В ближайшее время правительство и парламент Украины могут существенно перекроить фармацевтический рынок. До сих пор немногие во власти обращали внимание на то, что в стране сильно разрослись аптечные так называемые сети, а также возросло влияние дистрибьюторов, доставляющих лекарства от производителей к аптекам. За последние годы размеры и влияние некоторых из них достигли такого уровня, что пора констатировать образование конгломератов, близких к монополиям, и, как следствие, и подумать о противодействии им, ведь монопольное положение автоматически ведет к ценовому диктату и росту цен для конечного потребителя. Поскольку фармацевтическая отрасль стратегически важна и является частью системы национальной безопасности, оставлять ее в нынешнем состоянии и дальше уже нельзя.
Ограничение монополий
В парламенте была создана временная следственная комиссия для изучения монополии на фармрынке, и ей уже удалось согласовать с руководством Минздрава и комитета ВР по вопросам здравоохранения концепцию принятия правок в закон о лекарственных средствах, которые позволят побороть монополию и злоупотребление в аптечной области, а также снизить стоимость лекарства.
Так что же предлагается?
Сейчас готовятся поправки и дополнения к законопроекту №11493 , который Верховная Рада Украины поддержала 20 ноября в первом чтении. В нынешнем виде он в большей степени касается упрощения процедуры импорта лекарств, а именно признания Украиной сертификатов на лекарства из США, ЕС, Великобритании и других стран, чтобы минимизировать сроки и бюрократию (коррупцию) при доступе к украинскому рынку.
Но, по данным блоггера Сергея Лямця, это не решает всех проблем отрасли, поэтому 9 декабря по итогам работы парламентской Временной следственной комиссии по завышенным ценам на лекарства со стороны дистрибьюторов было решено внести в проект закона правку об ограничении монополий: депутатам и правительству предложат ограничить закупку одним дистрибьютором одного препарата у одного производителя лекарств 20 процентами объема от полного производства. Возможно, эта цифра еще будет дискутироваться, она может оказаться немного меньше или больше, но ее цель очевидна: больше никто не сможет контролировать весь рынок или его половину, потому что на месте монополистов появятся другие компании, которые начнут конкурировать между собой, что и приведет к понижению цен для конечного потребителя.
Кто эти монополисты на рынке дистрибуции?
Знакомые лица
В Украине сейчас работает около 18 000 аптек и два дистрибьютора, которые вместе контролируют по разным данным 90-96% логистики лекарств, и 5 крупных аптек. Не имея никаких рамок и ценовых ограничений именно они, а не производители, влияют на конечные цены. И когда фиксируется существенное удорожание препаратов – иногда в 2-3 раза, то это заслуга именно крупных дистрибьюторов и аптек.
Дистрибьюторские компании "БаДМ" и "Оптима-Фарм" контролируют примерно по 45% рынка. С такими долями они с легкостью давят на производителей и аптеки, требуя у первых более низкие цены и заставляя вторых продавать по завышенным ценам и зарабатывать сумасшедшие деньги на разнице.
Розничные продажи лекарств в 2023 году превысили 130 млрд грн, а в 2024 году они составят 170 млрд. грн. Даже если предположить, что два дистрибьютора зарабатывают 10% (на самом деле больше), не сложно посчитать, что за год работы у них 13-17 млрд грн. выручки. И все это не за то, что они инвестируют в научную работу, образование фармацевтов, покупку сложного оборудования и все остальное, а только за то, что у них есть склады и несколько десятков грузовиков – не слишком сложный бизнес, который не под силу кому-то другому.
После установления на законодательном уровне запрета отпускать дистрибьюторам более 20% каждого препарата от производителя эти две компании, которые и любые другие автоматически потеряют свое влияние на всю индустрию, которая должна снизить цены.
Но, скорее всего, борьба за эту норму будет ожесточенной, ведь владельцы двух крупнейших дистрибьюторов – люди влиятельные и огромные ресурсы.
Так, владельцем СП "ОПТИМА-ФАРМ, ЛТД" является Андрей Губский, брат Богдана Губского (на фото), известного тем, что был народным депутатом, вице-президентом футбольного клуба "Динамо" (Киев) и членом так называемой "киевской семерки" вместе с Виктором Медведчуком и Григорием Суркисом, членом партии Медведчука – Социал-демократической партии Украины (объединенной), а также пророссийского блока "За единую Украину!", затем Губский перебросился в партию «Батькивщина», откуда его в 2010 году выгнали. Сейчас Андрей Губский живет за границей, зарабатывая на Украине.
ООО "БаДМ" принадлежит Александру Дитяковскому и Игорю и Александру Суходольскому. Это бизнесмены из Днепра. По оценке Forbes , состояние Дитяковского оценивается в 130 млн долл., он занимает 93-место в списке самых богатых украинцев. Дитяковский тоже живет не в Украине.
Аптеками «АНЦ» владеют бизнесмены из Запорожья Константин Пучин, Андрей Ахтырский и Артур Кадушкин. Владельцем "Путешественника" является львовский бизнесмен Александр Федечко. «911» принадлежит харьковчанам Ашоту Даниэляну и его сыну Сергею. Основателями Сириус-95 («Желаем здоровья») являются три киевских бизнесмена: Игорь Пустовит, Андрей Варченко и Александр Кощей.
А владельцем "Аптеки доброго дня" является киевлянин Игорь Червоненко, родной брат Евгения Червоненко, известного бизнесмена и политика, бывшего министра транспорта.
Сколько зарабатывают дистрибьюторы
Из разных источников нам удалось получить оценки деятельности двух компаний.
Так, доход "Оптима-Фарм" в 2021 году составил 46 млрд грн. , а только за первое полугодие этого года – 32 млрд . рублей. Три года назад ее маржа составляла 4,3%, а наценка ее составляла 4,5%. В этом году маржа достигла 11% , то есть выросла в три раза, а наценка – 11,9%.
Похожая картина и у БАДМ: доход в 2021 году – 51 млрд грн. , в первом полугодии этого года – 32 млрд . рублей. Маржа выросла с 4 до 10,6% , наценка – с 4,2 до 11,9% .
Эти данные указывают на то, что оба дистрибьютора развивались синхронно, оба получали все большую и большую маржу от производителей и синхронно увеличивали наценки для аптек. Фактически, пользуясь своим полумонопольным положением, они «нагнули» всех, получая прибыль дважды: за счет вымогательства скидок от производителей и за диктат цен для аптек. Это не могло пройти незамеченным.
В июне этого года АМКУ открыл дело о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции .
Предмет дела АМКУ состоит в том, что «действия общества с ограниченной ответственностью «БаДМ» и совместным украинско-эстонским предприятием в форме общества с ограниченной ответственностью «Оптима-Фарм, ЛТД», в виде антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования, состоящих в установлении подобных цен реализации лекарственных средств, в частности «Спазмалгона», «Евказолина аква» и других, а также схожей динамики роста цен и похожего поведения по формированию цен на лекарственные средства, в частности «Спазмалгон», «Евказолин аква» и другие, в 2019–2023 годах при том, что анализ ситуации на рынке опровергает наличие объективных причин такого поведения указанных субъектов хозяйствования, содержат признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции…»
Простыми словами, речь идет о картельном сговоре, иначе синхронное обогащение двух фирм и рост цен для конечных потребителей объяснить сложно.
Двум компаниям грозит штраф в размере почти 6 млрд. грн. для каждой, поэтому, по некоторым данным, владельцы этих дистрибьюторов срочно объявили о выплате себе дивидендов: "БаДМ" – 2,3 млрд грн, "Оптима-Фарм" – ровно столько же. То есть, синхронизировались даже в этом. И эти деньги, вероятно, были или будут полностью или частично выведены из Украины за границу.
И еще почти монополия
Ситуация с лекарствами понемногу стала угрожающей и еще одним фактором: развитие аптек, объединенных одним брендом. Сейчас существует пять таких. По данным Forbes, вот их показатели:
-"АНЦ" - выручка 20,4 млрд грн. , доля рынка 16,3%, количество аптек 1143
-«Подорожник» – выручка 18,4 млрд грн. , доля рынка 15,5% количество аптек 1744
-911 - выручка 17 млрд грн . доля рынка 13%, количество аптек 1532
-"Сириус-95" («Желаем здоровья») – выручка 14,2 млрд грн. , доля рынка 10,6%, количество аптек 1002
-"Фармастор" («Аптека Доброго Дня») – выручка 7,4 млрд грн. , доля рынка 5,5% , количество аптек 736 .
Таким образом, они вместе контролируют 60% рынка . Это не монополия, конечно, но отличная основа для картельного сговора.
Кроме синхронизации в повышении цен, большие аптеки оказывают существенное влияние и на выбор потребителями лекарств и сопутствующих товаров.
По данным «Украинских новостей» , в фармацевтической отрасли приняты маркетинговые договоры, которые часто позиционируются как механизм, который делает лекарства доступными для пациентов: производитель продает препарат по фиксированной цене, но возвращает аптекам скидку в 30%, чтобы снизить цену для конечного потребителя. На самом деле этот механизм не только не решает проблему доступности, но и создает дополнительные риски для потребителей.
На примере популярных гепатопротекторов иностранного производства издание выяснило, что в реальности цены на эти препараты существенно варьируются в разных аптеках: от 1209 до 2670 грн. Почему? Потому что отсутствует контроль над розничной наценкой. Теперь представим, что одна из крупных аптек получила скидку производителя: кто и что ей запретит устанавливать какие-либо цены в своих тысячах аптеках?
Во многих странах Европы такие договоры запрещены, но цены на препараты остаются стабильными. Одна из причин запрета – создание дискриминации на рынке. "Аптеки получают скидки в зависимости от объемов продаж или условий договоров, что усложняет конкуренцию для меньших игроков", - пишет издание и делает вывод о том, что механизм маркетинговых договоров направлен на усиление позиций крупных аптек, а не в пользу конечных потребителей.
Кроме того, до сих пор в Украине аптеки практикуют премиальные выкладки тех или иных препаратов: когда производитель или дистрибьютор платят аптекам за более выгодную выкладку на витринах препаратов или даже когда аптекари рекомендуют препараты конкретного производителя, причем нередко они это делают без медицинской целесообразности.
Интересен и тот факт, что аптеки начали заказывать производителям товары, которые продают под своими собственными брендами, специально для этого созданными. Подобное практикуют крупные торговые сети, например Сильпо, Метро и многие другие: они заказывают по низким ценам производство товаров, которые маркируются брендами этих сетей, и продаются с полок супермаркетов дешевле, чем другие бренды. Эта стратегия очевидна и оправдана, ведь сети супермаркетов – мощная и разветвленная система сбыта. И вот настало то время, когда аптеки решили пойти по тому же пути. Что с этим не так ли?
пишет Forbes , «АНЦ», «Путешественник» и «911» начали выпускать лекарства под собственными торговыми марками (ВТМ). Под ними аптеки выводят самые распространенные лекарственные средства, биологически активные добавки и другие товары, например влажные салфетки или зубные щетки. Фактически аптеки стали «производителями» лекарства и создали конкуренцию для реальных фармпроизводителей.
Но это стало интересно маленьким фармпроизводителям, которые соглашаются произвести товар втрое дешевле крупных производителей, оставляя себе лишь 70% цены, остальное идет в прибыль аптекам. Аптекари, конечно, рекомендуют покупателям именно собственные препараты, а не снабжающие фармкомпании, которые вынуждены вкладываться в маркетинг и рекламу.
В результате выручка собственной торговой марки аптеки «Подорожник» Baum Pharm за 2023 год примерно составила 2 млрд грн. Это почти 10% от общей выручки.
Всего этого не было бы, если бы аптеки не разрослись до столь больших размеров. И именно поэтому в прошлом году появился проект закона, запрещающий требовать и получать средства или иную выгоду за рекомендации и назначение лекарств, в том числе ВТМ. Правда, этот законопроект так и остался проектом, но говорит о том, что законодатели уже давно видят в больших аптеках угрозу.
Передел рынка?
Сейчас в СМИ появилось немало публикаций о том, что якобы поправки о наступлении на монополии – это не что иное, чем передел рынка. Другие говорят, что две дистрибуторские монополии и пять крупнейших аптек ни в коем случае нельзя трогать, ведь если их сдвинуть, новые дистрибьюторы не успеют или вообще не смогут закупить достаточно транспорта для доставки лекарств и складских помещений (что неправда по определению), а люди без такого большого выбора аптек в малейшем расстоянии от дома. И многие утверждают, что ограничение в 20% на закупку у одного производителя никак не повлияет на цены на лекарства. То есть вопрос прогнозируемо перешел в плоскость лоббирования интересов существующих дистрибьюторов и крупнейших аптек.
На самом деле монополия на фармацевтическом рынке приводит (в случае Украины – уже привела) к ряду негативных последствий, которые не ограничиваются существующими игроками. Вот некоторые из них:
- крупнейшие дистрибуторы хвалятся широким ассортиментом, но на самом деле они сфокусированы на той продукции, которая является наиболее прибыльной, а не необходимой людям, то есть искусственное ограничение ассортимента
-возрастает риск срыва поставок , ведь проблемы крупного дистрибьютора способны остановить поставки в существенное количество аптек и регионов - такое произошло в первые месяцы после полномасштабного вторжения, тогда как большое количество меньших дистрибьюторов не привело бы к такому
- необоснованное повышение стоимости лекарств за счет сверхвысоких торговых наценок ведет к социальному неравенству
- отсутствие конкуренции не стимулирует улучшение логистики , а приводит к задержкам в поставке лекарств в отдаленные регионы, в частности прифронтовые.
Все эти проблемы автоматически приводят к снижению доверия ко всей системе здравоохранения, вынужденному самолечению со всеми его последствиями, а также отбирают у производителей значительные ресурсы, которые можно было бы инвестировать в развитие производства и научные разработки. Наконец, монополия – это прямой путь к процветанию коррупции.
Также негативное влияние оказывают и самые большие аптеки, ведь они также задействованы в ценовых сговорах и искусственном продвижении определенных препаратов в ущерб другим.
Что касается национальной безопасности, то такое устройство фармрынка создает угрозу дефицита лекарства, при этом ни дистрибьюторы, ни аптеки не несут никакой ответственности за недоступность лекарства .
Дискуссионный вопрос
Как следует ограничить влияние дистрибьюторов и каким образом урегулировать аптечный бизнес, это вопрос для широкой и глубокой дискуссии, во время которой следует изучить мировой опыт.
Так, в США, Германии и Великобритании законодательно запрещено финансовое стимулирование аптек для продвижения определенных брендов. В ЕС действуют ограничения на концентрацию аптек у одного владельца, в частности, в Германии один человек или компания может владеть максимум четырьмя аптеками (а не сотнями и тысячами, как в Украине), при этом владелец должен быть профессиональным фармацевтом. Такая же система действует и во Франции.
В Швеции и Финляндии до 2009 года аптеками владело исключительно государство, и только после этого начался процесс частичного доступа частных владельцев. Очевидно, что это уже не украинский путь, но интересен сам факт подхода государства к защите здоровья и безопасности собственных граждан.
Также ограничения на количество аптек в руках одного владельца действуют в Италии, Испании, Польше. В Греции же действует регуляция цен.
Поэтому идея ввести 20-процентное ограничение на приобретение одним дистрибьютором одного препарата у одного производителя не выглядит экзотическим или дискриминационным.
« Цифра 20% соответствует международным стандартам. В европейской практике компании с рыночной долей более 20% находятся под особым вниманием антимонопольных органов, поскольку такая доля может привести к злоупотреблениям доминирующим положением. Установление этого ограничения будет способствовать развитию конкуренции, уменьшению влияния монополий и снижению цен на лекарства для потребителей», – считает Лямец.