Недавно “Апостроф” общался с главой Госкомтелерадио Олегом Наливайко, в частности о борьбе с пропагандистской книжной продукцией, которая до сих пор попадает на украинские книжные базары, в книжные магазины, интернет. "Апостроф" решил более подробно расспросить Олега Наливайко о рейдах и запрещенном контенте.
- Господин Олег, когда был последний рейд по выявлению запрещенной литературы?
– 19 марта Госкомтелерадио в рамках мониторинга издательской сферы государства-агрессора, республики Беларусь, временно оккупированной территории Украины был осуществлен обзор товарного ассортимента книжной продукции магазина «Эра Водолея», расположенного в Киеве по ул. Старовокзальный.
– Какие книги были изъяты?
- Изъятие из оборота запрещенной издательской продукции станет возможным только после принятия Правительством постановления «Об утверждении Порядка изъятия из оборота издательской продукции, имеющего происхождение или изготовленная и/или выпущенная в свет, и/или ввезенная с территории государства-агрессора, Республики Беларусь, временно оккупированной территории Украины, и/или , а также издательской продукции, выпущенной в свет на государственном языке государства-агрессора, распространяемой на территории Украины без соответствующего разрешения».
Сегодня в случае выявления фактов распространения запрещенной издательской продукции на стационарных объектах Госкомтелерадио предлагает их владельцам снять ее с продажи. Найти общий язык, как правило, удается. В данном случае работником Госкомтелерадио было обнаружено и по его требованию снято продавцом по продаже всего несколько книг, в том числе "Многомерная медицина. Новые диаграммы и символы. Полный атлас".
Иначе обстоит ситуация с объектами электронной коммерции. И если с маркет-плейсами, которые, владеют информацией о продавцах, пользующихся их платформами, Госкомтелерадио плодотворно сотрудничает, то значительно сложнее положение с интернет-магазинами. Большинство из них работают анонимно, не раскрывая информацию о владельце, предусмотренной Законом Украины «Об электронной коммерции», которая дает широкие возможности для злоупотреблений. Книжные интернет-магазины не исключение – так в Украине происходит повсюду со всеми видами товаров.
В таких условиях составить протокол и привлечь нарушителя к ответственности проблематично. Возможности устанавливать владельцев объектов электронной коммерции имеет Национальная полиция, однако на обращение Госкомтелерадио руководство этого органа ответило, что может совершать такие действия только в случае возбуждения уголовного производства. Поскольку продажа российской издательской продукции является не криминальной, а хозяйственным правонарушением, рассчитывать на помощь правоохранителей не приходится.
– Какую запрещенную литературу чаще всего выявляют по результатам рейдов по книжным магазинам, базарам, в Интернете?
– Об антиукраинской литературе речь не идет. Ее не проявлялось даже до начала полномасштабного вторжения, случались разве что случаи распространения книг с пропагандой в пользу государства-агрессора, и то после начала войны они прекратились – никто не хочет иметь проблем.
– Многие критики поднялись вокруг нового учебника по истории Украины для 11 класса. В частности, о политической заангажированности. Какова позиция Госкомтелерадио?
– Это не совсем наша сфера. Этим МОН занимается. У нас какой-то позиции нет. У нас печать. Наши предприятия печатают учебники. Но контент – это не наше.
- Госкомтелерадио ведет Перечень книжных изданий, содержание которых направлено на ликвидацию независимости Украины, пропаганду насилия, разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, совершение террористических актов, посягательство на права и свободы человека. В нем нет произведений, например, Александра Пушкина, Михаила Булгакова. Почему?
- Наш Реестр – это литература, которая имеет антиукраинское направление, и в которой экспертная комиссия выявила те или иные вопросы, претензии. То есть в Реестре только то, где антиукраинское, он не является разрешением или запретом русскоязычной литературы. Она о том, где есть антиукраинские вещи.
– Вы отмечали, что для извлечения книг Булгакова, Пушкина нужна дискуссия. Как она должна выражаться?
– Если речь идет об издательской продукции государства-агрессора – никаких дискуссий. Согласно действующему законодательству, вся издательская продукция государства-агрессора находится вне закона, в том числе и легально ввезенная в Украину на основании разрешений Госкомтелерадио с мая 2017 года по февраль 2022 года.
При таких условиях автор или название книги не имеют значения. Согласно статье 28-1 Закона Украины «Об издательском деле», запрещается ввоз на таможенную территорию Украины и/или распространение на ее территории издательской продукции, имеющей происхождение или изготовленная и/или выпущенная в свет, и/или ввозимая с территории государства-агрессора, Республики Беларусь, и выпущена в свет на временно оккупированной территории Украины до ее временной оккупации), а также книжных изданий, содержащих произведения, авторы которых являются или были в любой период после 1991 гражданами государства-агрессора, за исключением бывших граждан государства-агрессора, которые являются (или на момент смерти были) гражданами Украины и не имеют (на момент смерти были) гражданами Украины и не имеют (на момент смерти были) гражданами Украины и не имеют (на момент смерти были) гражданами Украины.
Именно такая продукция, а также издания, внесенные в Реестр издательской продукции антиукраинского содержания, и издательская продукция, выпущенная на свет на государственном языке государства-агрессора, распространяемая на территории Украины без разрешения Госкомтелерадио, должна изыматься из обращения после принятия правительственного постановления, о котором говорилось выше.