RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

​Прочь от Москвы: почему независимость УПЦ умерла в зародыше

Почти 7 месяцев войны, а УПЦ (МП) никак не может отделиться от России

Почти 7 месяцев войны, а УПЦ (МП) никак не может отделиться от России Онуфрий не спешит разрывать связи с Москвой Фото: Ukrainian orthodox church

В конце весны Украинская Православная Церковь пошла на беспрецедентный шаг: на Соборе 27 мая анонсировала изменения в собственный устав, которые должны были бы реально засвидетельствовать самостоятельность и независимость УПЦ от москвы. В Офисе президента даже называли это событием "метаисторического масштаба". Еще бы, ведь вой на болотах тогда поднялся нешуточный: в качестве "наказания" УПЦ за своеволие РПЦ отобрала крымские епархии. Но прошло уже почти четыре месяца, а текста своего нового устава УПЦ официально так и не опубликовала. Почему епископат УПЦ не спешит окончательно завизировать свой разрыв связей с москвой - разбирался "Апостроф".

Младший брат москвы

После 24 февраля вопрос о связях УПЦ с москвой встал ребром. Если до широкомасштабного вторжения декларации мирного разрешения конфликта без конкретной идентификации агрессора воспринимались активной частью общества с недовольством, но терпимо, то после 24 февраля эта чаша терпения переполнилась.

С одной стороны, патриарх гундяев "благословлял" рашистов идти убивать украинцев, а с другой стороны, в уставе религиозной организации, действующей в Украине, было прямо указано, что она соединена с поместными православными церквями через РПЦ. То есть связана со структурой, руководитель которой одобряет геноцид украинского народа.

Кроме того, в уставе значилось, что УПЦ - самоуправляемая часть РПЦ и в своем управлении руководствуется постановлениями Архиерейского Собора РПЦ.

Такое положение дел спровоцировало вал переходов местных религиозных общин из УПЦ в ПЦУ и новую волну негатива в сторону УПЦ. Вспыхнувший пожар нужно было срочно тушить, ведь уже даже местные власти, например Бориспольская громада Киевской области, стали принимать постановления о запрете деятельности УПЦ на их территориях. С такими темпами приходы УПЦ разлетелись бы в считанные месяцы.

В УПЦ выход нашли: на Соборе 27 мая УПЦ было принято решение изменить свой устав. "Собор принял соответствующие дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церковью, свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости", - значится в итоговых документах Собора.

Такое решение позволило снизить градус напряжения. Но! Собор был в мае, а сейчас уже конец сентября. Где же новый устав? Что в нем написано? Связь с РПЦ реально разорвана? И вот тут начинается все самое интересное.

Пропала грамота

Прежний устав, тот который про связь с москвой, был опубликован на официальном сайте УПЦ. Теперь этого устава там нет. Но нет и нового документа, чтобы удостовериться, что УПЦ действительно разорвала все связи с москвой.

"На сегодняшний день законодательство не обязует религиозные объединения публиковать устав на своем официальном сайте, но это было бы важно сделать. И об этом Государственная служба по этнополитике и свободы совести (ГЭСС) уже много раз общалась с Киевской Митрополией УПЦ. К сожалению, до сих пор не опубликовали", - пояснила "Апострофу" глава ГЭСС Елена Богдан.

Зато на официальном сайте РПЦ в разделе "деятели Русской Православной Церкви", есть профайл предстоятеля УПЦ Митрополита Онуфрия и всех епископов УПЦ.

Между тем, министр культуры Александр Ткаченко в начале сентября сообщал, что Минкульт так и не получил финальную редакцию измененного устава УПЦ.

"Мы с нетерпение ждем окончательную редакцию их измененного устава для того, чтобы можно было ответственно сказать, насколько эти связи разорваны", - заявил Ткаченко.

В самой УПЦ на просьбу "Апострофа" предоставить текст документа, посоветовали пользоваться "сливами" в прессу, которые появились еще летом.

В государственной службе по этнополитике и свободе совести пояснили "Апострофу", что на самом деле УПЦ подавала им свой обновленный устав еще в начале июня. А те "сливы", что "гуляют" в прессе, в частности на тематическом ресурсе "Религиозно-информационная служба Украины" - и есть новый устав.

В этом документе действительно вычищены все прямые упоминания о связях с РПЦ. Но, цитируя слова "классика": не все так однозначно.

Что не так с уставом

В первом же пункте устава сказано, что УПЦ самостоятельна и независима в своем управлении и устройстве в соответствие с Грамотой Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года.

Кстати, на такой форме независимости в УПЦ настаивали еще до изменения устава.

"Независимой и самостоятельной в своем устройстве УПЦ является еще с 1990 года. Однако некоторые деструктивные силы в Украине упорно не желают этого понимать", - отметил глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент (Вечеря).

И тут стоит подробнее остановиться на том, что представляет собой Грамота Алексия. Какую такую самостоятельность она дает УПЦ?

В 1990 году РПЦ упразднила украинский экзархат и документально подтвердила, что Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в управлении. Но в то же время Собор 1990 года подтвердил, что УПЦ связана с Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью через РПЦ. На тот момент это было креативное решение покойного патриарха Алексия, чтобы несмотря на общественный запрос в украинском обществе, не давать реальной автокефалии УПЦ, а заменить ее туманной "независимостью" под чутким руководством москвы.

"Грамоту давали с тем расчетом, что если украино-российские отношения приведут к возобновлению интеграции, то УПЦ не будет становиться самостоятельной. Иными словами, если бы мы превратились во вторую Беларусь, то вся православная церковь в Украине была бы в единении с московским патриархатом, пытались бы ликвидировать раскольников, греко-католиков. А если бы все развивалось по националистическому сценарию, как, например, в Грузии, то москва бы дала техническую автокефалию. Поэтому Грамота и была так написана: об автономной церкви, но с возможностью ликвидировать эту ограниченную самостоятельность, или предоставить техническую автокефалию", - поясняет "Апострофу" религиовед Юрий Черноморец.

Поэтому неудивительно, что пункт в новом уставе о независимости УПЦ на основе Грамоты Алексия II заинтересовал и ГЭСС. Госслужба еще в июле написала в УПЦ письмо с просьбой официально разъяснить что это все значит.

"В Грамоте Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября сказано: "Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью". Просим разъяснить значение и практические последствия для деятельности УПЦ положения о соединении УПЦ с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью через Российскую Православную Церковь", - значится в тексте письма ГЭСС, которое есть в распоряжении "Апострофа".

"Мы просили дать ответ на один вопрос. К сожалению, ответа до сих пор не получили письменно. Только устно. Нам нужно письменное, а не только устное пояснение о практических последствиях этого пункта в Грамоте. Это имел в виду и министр: официальные пояснения к уставу, а не сам устав. Письмо ГЭСС зарегистрировано в Киевской Митрополии УПЦ 4 июля", - отметила Елена Богдан.

ГЭСС не зря так настойчива, ведь трактовка прочтения Грамоты в новом уставе – принципиальный вопрос.

"Трактовать Грамоту можно по-разному. Она выдавалась на основе решения Архиерейского Собора. А решение Архиерейского Собора вносило в устав РПЦ раздел об УПЦ. То есть если так трактовать Грамоту, то все вопросы об УПЦ нужно искать в уставе РПЦ. А можно и трактовать как шаг к независимости, при ссылке на эту Грамоту. Но решений о независимости от РПЦ нет. Все остальное - трактовки и разговоры", - говорит "Апострофу" священник ПЦУ, ректор Православного Университета Святой Софии-Премудрости Георгий Коваленко.

Так почему же УПЦ молчит и публично не сообщает, как именно понимает свою независимость на основе Грамоты патриарха Алексия? Какую игру ведет?

Сложный выбор

По словам экспертов, игры в прятки – вынужденная стратегия УПЦ, так как предстоятель церкви митрополит Онуфрий оказался в очень сложном положении. Ведь если УПЦ не с москвой, то с кем?

"УПЦ нет в диптихе, они не являются отдельной церковью. Независимая церковь – такого статуса нет. Либо автокефалия, либо автономия, либо экзархат. А УПЦ ни первое, ни второе, ни третье", - говорит "Апострофу" религиовед Игорь Козловский.

Автономию москва не даст, автокефалию украинской церкви Вселенский патриарх уже дал, соответственно, чтобы не объединяться с ПЦУ и одновременно не выпадать из канонического статуса, для УПЦ важно сохранять хоть какую-то нить связи с москвой.

"Если вы спросите любую церковь, то вам скажут, что УПЦ - это парафии РПЦ в Украине. Именно так к УПЦ все время относился Вселенский патриархат и другие поместные церкви", - отмечает Коваленко.

"Московская патриархия решила на своем синоде, что они ждут официального представления нового устава УПЦ с правками, чтобы дать на него свою реакцию. А митрополит Онуфрий видимо ждет, что все его верные привыкнут к такому непонятному самостоятельному статусу, и чем позже развернется война с москвой (ведь она устав не признает), тем выгоднее Онуфрию. Сейчас привыкнут прихожане, а потом он получит свободу действий: или обратно вернуться под москву, если вдруг война пойдет в другую сторону, или наоборот заявит Вселенскому патриарху, что нужно собирать 15 предстоятелей и решать каким может быть статус его церкви, какие могут быть взаимоотношения с ПЦУ. Сам он не хочет этого решать", - добавляет Черноморец.

Фейковая независимость

В таком случае, можно ли утверждать, что в УПЦ сдержали слово, данное украинскому обществу на Соборе 27 мая, и стали реально независимыми?

"Их действия на оккупированных территориях говорят о том, что никакой реальной независимости не произошло: и московского патриарха поминают, и сотрудничают с коллаборантами и оккупантами. И эти люди - часть одной и той же структуры. То есть одна и та же структура на нашей территории говорит о том, что не зависит от москвы, а на оккупированных территориях эта же структура говорит, что она часть РПЦ. И эти две части между собой в единении", - отмечает Георгий Коваленко.

"Онуфрий должен был бы 15-ти предстоятелям написать письма, чтобы УПЦ признавали в новом качестве. Но он этого не сделал. А если так, то для всего Вселенского православия он остается частью московской патриархии, - добавляет Юрий Черноморец. – Их правки в устав противоречат самой Грамоте, в которой написано, что УПЦ независима только в границах РПЦ. Если на Грамоту хотели бы сослаться правильно, то нужно было бы написать "в развитие положений Грамоты о самостоятельности УПЦ, мы пишем такой-то устав". А так выходит, что ссылаются на Грамоту, которая не давала полномочий для написания нового устава. При этом УПЦ с точки зрения канонического права могла бы заявить о собственной автокефалии: у них почти 100 епископов, развитая церковная жизнь, 11 тысяч приходов, духовные школы, монастыри. Всего этого достаточно для самостоятельной автокефальной церкви, тем более, у нас страна с давней православной традицией. Вместо этого, они ссылаются на Грамоту, которая предусматривает ограниченную самостоятельность - это нонсенс".

А потому стоит ли удивляться, что зависимая от москвы церковь не может стать подлинно проукраинской.

"Они до сих пор не осудили коллаборацию своих священников и епископов. А это продолжается с 2014 года. А УПЦ молчит. И это не только странное, но и преступное молчание, ведь церковь должна понимать, что она часть гражданского украинского общества", - говорит Козловский.

"Ни один из коллаборантов не наказан. Нет никаких решений. Несмотря на изменения в уставе, мы не видим, чтобы Киевская Митрополия действительно стала проукраинской. Нужно законодательство, которое прямо бы запрещало любые формальные и неформальные связи религиозных объединений с центрами в стране агрессоре. А если эти связи выявляются, то должны быть санкции, а конкретные люди подпадать под статью о коллаборационизме", - резюмировал Юрий Черноморец.

Но игра в прятки в 100% случаев заканчивается одинаково – того, кто спрятался, рано или поздно находят.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства

Новини партнерів