Сегодня, 24 февраля, исполняется вторая годовщина полномасштабного вторжения РФ в Украину. В этот день "Апостроф" решил вспомнить, как менялась оборонная промышленность страны в условиях войны.
Читайте также: Два года большой войны: от побед до непростых решений
По состоянию на февраль 2022 года отечественная "оборонка" переживала не лучшие времена. Один за другим закрывались важные военные проекты (или временно прекращалось их финансирование), предприятия переходили в режим тотальной экономии. Здесь, в частности, следует упомянуть НПП "Искра" – единственного производителя радиолокационной техники для ВСУ. И причины для этого были как объективные, так и субъективные: изменились политические приоритеты, военные долго не могли определиться с базовыми вещами, необходимыми для привлечения инвестиций со стороны западных оборонных компаний: такими как калибр артиллерии, стрелкового оружия, типами самолетов для Воздушных Сил.
Все это привело к тому, что производство боеприпасов в стране было крайне ограничено. Более или менее функционировали программы восстановления минометных мин со складов, модернизации танкового парка и производства легкой бронетехники частными компаниями. Контракт на производство крупной партии бронетранспортеров БТР-4 был поставлен на паузу по техническим соображениям, скорость и качество модернизации авиатехники находились на очень низком уровне.
В этих непростых условиях началось широкомасштабное российское вторжение. Первой от российских ракетно-бомбовых ударов пострадала промышленность. За два года войны фактически все известные агрессору объекты были либо полностью уничтожены, либо очень серьезно повреждены. К чести некоторых руководителей "оборонки" в самые трудные первые дни они смогли или вывезти часть готовой продукции или передать ее в войска — так, российскую бронетехнику под Киевом в марте 2022 года уничтожали, в том числе и с помощью ПТРК "Стугна", которая была изготовлена по экспортному заказу для одной из ближневосточных стран.
Боевая работа ПТРК "Стугна"
После того как в апреле 2022 года удалось отразить первую волну российского нашествия, начались подсчеты потерь и попытки возобновить (хотя бы частично) работу оборонной промышленности. Часть фирм переехали в западные области, где на новом месте начали развертывать работу. Остальные выбрали переезд в Европу и организацию собственных или совместных предприятий.
Однако война становится все более технологичной, поэтому армия нуждается в тысячах беспилотников – как разведывательных, так и ударных. Достаточно быстро возникли десятки полукустарных предприятий, пытавшихся продать армии свою продукцию. Благо, есть возможность закупать компоненты в Китае, а производство корпусов дронов не требует больших производственных мощностей. Военные, со своей стороны, максимально упростили процедуру приема их на вооружение. В результате по состоянию на февраль 2024 года, ВСУ получили десятки различных вариантов беспилотников. Официально Министерство обороны Украины в период с 22 февраля 2022 по 22 июля 2023 приняло на вооружение или в эксплуатацию 28 моделей БПЛА различных типов украинского производства. В том числе 9 моделей дронов-камикадзе (среди которых три самолетного типа), а также 6 моделей FPV-дронов.
Читайте также: Война дронов: почему россияне панически боятся украинских беспилотников
Удачным проектом, "доведенным до ума" во время широкомасштабного вторжения стала 155-мм колесная САУ "Богдана". По состоянию на февраль 2022 года, было всего два опытных образца и четыре ствола к ним, но спустя два года есть уже десятки изготовленных машин. Открытым остается вопрос производства стволов, поскольку очевидно, что мощностей завода в Краматорске, где они производились, в результате российских артиллерийских ударов просто не существует. Речь может идти о развертывании производства за границей или о поставках стволов западного производства.
САУ "Богдана" на фронті
Особняком стоит восстановление ракетной программы. В условиях "тумана войны" непонятно где и как именно, но удалось наладить производство противокорабельных ракет "Нептун". По некоторым данным, на начало вторжения их было всего четыре единицы (скорее всего две были использованы для уничтожения крейсера "Москва" 13 апреля 2022 года), а по состоянию на данный момент количество подтвержденных пусков этих ракет уже превысило десяток.
Удалось возобновить также производство легкой бронетехники – наряду с канадскими Roshel, бойцы на фронте все чаще видят и "Казаки" с "Новаторами", сделанные в 2023 году.
Пока не получилось перейти на массовое производство боеприпасов, хотя все чаще на различных видео и фото с фронта можно увидеть артиллерийские снаряды и минометные мины с маркировкой "Сделано в Украине".
125-мм танковые снаряды украинского производства
Конечно, существует огромное количество проблем, решить которые самостоятельно невозможно. Поэтому в последние несколько месяцев активизировались контакты с западными оборонными корпорациями. Например, компания Rheinmetall запустила (по крайней мере формально) целый ряд проектов. Из последних – завод по изготовлению артиллерийских боеприпасов в Украине. Другая немецкая компания – Dynamit Nobel Defence – изучает возможность производства в Украине противотанковых гранатометов Panzerfaust 3.
Также продолжается реализация супер проекта – строительства в Украине завода по производству ударных беспилотников Bayraktar. По словам министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Александра Камышина, в июле 2023 года началось реальное строительство. Как это будет реализовано в условиях постоянных ракетно-дроновых ударов противника — пока не понятно, но сам факт зафиксируем.
Опыт развертывания серийного производства оружия в условиях войны – бесценен. А украинское оружие, прошедшее испытание на фронте, очевидно будет иметь спрос на международном рынке вооружений. Но это потом, а сейчас основная задача – как можно скорее одержать победу над агрессором.
Читайте также: Украина и Польша заключили соглашение о совместном производстве оружия: в Варшаве уже выделили кредит