В Украине увеличился перечень лиц, подлежащих мобилизации. В частности, согласно закону №9342, с июля потеряли право на отсрочку военнообязанные, у которых есть близкие родственники с инвалидностью первой или второй группы – с условием, что о них кто-то еще, кроме военнообязанного, может заботиться. А руководитель Львовского областного территориального центра комплектования и социальной поддержки Александр Тищенко заявил, что в Украине не могут отказаться от вручения повесток на улицах. Об особенностях летней мобилизации рассказывает "Апостроф".
Мой адрес – как дом, так и улица
Заявление Александра Тищенко наделало много шума. В принципе, в Украине и так уже полтора года все знают, что повестки вручаются не только просто на улицах, но и в клубах, на пляжах, и в других местах отдыха. Но вот так прямо, из уст главного военного чиновника ТЦК (это структура органов военного управления Украины, которая призвана заменить собой советскую систему военных комиссариатов), заявление выглядело довольно… вызывающе, скажем так.
Да, защита родины – священная обязанность любого гражданина страны. Но возникает вопрос: насколько правомерны подобные действия – выдача повесток там, где военнообязанного (к ним относятся мужчины в возрасте от 18 до 60 лет) обнаружили сотрудники территориального центра комплектования?
"Украина еще в самом начале активной фазы войны проинформировала Совет Европы о том, что на время военного положения некоторые права граждан будут ограничены. Если бы военнообязанные сами нормально становились на учет, тогда бы у военкоматов не было никаких вопросов, и не приходилось бы вручать повестки на улицах. При этом отмечу, что выдача повестки не означает, что человека сразу отправят воевать: просто государство должно понять положение в области мобилизационных ресурсов – возраст, здоровье, военно-учетная специальность и так далее", – рассказывает "Апострофу" управляющий партнер в адвокатском объединении "Войченко и Дульский" Сергей Войченко.
Читайте также: Кто из женщин-медиков военнообязан: что делать в случае получения повестки
И тут надо отметить, что вручение повесток на улице с точки зрения буквы закона – вполне правомерное. Действующее законодательство в области мобилизации четко не определяет место, где должна быть вручена повестка. И поэтому ее могут вручить в любом месте: в парке, на блокпостах, на рабочем месте военнообязанного.
Как рассказывает "Апострофу" консультант адвокатского объединения "Бачинский и партнеры" Станислав Негря, повестка обязательно должна содержать подпись руководителя территориального центра комплектования и социальной поддержки, а также мокрую печать. В ней также указывается дата вручения, адрес военкомата и время, в которое нужно туда прийти. Повестку могут вручать сотрудники ТЦК, руководители предприятий и учреждений (в том числе учебных заведений), управляющие многоквартирных домов.
"Есть порядок вручения повесток. Если порядок соблюдается – значит, все законно. Нет – значит, нет", – говорит "Апострофу" правозащитник Борис Захаров.
Перегибы на местах
И вот тут необходимо отметить, что повестка выдается на имя конкретного военнообязанного. Вот если приносят повестку домой, то в ней обязательно указано, что она является приглашением в военкомат совершенно определенному Иванову, а ни как не Сидорову. И то же самое должно соблюдаться в том случае, если повестка выдается на улице.
Для отказа в получении повестки военнообязанный должен иметь конкретные и уважительные причины. Их четыре. В документе указаны неправильные данные получателя. Повестку вручает не уполномоченное на это лицо. Нет подписи руководителя ТЦК. Нет мокрой печати.
"Да, есть кое-какие перегибы на местах, – признает в разговоре с "Апострофом" секретарь парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Роман Костенко. – Возможно, ходят с пустыми бланками. Но давайте думать стратегически. Перед каждым военкоматом стоит задание по набору. У нас есть потери на фронте, кто-то увольняется, и вооруженные силы надо пополнять. Но добровольно в военкомат приходит плюс-минус 20% от плана. Итог? В роте должно быть 100 человек, а на передке будет 30, хлопцы не смогут удерживать позиции. Люди должны исполнять свои обязанности. А то одни воюют, а другие снимают видосики в ресторанах".
Десять опекунов на одного инвалида
Закон №9342, согласно которому военнообязанные, у которых есть близкие родственники с инвалидностью первой или второй группы, теряют право отсрочки от армии (если есть еще кто-то, кто может заботиться о близких), в принципе, довольно справедливый.
"У нас часто бывали случае, когда на одного инвалида приходилось десять опекунов, которые пользовались этим, чтобы получить отсрочку от мобилизации. Закон восстанавливает справедливость. Те, кто должны воевать – идут воевать. При этом при инвалиде остается человек, который будет о нем заботиться", – говорит Роман Костенко.
Вроде все правильно, но есть два "но", которые немного смущают. Норма о родственниках инвалидов была как-то стыдливо спрятана в законопроект, который касался вообще-то компенсаций военнослужащих и их отпусках. Причем спрятана в последний момент, перед вторым чтением (а законопроект был признан неотложным, что абсолютно верно).
Второе – в законе совершенно не прописаны моменты, а что делать, если де-юре у инвалида есть опекун, а де-факто – нет. Например, жена с детьми уже полтора года за границей, а военнообязанный муж сидит с больными родителями. И что в таком случае делать? Жене с детьми срочно возвращаться?
А вообще в мобилизационном законодательстве у нас сущий бардак.
Хорошо забытое старое
В Украине до сих пор мобилизационные процессы в основе своей регулируются законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации" от 1993 года. Да, в него с этого времени внесено 36 поправок, но по сути этот документ – калька с еще советского закона. Один из краеугольных камней которого – необходимость становиться на военный учет в случае, если ты куда-то приехал на срок более, чем семь дней.
Но признаемся честно, насколько этот закон выполнялся? С 1993 года граждане Украины забыли даже об институте прописки, а не то что о какой-то постановке на военный учет. Тем более что армию планомерно разваливали, и сами военкоматы темой учета при переездах граждан не интересовались абсолютно. А граждане переезжали еще как! Из одной области Украину в другую на постоянное место жительства (забыв, напомним, о прописке). В ближнее зарубежье на заработки, в дальнее – опять же на ПМЖ.
И вот прошло 30 лет, и о мобилизационном законе, наконец, вспомнили. Призывники, военнообязанные и резервисты в случае изменения места жительства или других персональных данных обязаны в срок 7 дней лично уведомить об этом местный ТЦК. Взятие на военный учет стало обязательным условием при трудоустройстве и поступлении на учебу.
Кстати, военнообязанные сейчас обязаны перемещаться вне стен своего жилья исключительно с паспортом и военным билетом (или приписным удостоверением). Не будет военника – у патруля в составе "два полицейских и сотрудник ТЦК" будут все основания задержать прогуливающегося по улице гражданина для полного выяснения личности. И уже в отделении абсолютно по всем правилам выписать повестку.
"Да, сейчас многое что регулируется подзаконными актами, постановлениями Кабмина. Когда закончится война, сделаем нормальный закон о мобилизации", – обещает Роман Костенко.
Так что будем ждать. И побеждать. Как сказал "Апострофу" Сергей Войченко, "если не будет страны, если в Украине будет аквафреш и двухголовый петух, то вопросы перегибов с мобилизацией не будут стоять в принципе. Победителей не судят. Судят побежденных".
Читайте также: Мобилизация в Украине: эти категории военнообязанных не призовут принудительно