Правительство установило конкретные сроки процесса бронирования работников предприятий от мобилизации. Как заявила первый вице-премьер-министр Украины, министр экономики Юлия Свириденко, процедура оформления брони составит максимум 25 рабочих дней. Но, как выяснил "Апостроф", не решена главная проблема – непонятно, какие именно предприятия имеют право ходатайствовать за своих сотрудников, чтобы они получили отсрочку.
Хождение по спискам
Во время действия военного положения ряд предприятий, учреждений и организаций имеют право забронировать от мобилизации работников, которых они считают для себя очень ценными. Еще совсем недавно существовало восемь критериев, хотя бы одному из которых должно было соответствовать предприятие, чтобы его работники имели право получить бронь.
Читайте: В Украине продолжили мобилизацию: какие три категории не призовут в армию
Процедура была следующая. Предприятие подает в профильное министерство или госадминистрацию ходатайство с просьбой забронировать таких-то сотрудников от мобилизации – мол, они очень ценные и без них предприятию никак.
Вышеупомянутые органы проверяют список – насколько он обоснован, и затем подают его на согласование в Генеральный штаб ВСУ. Там тоже проверяют – вдруг в списке есть военнообязанные, имеющие дефицитные военно-учетные специальности. К которым, например, относятся танкисты, зенитчики, снайперы… Всего дефицитных специальностей 97, и их носителям бронь не положена в любом случае. Где бы они не работали.
Разобравшись со списком, Генштаб представляет его в Минэкономики, которое и принимает окончательное решение о бронировании работников. Затем документ уходит в территориальный центр комплектования (бывший военкомат), где забронированного сотрудника должны поставить на особый учет.
Надо отметить, что сроки прохождения всей процедуры не были установлены, и вышеупомянутые инстанции могли тянуть дело месяцами. Теперь сроки определены: 25 рабочих дней: 5 – для государственных органов власти, 10 – для Генштаба, 5 – для Минэкономики и 5 – для военкомата. При этом восемь критериев для предприятий, которые имеют право на бронь для своих сотрудников, сократилось до трех. Но таких же нечетких, и не подразумевающих четкое толкование.
Критерии бронебойности
"Ну я понимаю норму – предприятия, которые выполняют мобилизационные заказы. Это военка и это понятно. Сотрудники таких предприятий точно должны иметь бронь. Но вот "учреждения, осуществляющие производство товаров, необходимых для обеспечения потребностей Вооруженных сил". Это какие? Вот делает фирма бронежилеты, или маскировочные сети. Она попадает под критерии? Кто это определяет? Или организации, которые "критически важны для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период". Облэнерго – понятно. А нефтебазы, компании, которые возят бензин из Европы - они имеют право ходатайствовать за своих сотрудников? А аграрные предприятия, у которых всех трактористов мобилизовали – как они сеять и убирать урожай будут?", – задает риторический вопрос адвокат, бывший работник Киевской городской прокуратуры Александр Полывач.
По его убеждению, для корректного решения вопроса о бронировании работников необходимо принятие отдельного закона, где все будет четко прописано.
"А все эти решения правительства, которых уже была масса – это все подзаконные акты, которые проблему не решают. Там огромная коррупционная составляющая – каждый понимает документ как хочет. Правда, хорошо, что сроки определены: раньше, пока ходатайство о брони шло по инстанциям, специалиста уже и мобилизовать могли", – говорит адвокат в комментарии "Апострофу".
Кроме того, по его словам, четкий закон может предотвратить ситуацию, когда человек, получивший бронь, поехал, например, за границу в командировку, да там и остался: мало ли что власть снова придумает.
"Такие случаи были. Да они у многих категорий граждан бывают. Едет, например, человек как волонтер, а потом – ищи-свищи", – говорит Александр Полывач.
В Верховной раде по поводу проблемы бронирования особо ценных работников украинских предприятий и коррупционной составляющей этого вопроса даже не задумываются. Как признался в разговоре с "Апострофом" член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Сергей Рахманин, министерский документ через их комитет даже не проходил.
"Документ правильный. В любом случае. Если раньше сроки не были определены, то сейчас более-менее все стало на свои места. Коррупция, конечно, никуда не денется, это неистребимо, но как-то стало легче, – говорит "Апострофу" бывший помощник мэра Житомира Вадим Шевчук (ушел добровольцем на войну в марте 2022 года). – Предприятиям нужны специалисты. Кто будет ремонтировать энергосистему? Кто будет заниматься сельским хозяйством? На фронт ведь не всем идти… Кто-то ведь должен в тылу поддерживать страну".
Так или иначе, но шаг в сторону создания нормальных условий для бронирования необходимых специалистов сделан. И это главное.
Читайте: Кого сразу отправляют на фронт, а кого – нет: разъяснение военных