RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Общество
Мнение

СМИ в условиях войны: нормативно-правовое регулирование военной цензуры в Украине

Цензура не является абсолютно негативным явлением

Цензура не является абсолютно негативным явлением Фото: pixabay.com

Мощное влияние медийной системы во время войны на уровень информирования общественности, общественные настроения и уровень доверия к силам обороны страны невозможно недооценивать. Бесспорно, журналистские стандарты во время войны претерпевают изменения и находятся под влиянием требований "военного времени". Главной целью СМИ в современных сверхсложных условиях, в которых оказалась вся страна и ее граждане, является освещение актуальной, достоверной информации для населения, избегая при этом причинения вреда стратегическим планам Украины на пути к полной независимости ее территорий и ходу войны.

Свобода СМИ в демократических режимах является основанием для гарантирования свободы выражения мнений и свободы информации, что в свою очередь является одним из основополагающих прав человека, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека 1948 года и Международным пактом о гражданских и политических правах.

Вместе с тем, существование военной цензуры с каждым днем противостояния Украиной аннексии ее территорий и откровенного насильственного, неприкрытого свержения государственного строя приобретает новое содержание и новую цель. В первую очередь это связано с требованиями безопасности страны, недопущение разглашения сведений, которые потенциально может использовать враг в свою пользу, недопущение паники среди населения и других факторов, пренебрегая которыми СМИ могут нанести непоправимый вред.

Военная цензура, как и любая другая, - это прежде всего ограничение и контроль. В условиях введенного военного положения на территории Украины с 24 февраля 2022 допускается временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений. Невозможно утверждать, что такие ограничения не будут касаться и СМИ.

В нашем государстве основным актом, регулирующим вопрос ограничения свободы слова, является Конституция Украины, положение статьи 15, где указано, что цензура запрещена. В подтверждение этой конституционной основы положением статьи 24 Закона Украины "Об информации" предусмотрено, что запрещено вмешиваться в профессиональную деятельность журналистов, осуществлять контроль за содержанием распространяемой информации, в частности с целью распространения или нераспространения определенной информации, замалчивать общественно необходимую информацию, налагать запреты на освещение отдельных тем, показ отдельных лиц или распространение информации о них, налагать запреты на критику субъектов властных полномочий.

Что касается практической деятельности СМИ, то действующее законодательство предусматривает запрещение цензуры информации, распространяемой информационными агентствами (ст. 2 Закона Украины "Об информационных агентствах"), запрещение создания и финансирования государственных органов, учреждений, организаций или должностей для цензуры массовой информации; не допускается требование предварительного согласования сообщений и материалов, распространяемых печатными средствами массовой информации, а также запрещение распространения сообщений и материалов со стороны должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений, организаций или объединений граждан (ст. 2 Закона Украины "О печатных средствах массовой информации"), запрещение цензуры информационной деятельности телерадиоорганизации; телерадиоорганизация независима в определении содержания программ и передач; не мотивированное законодательством Украины вмешательство органов государственной власти или органов местного самоуправления, общественных или религиозных объединений, их должностных лиц или работников, а также владельцев в сферу профессиональной деятельности телерадиоорганизаций не допускается (ст. 5 Закона "О телевидении и радиовещании").

Однако, возвращаясь к условиям военного положения, необходимо существенно пересмотреть вышеупомянутые принципы, учитывая требования национальной безопасности государства и его граждан. Так, учитывая основы свободы СМИ, а также учитывая широкое распространение каналов и информационных ресурсов в социальных сетях, сегодня каждый, кто стал свидетелем любого события, может мало того, что сделать его общеизвестным, еще и распространить его на неопределенный и неконтролируемый круг лиц. Паблики в социальных сетях, не являющиеся официальными источниками информации, часто спекулируют на актуальных тематиках для населения, получая для себя и стейкхолдеров материальную выгоду и удовлетворяя свои политические мотивы. Худшим в данном случае является то, что контроль за контентом фактически не осуществляется, ответственность за распространение такой информации не установлена, а само содержание информации может нанести существенный вред ходу военных операций, сообщив врагу о передвижении войска или скорректировав локацию вражеских обстрелов территорий.

Эти негативные последствия можно связать с ложным толкованием цензуры, которое укоренилось в сознании общества Украины: то, что цензура находится под запретом не означает ее абсолютной вседозволенности в случаях, когда она прямо наносит вред государству.

Опыт других стран

Соединенные Штаты Америки. При участии США во Второй мировой войне военная цензура была на пике своей реализации. В 1942 году были опубликованы "Кодексы военной практики", где было четко предусмотрено около 13 тем, которые тогдашнее управление цензуры запрещало обсуждать и распространять информацию для широкой общественности без предварительного подтверждения. К темам входили: военные планы, вражеские атаки и повреждения так и их последствия, любая информация о составе, материальном обеспечении, потерях вооруженных сил, информация о кораблях, самолетах и фортификационных сооружениях, включая средства обороны гражданских объектов, производство и данные о вооружении, слухи и недостоверная информация, военная разведка, пленники, связь, информация о визитах высокопоставленных лиц, а также информация о погодных условиях, кроме исключительных случаев стихийных бедствий.

Израиль. Самым ярким примером введения военной цензуры является опыт Израиля. Да, по военному уставу военнослужащим запрещено общаться с журналистами, а сами журналисты должны иметь специальную аккредитацию. Информация, передаваемая журналистами для опубликования/распространения среди населения, должна быть проверена специальным цензурным комитетом. В некоторых случаях к журналистам или информационному каналу даже могут быть применены санкции. К правилам цензурирования относятся: запрет показывать количество жертв, разрушенную военную технику, количество и состав подразделений, в некоторых случаях журналистам запрещено снимать характер и уровень повреждений территорий. Военным категорически запрещено под угрозой уголовной ответственности публиковать видео или фото с места активных боев.

А что же запрещено военной цензурой в Украине?

03 марта 2022 года Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины был подписан Приказ № 73 "Об организации взаимодействия между Вооруженными Силами Украины, другими составляющими сил обороны и представителями средств массовой информации на время действия правового режима военного положения" которым, кроме прочего, утвержден перечень информации, разглашение которой может привести к осведомленности противника о действиях Вооруженных Сил Украины, других составляющих сил обороны, негативно повлиять на ход выполнения задач по назначению во время действия правового режима военного положения (Приложение 2). Сегодня это единственный акт, закрепляющий требования военной цензуры.

При нарушении данных предписаний Приказом № 73 предусмотрена ответственность СМИ в виде лишения аккредитации без права восстановления. Приказом также предусмотрена ответственность за его нарушение, виновных должностных лиц. Однако действующим нормативно-правовым регулированием не предусмотрено, какие меры применит государство к тем, кто нарушает военную цензуру вне района ведения боевых действий? Так как сегодня у многих лидеров мнений "развязаны руки" в освещении событий и часто непрофессиональной аналитикой, что влияет на общественные настроения и психологическое состояние населения.

Однозначно этот вопрос требует глубокой доработки и переосмысления на уровне законодательных инициатив, особенно в вопросе привлечения виновных к ответственности. Так, необходимо предусмотреть в соответствующих кодексах административную и уголовную ответственность за нарушение требований военной цензуры, четко отметив, какие деяния можно считать административными правонарушениями и преступлениями.

Следует помнить, что цензура не является абсолютно негативным явлением, цензура – это предельные возможности ограничения свободы слова.

Несмотря на фундаментальность основ журналистской этики и стандарты военного дела, нормативно-правовое регулирование военной цензуры должно быть пересмотрено на фундаментальном уровне.

Читайте также