказчика единственного субъекта, пусть и государственную компанию, - уже дает предпосылки говорить о возможных нарушениях антиконкурентного законодательства. Ведь такой подход исключает из процедуры закупок больницы, как отдельные субъекты хозяйствования, которым наверняка лучше знать, какое оборудование наилучшим образом соответствует их нуждам.

Однако, этого было мало. Оказывается, ГП "Медицинские закупки Украины" заранее, еще до выхода правительственного постановления явно знало, что станет главным распорядителем 800 млн грн. Поскольку еще 19 ноября неожиданно организовало публичные закупки (идентификатор UA-2021-11-19-014988-a) кислородных станций в необходимом уже на тот момент для всего государства количестве 196 шт. Этот факт, в свою очередь, позволяет говорить о существовании антиконкурентных согласованных действий руководства этого предприятия и кого-то из чиновников в Кабмине, которые могли пообещать ГП столь лакомый 800-миллионный кусок.

Как "распилить" кислород

Теперь, собственно, о том, чем чревато освоение "кислородных средств" через государственную "прокладку" "Медицинские закупки Украины".

Дело в том, что если бы это ГП действительно могло бы распорядиться средствами оперативно и провести честные конкурсы на закупку кислородных станций, вопрос, наверное, и не стоил бы обсуждения. Но, во-первых, столь "горящие" закупки (вернее, сроки поставок по ним) собираются растянуть аж до мая 2022 года (хотя необходимость в станциях, напомним, является острой уже сейчас). А, во-вторых, о честных конкурсах речь, похоже, не идет.

Судите сами: 13 декабря руководство ГП "Медицинские закупки Украины" решило объявить новый тендер с идентификатором UA-2021-12-07-017513-c на закупку кислородных станций. При этом предыдущий тендер, от 19 ноября, заявки на который подали 20 предприятий, остался как бы в "подвешенном" состоянии.

Но уже 20 декабря стало известно, что "Медицинские закупки Украины" вдруг отменило повторный тендер на основаниях, якобы, отсутствия дальнейшей необходимости в закупке товаров, работ и услуг.

Оказалось, что за эти несколько дней ГП успело заключить прямые договора (то есть, без общих тендерных процедур) с 6 предприятиями, ранее принявшими участие в предыдущих торгах, а именно - ООО "Ей Бі Ді Груп", ООО "Компрессорс Інтернешнл", ООО "ММЕ", ООО "Зелко Груп", ООО "Далгакиран Компресор Україна", ООО "Мас Сістемз."

Характерно, что в случае с ООО "Ей Бі Ді Груп" согласно сайту "Держзакупівлі.онлайн", датой проведения закупки указано 20 декабря, а датой подписания договора… 17 декабря. Интересно было бы спросить руководителей ГП "Медицинские закупки Украины" - каким это образом они смогли определить победителя за три дня до проведения операции?

Как бы то ни было, уже 24 декабря ГП перечислило средства по заключенным договорам указанным предприятиям. Завидная оперативность. При этом средства перечислены авансом, и с условием, что эти предприятия (явно вопреки требованиям Закона и Порядка пользования казначейскими счетами) могут их снимать и использовать для приобретения оборудования частями. Получается, что у этих предприятий нет собственных оборотных средств для приобретения даже части оборудования?

Интересно, а проверяло ли вообще ГП "Медицинские закупки Украины" эти компании на предмет возможности поставки столь важного для украинской медицины оборудования? Или просто распределило деньги между "нужными" компаниями?

Вопросы без ответов

Помимо этих вопросов, адресованных к ГП "Медицинские закупки Украины", к нему есть и ряд других. Как есть и вопросы, которые следовало бы адресовать правительству, и, возможно, даже правоохранительным либо надзорным органам.

Например, вопрос, почему ГП "Медицинские закупки Украины", которое, по сути, само является "прокладкой", перечислило деньги за кислородные станции другим "прокладкам" (а растянутый на несколько месяцев срок поставки указывает именно на то, что эти компании могут быть лишь посредниками)? Неужели ГП, имеющему возможность заключать внешнеэкономические договоры, нельзя было оперативно приобрести оборудование непосредственно у иностранных производителей?

Еще один вопрос - по каким именно критериям ГП "Медицинские закупки Украины" отбирало указанных выше шестерых "счастливчиков"? Производился ли при этом анализ рынка, и где именно на сайте ГП можно об этом узнать?

Следующий вопрос очень важен в свете того, что, напомним, деньги выделены не только на приобретение кислородных станций, но и на их монтаж. Ведь процесс закупки кислородных станций разбит на два этапа: одни снабжают кислородными станциями, другие осуществляют проектирование и монтаж. И если ГП "Медицинские закупки Украины" отвечает только за приобретение, то кто будет отвечать за исправность и качество поставленного оборудования? Ведь это невозможно проверить без монтажа? Кто будет вводить в эксплуатацию такое оборудование, и кто будет выполнять гарантийные обязательства, ведь на момент поставки проверить качество невозможно?

Наконец, как быть с явным нарушением принципов свободной конкуренции, который несет в себе упомянутое выше Постановление Кабмина №1243? Ведь этот обязательный к исполнению нормативный акт, фактически, сводится к устранению участников рынка (как заказчиков, так и поставщиков), путем определения единственного субъекта рынка, уполномоченного на приобретение кислородных станций, что носит явные признаки нарушения закона "О защите экономической конкуренции"? Интересно, что на этот счет скажет Антимонопольный комитет Украины, к которому уже имеет место обращение на этот счет?

И, напоследок, вопрос больше общего характера: до каких пор всех будет устраивать ситуация, когда подковерный торг идет даже вокруг таких вещей, как жизнь и здоровье украинцев? Неужели, столь важные понятия, будут оставаться в прицеле темных схем и столь же темных и корыстных личностей? Впрочем, похоже, что этот вопрос рискует остаться лишь риторическим…

После выхода материала...

После выхода материала, в редакцию обратились работники ГП "Медзакупки Украины", с предложением ответить на запрос о проблемах, изложенных в статье. Редакция направила соответствующий запрос, и получила от ДП ответ с просьбой добавить его в этот материал.

Публикуем текст этого ответа на языке оригинала.

Міністерство охорони здоров’я України (далі - МОЗ України) листом від 12.11.2021 № 25-04/33337/2-21 звернулося до ДП "Медзакупівлі України" щодо необхідності проведення у найкоротші терміни підготовки та деталізованого аналіз ринку за предметом закупівлі "Киснева станція" об’ємною потужністю 500 л/хв у орієнтовній кількості 196 одиниць.

На виконання заходів, зазначених у вказаному листі МОЗ України, для проведення аналізу ринку постачальників кисневих станцій використано електронну систему закупівель Prozorro. Зокрема, 19.11.2021 оголошена "допорогова/спрощена" процедура на 1 одиницю товару "Киснева станція" об’ємною потужністю 500 л/хв (режим доступу: https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2021-11-19-014988-a). Проведення такої процедури є інструментом аналізу ринку та виявлення найбільш вигідних пропозицій і не є пропозицією замовника на укладання договору по заявленому товару. Відповідне роз’яснення було розміщене при публікації вказаної процедури закупівлі.

Технічні, якісні та кількісні характеристики, кваліфікаційні критерії до предмету закупівлі та примірний проект договору були опубліковані ДП "Медзакупівлі України" в електронній системі закупівель (режим доступу: https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2021-11-19-014988-a).

МОЗ України листом від 01.12.2021 №25-04/35528/2-21 звернулося до ДП "Медзакупівлі України" щодо необхідності аналізу ринку за предметом закупівлі "Киснева станція" об’ємною потужністю 200 л/хв. Закупівля станцій меншої потужності розглядалася в якості можливої дозакупівлі, що може бути реалізованою виключно в межах бюджетного періоду.

На виконання заходів, зазначених у вказаному листі МОЗ України, для проведення аналізу ринку постачальників кисневих станцій 07.12.2021 оголошено "допорогову/спрощену" процедуру закупівлі на 1 одиницю товару "Киснева станція" об’ємною потужністю 200 л/хв (режим доступу: https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2021-12-07-017513-c).

Листом МОЗ України від 16.12.2021 №25-04/37748/2-21 поінформовано про необхідність закупівлі додаткової кількості кисневих станцій об’ємною потужністю 500 л/хв, понад доведену раніше потребу в обсязі 196 одиниць, а саме закупівлі в межах максимально можливого використання доведеного фінансування за відповідною програмою. Таким чином, ДП "Медзакупівлі України" здійснено додаткову закупівлю кисневих станцій об’ємною потужністю 500 л/хв у кількості 29 одиниць. Потреба у закупівлі кисневих станцій об’ємною потужністю 200 л/хв не була доведена з боку МОЗ України, у зв’язку з чим оголошена "допорогова/спрощена" процедура закупівлі - відмінена.

У результаті проведеного аналізу ринку постачальників кисневих станцій об’ємною потужністю 500 л/хв договори про закупівлю укладено з постачальниками, чиї пропозиції відповідали технічним, якісним та кількісним характеристикам до предмету закупівлі, та які надали найбільш економічно вигідні пропозиції і пройшли перевірку на доброчесність. Крім того, постачальниками підтверджено спроможність поставити необхідну кількість товару в стислі терміни, а саме до 28 лютого 2022 року.

Пропозиції всіх інших учасників, що не були законтрактовані, не відповідали технічним, якісним та кількісним характеристикам предмету закупівлі. Пропозиція ТОВ "ПРОМЕІР" відповідала технічним вимогам до предмету закупівлі, проте була найменш економічно вигідною серед пропозицій кваліфікованих учасників. Для підтвердження технічних, якісних та кількісних характеристик товару до закупівлі постачальники мали надати відповідні документи. Їх перелік був опублікований в електронній системі закупівель, додатку до технічного завдання.

Договори про закупівлю укладено відповідно до пункту 3¹ розділу X "Прикінцеві та перехідні положення" Закону України "Про публічні закупівлі" (далі - Закон). Відповідно до положень Закону, якщо предметом закупівлі є лікарські засоби, вакцини або інші медичні імунобіологічні препарати, розхідні матеріали для надання медичної допомоги хворим на COVID-19 та медичні вироби для вакцинації від COVID-19, медичне обладнання для закладів охорони здоров’я, що надають допомогу пацієнтам, хворим на COVID-19, системи постачання медичних газів, необхідні для виконання заходів, спрямованих на запобігання виникненню і поширенню, локалізацію та ліквідацію спалахів, епідемій та пандемій коронавірусної хвороби (COVID-19) договори про закупівлю укладаються без використання електронної системи закупівель. Замовник оприлюднює звіт про договір про закупівлю, договір про закупівлю та всі додатки до нього, звіт про виконання договору про закупівлю відповідно до статті 10 Закону. У той же час Законом не встановлюється надання пояснень учасникам такої процедури причин відмови у подальшому контрактуванні.

До аналізу ринку ДП "Медзакупівлі України" були запрошені всі постачальники кисневих станцій, що працюють на українському ринку. Комерційні пропозиції отримано від українських постачальників, адже обов’язковою умовою для укладання договору є наявність сервісного центру (власного або залученого на договірних умовах) з обслуговування обладнання в Україні на весь період гарантійного обслуговування обладнання (не менше 48 місяців).

Проведення монтажу та пусконалагоджувальних робіт, введення товару в експлуатацію, навчання медичного персоналу кінцевого(-их) набувача(-ів) методам роботи визначено умовами укладених договорів про закупівлю. Гарантійні зобов'язання постачальників, згідно з умовами укладених договорів про закупівлю, складають не менше ніж 48 (сорок вісім) місяців з моменту введення товару в експлуатацію. Усі роботи, пов’язані з гарантійним ремонтом та/або обслуговуванням, виконуються постачальниками. Договори, що підтверджують зобов’язання учасників, є публічними та опубліковані в системі Prozorro (режим доступу: https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2021-12-17-012733-c,

https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2021-12-20-000124-c,

https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2021-12-20-000139-c,

https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2021-12-20-000172-c,

https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2021-12-20-000529-c,

https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2021-12-21-007925-c).

Читайте также

Новини партнерів