Ситуация на украинском рынке автомобильного топлива стабилизируется. Уже нет столь высоких цен на некоторые виды горючего, которые наблюдались еще в июне. При этом говорить о решении всех проблем на рынке нефтепродуктов пока нельзя. "Апостроф" выяснял, с чем связано снижение цен на автогаз, почему бензина все еще не хватает на всех, и ждать ли очередного подорожания.
Газ везут все
С начала июля на рынке автомобильного горючего Украины наблюдается стремительное падение цен на сжиженный газ. Своего максимума цена достигла в середине июня, в среднем, более 42 гривен за литр. После этого она пошла вниз, сначала медленно, а за последние две с половиной недели - с обвальной скоростью. Cтоимость этого горючего упала более чем на 10 гривен и сейчас находится около отметки 30 гривен/литр, а во многих сетях она еще ниже.
Причиной столь резкого снижения цены стало насыщение рынка, которого украинским трейдерам удалось достичь, несмотря на то, что к началу широкомасштабной агрессии почти весь газ в Украину поступал с восточного направления – из россии, беларуси и Казахстана (через территорию россии).
"Несмотря на столь высокий уровень зависимости от агрессора, многие наши трейдеры в период максимального сезонного спроса сотрудничали с европейскими поставщиками, - говорит директор консалтинговой группы "А 95" Сергей Куюн. - Поэтому, хотя объемы поставок были относительно небольшими, связи существовали, что позволило поставщикам быстро наладить завоз необходимого количества газа из Европы".
Поставками газа на украинский рынок занимаются достаточно много компаний. Причем это не только традиционные нефтетрейдеры, но и компании, которые раньше таким бизнесом не занимались.
"Сейчас к поставкам сжиженного газа подключились перевозчики, - говорит эксперт "Нефтерынка" Александр Сиренко. - Раньше их бизнес заключался в том, что они сдавали в аренду газовозы. Но теперь многие из них самостоятельно закупают газ и привозят на своих автомобилях. Конечно же, это временное явление, и вряд ли эти фирмы продолжат заниматься этим после войны, но сейчас они обеспечивают завоз дополнительных объемов газа и помогают наполнить рынок, обеспечивая высокий уровень конкуренции".
По словам эксперта, важным фактором стремительного снижения цен является также высокая мобильность рынка сжиженного газа. Вместо получения значительной прибыли с каждой партии поставщики стремятся увеличить скорость оборота товара.
Мобильности способствует транспортная составляющая. Сегодня более 60% газа завозится в Украину автомобильным транспортом, тогда как раньше на него приходилось не более 25% поставок. И, поскольку газовозы передвигаются быстрее поездов, это значительно сокращает сроки доставки и реализации газа.
Еще одним фактором уменьшения цены является то, что в последнее время котировки по сжиженному газу в Европе снизились, и украинский рынок это ощущает.
Однако все же главным резервом снижения цен является сокращение сверхприбылей, которые поставщики получали в период паники.
"Оптовая цена на внутреннем рынке весной достигала 78 тысяч гривен за тонну газа, - говорит Александр Сиренко. - Сейчас она снизилась до 40-42 тысяч гривен. При такой цене трейдеры имеют возможность получать нормальную доходность, продавая газ по 20-25 гривен за литр, в зависимости от региона. Так как сегодня горючее поступает исключительно с западного направления, то, чем дальше на восток находится точка продаж, тем большие затраты на логистику несет поставщик. Соответственно, увеличивается и конечная цена".
Без "бодяги" и А-92
Что касается цен на другие виды автомобильного горючего, то резкого их падения пока не наблюдается. Хотя основные проблемы с их поставкой сейчас преодолены, и километровых очередей у бензоколонок уже нет.
Лучше выглядит ситуация с дизельным топливом. Потребность рынка в этом продукте намного больше, чем в бензине, поскольку он продается не только на АЗС. Тяжелая техника, которая используется армией, сельским хозяйством, строительством, железной дорогой и т.п., работает на дизеле.
Поэтому большая часть этого вида горючего продается на оптовом рынке крупными партиями.
"Сегодня мы видим, что на рынке работает около 300 поставщиков дизеля, - говорит Сергей Куюн. - Благодаря их усилиям существовавший весной дефицит горючего практически преодолен. И сегодня высокая конкуренция уже заставляет продавцов снижать конечные цены, хотя это происходит и не так быстро, как в случае со сжиженным газом".
По данным консалтинговой группы "А-95", максимальная стоимость дизтоплива была зафиксирована в июне. После отмены государственного регулирования средняя цена на АЗС подскочила с 43,3 гривны за литр до 56,6 гривны. С начала июля она постепенно начала снижаться и сейчас составляет около 55,38 гривны за литр.
Бензин является наименее благополучной позицией на рынке автомобильного горючего. По данным Сергея Куюн, на сегодняшний день поставщики удовлетворяют потребности рынка примерно на 85-90%. Так что, несмотря на то, что проблема нехватки бензина уже не имеет такой остроты, как два месяца назад, определенный дефицит все же сохраняется.
Причина этого, по мнению Сергея Куюна, в том, что бензин продается только на АЗС, и потребность в нем значительно меньше, чем в дизеле. Следовательно, поставкой бензина в Украину занимается гораздо меньше трейдеров - около 60.
"К тому же есть определенные технические сложности, связанные с тем, что для перевозки бензина существуют дополнительные требования, - рассказывает Куюн. - В частности предъявляются более жесткие условия по пожарной безопасности. И не каждый поставщик может их выполнить. Поэтому даже некоторые европейские терминалы не работают с бензином, сосредотачиваясь на дизельном топливе".
Война изменила и структуру снабжения бензином. На сегодняшний день с заправок почти исчезла марка А-92, которая раньше завозилась преимущественно из беларуси и россии.
"Еще до российского вторжения украинские трейдеры говорили о том, что пора отказаться от А-92, который является остатком советской системы нефтепродуктов и в Европе не производится уже лет пятнадцать, – говорит Сергей Куюн. – Сейчас этот вопрос решился сам собой, поскольку в составе нынешних партий этой марки почти нет".
Также на рынке сейчас ощутимо уменьшилось количество разного рода контрафактного бензина (так называемой "бодяги"), который раньше был достаточно распространен в Украине.
"Российскими ракетами были уничтожены все украинские производства, в том числе мини-НПЗ, которые производили такие продукты, - объясняет Куюн. - Следовательно, теперь их негде производить. К тому же, чтобы обеспечить нужное октановое число, на таких производствах широко использовали специальные присадки, которые завозились из россии. Сейчас, разумеется, такие поставки остановились".
Еще одной причиной снижения интереса поставщиков к "бодяге" являются налоговые льготы, введенные на рынке горючего.
"Главной целью трейдеров, занимавшихся подобным производством, было избегание налогов, – говорит руководитель консалтинговой группы "А 95". – А, поскольку сейчас подавляющая часть из них упразднена, то подобного рода сделки практически потеряли смысл".
Хотя стоимость бензина пока не снижается и стабильно держится на уровне более 50 гривен за литр, собственники автомобилей по крайней мере могут надеяться на то, что содержание их баков соответствует необходимым стандартам и не нанесет ущерба двигателю.
Впрочем, ценовая стабильность последних дней в скором времени может быть нарушена. 21 июля Национальный банк Украины (НБУ) поднял официальный курс доллара с 29,25 гривны до 36,6 гривны. Именно по официальному курсу закупается критический импорт, в который входит и автомобильное топливо. А это значит, что, скорее всего, оно будет дорожать – хоть, возможно, не сразу. По состоянию на пятницу, 22 июля, на некоторых сетях в западных районах Украины, в частности, в Ровенской области, уже наблюдалось подорожание бензина на 4-6 грн за литр.