RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.90
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.90
Мир

"Майдан" в Париже, конец Меркель и прощание с Туманным Альбионом - главное в мире

Эксперт-международник Илия Куса о ключевых событиях в мире

В новом выпуске "Главного в мире" эксперт по вопросам международной политики Украинского института будущего Илия Куса объясняет, почему Brexit - это политическое безумие, что значат для будущего Старого света уход Ангелы Меркель от руководства ХДС, протесты "желтых жилетов" во Франции и результаты местных выборов в испанской Андалусии. А также о том, как по итогам саммита G20 деньги победили мораль, а смерть саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи помогла посадить Эр-Рияд за стол переговоров относительно войны в Йемене.

Классика политического безумия от Британии

Тереза Мэй отложила голосование за соглашение о выходе Британии из ЕС, которое должно было состояться 11 декабря. Во время дебатов в парламенте, которые начались неделю назад, премьер-министр должна была убедить собравшихся поддержать этот проект договора. Если это все-таки произойдет, то Великобритания выйдет из ЕС в марте 2019 года. После этого отношения между Лондоном и Брюсселем будет регулировать этот документ. Если же его отклонят, это будет означать или поспешные переговоры о новом соглашении или коррективы в это, или Великобритания выйдет из ЕС без соглашения. А это будет иметь катастрофические последствия для экономики, поскольку ЕС моментально станет для Британии новым государством, с которым неизвестно как надо вести дела.

Депутаты проголосовали за поправку, которая предоставляет им право предлагать альтернативу этому проекту. По сути, они слегка взяли процесс под контроль. Поэтому вариантов у Терезы Мэй два: или она убедит всех поддержать существующие наработки, или уйдет в отставку. Если за документ не проголосуют, это будет означать ее личный политический провал, крах почти двух лет переговоров с ЕС, и мы увидим отставку правительства и досрочные выборы. Это политический кризис в полном смысле этого слова.

В результате Brexit Великобритания проиграла. Хотела она выходить из ЕС? Нет, в 2015-2016 годах это не стояло на повестке дня. Были определенные споры между Лондоном и Брюсселем, но это нормальный процесс. Премьер Дэвид Кэмерон решил провести референдум, потому что хотел пошантажировать Брюссель, а не потому, что это соответствовало запросу британцев. По сути, он хотел прокачать свои политические позиции и поставил собственные и узкопартийные интересы над государственными. Дэвид Кэмерон за один год развернул британскую политику на 180 градусов. И все - из-за желания поиграть мускулами перед Брюсселем. Он искренне верил, что никто не проголосует за выход из ЕС.

Brexit - это классический пример политического безумия, которое меняет историю страны. Даже с лучшим соглашением он не отвечает интересам Британии, и это еще одна причина мощного психологического эффекта от него. К тому же он вдохновил немало евроскептиков, которые теперь с новой силой утверждают, что европейский проект провальный.

Антиэлитарная революция "желтых жилетов"

Благодаря мощным профсоюзам протесты во Франции - это часть обыденности и политической культуры. Митинг для французов - самый способ выразить свое мнение. С другой стороны, "желтые жилеты", как и выборы нового главы ХДС в Германии, стали еще одним симптомом разрушения старого порядка. Французская республика в ее нынешней политической форме вошла в кризис. "Желтые жилеты" стали олицетворением антиэлитарного европейского движения, выступающего буквально против всех. Французские протесты пытались возглавить различные политические силы, в том числе и оппозиционные, однако "желтые жилеты" отвергли всех. Это симптом антиэлитарной революции, протестующие заставляют Французскую республику адаптироваться под новые реалии.

Протесты "желтых жилетов" во Франции, 1 декабря 2018 год Фото: EPA/UPG

Какой будет новая Европа? Мы увидим это после выборов в Европарламент 2019 года. Если туда попадет большинство правых консерваторов и национал-популистов, это будет означать конец для старых европейских элит, в том числе и для Эммануэля Макрона и его партии.

Протесты во Франции - это кульминация кризиса, в котором находится сам Евросоюз, его политическая система и идея представительной демократии. Преобразования, которые надвигаются со сменой поколений и массовой миграцией населения, делают ее неактуальной. Она просто не соответствует современным вызовам, поэтому все начинают искать что-то новое. И если лидер "Национального фронта" Марин Ле Пен во Франции будет строить свои месседжи вокруг переоформления политической системы, то получит шанс победить.

Отставка Меркель и перерождение Европы

Ангела Меркель была талантливым лидером партии. Она вела ее в правильном направлении, несмотря на все внутрипартийные споры и проблемы, которые возникали за время ее 18-летнего правления. То, как ее встречали и провожали на съезде, свидетельствует, что она была очень классным лидером. Хотелось бы когда-нибудь увидеть что-то подобное в Украине.

Нового лидера Христианско-демократического союза Аннегрет Крамп-Карренбауэр не просто так называют "мини-Меркель". Это продолжение политики канцлера, возможно, ей даже удастся частично сохранить контроль над партией. Крамп-Карренбауэр необходимо будет определить, каким курсом идти дальше и оставаться ХДС на нынешних идеологических принципах. Мир меняется, и перед ней будет стоять проблема переосмысления роли партии в немецкой политический системе.

Поскольку Германия - локомотив ЕС, то в европейском контексте отставка Меркель означает уход старой Европы, которую мы знали. В Германии послевоенный порядок опирался на христианско-консервативные силы и социал-демократов. Они понемногу уходят, а вместе с ними - и старый порядок. Это время, в некотором смысле, революционных изменений. Должна вырасти новая политическая система, новая идеология, новые институты. Это означает также обострение внутренней борьбы за то, кто будет олицетворением нового европейского лидера.

Этот новый европейский лидер столкнется со многими вызовами. Нет устойчивого экономического роста, поскольку глобальная торгово-экономическая система сейчас в кризисе, надвигается новый кризис, но каким он будет, мы точно не знаем, да и расходы на оборону снова стали актуальными. А поскольку отношения с Соединенными Штатами не в лучшем состоянии, то зонтик безопасности сейчас под вопросом. Обновленная Европа будет иметь новые элиты, политику и идеологию.

Правящая в Германии партия ХДС избрала своим лидером вместо Ангелы Меркель 56-летнюю Аннегрет Крамп-Карренбауэр, 7 декабря 2018 год Фото: EPA/UPG

Реванш правых в Испании: кризис идентификации и угроза суверенитету

Более 40 лет Испанией правила правая радикально-националистическая диктатура во главе с Франко. Это оставило у граждан тяжелую психологическую травму. Одни считают, что он все делал правильно, поскольку был сторонником католических ценностей и развивал экономику. Другие указывают на уничтожение оппонентов, концлагеря, массовые расстрелы левых активистов. Руками пленных построен в том числе и мавзолей, в котором лежит тело Франко.

Местные выборы в Андалусии показали, что впервые за много лет в региональный парламент пришли правые силы. Правая партия получила 12 мест в региональном парламенте впервые со времени падения режима генерала Франко 43 года назад. Это свидетельствует, что Испания меняется, а время умеренных левых консерваторов и центристов, которые много лет правили страной, заканчивается. На первый план выходят новые силы, которые не так давно были маргинальными. Скорее всего, их популярность будет продолжать расти, а Испанию ждет то же самое, что Францию и Германию - обновление элит и поиск нового политического компромисса и общественного договора.

Как убийство саудовского журналиста помогло переговорам по Йемену

В Йемене, как и во многих других арабских странах, есть мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты. В 2011 году "арабская весна" докатилась и до Йемена. В течение двух лет там происходили протесты против многолетнего правления президента, который всех достал. Когда же он наконец ушел, его преемник пытался объединить страну. Однако у него ничего не получилось. Недовольство росло и дошло до того, что шииты подняли вооруженное восстание и захватили столицу. Президент бежал на юг, в портовый город Аден. Так в стране началась гражданская война между шиитами на севере и лояльными к президенту силами на юге.

В 2015 году Саудовская Аравия решила поддержать законного президента и вторгнуться в Йемен на его стороне. Эта война продолжается по сей день. Саудовцы не слишком умеют воевать, поэтому просто сбрасывают бомбы на эту территорию с воздуха. Они фактически уничтожили Йемен.

Пришло время, когда международное давление на Саудовскую Аравию усилилось, и начались первые за два года мирные переговоры.

Почему именно сейчас? Дело в том, что страны Запада нашли инструмент давления на Саудовскую Аравию. С октября в саудовском консульстве в Стамбуле произошло убийство журналиста Джамаля Хашкаджи. Когда все узнали, что к этому причастна саудовская власть, это использовали для давления на Эр-Рияд, в том числе - и в вопросах Йемена. Саудовская Аравия пошла на уступки и села за стол переговоров.

Первые за два года мирные переговоры состоялись в Швеции, в Стокгольме. Радикальных прорывов пока нет, но они завершились соглашением об обмене пленными в формате "всех на всех", эвакуации раненых и больных, краткосрочном перемирии, чтобы гуманитарные грузы ООН смогли заехать в страну. Не удалось добиться от Саудовской Аравии разблокирования аэропорта Саны и прекращения боев у порта Ходейда. Это единственный город, через который сегодня проходит 70% гуманитарной помощи, но стрельба не дает грузовикам с гуманитарным грузом выехать из порта. В гуманитарной помощи нуждаются 16 миллионов человек, 10 миллионов страдают от острой нехватки воды и пищи. Только в этом году 85 тысяч детей умерли от голода.

Антивоенный митинг перед офисом ООН в Сане, Йемен, 10 декабря 2018 год Фото: EPA/UPG

В то же время определенные контуры перемирия есть, и это хороший знак. Однако переговоры, скорее всего, затянутся на несколько лет. Пока Саудовская Аравия и Эмираты верят в то, что возьмут силой порт Ходейда, а проиранские шииты убеждены, что их нельзя одолеть военным путем, мирные переговоры будут косметическими и поверхностными. О долгосрочном перемирии, переходном политическом периоде, мирных соглашениях и формировании правительства национального единства не может идти речь, пока обе стороны уверены в своей правоте и победе.

Итоги G20: деньги побеждают все

От саммита G20 было много ожиданий, но результаты оценивают по-разному. Можно выделить следующее. Во-первых, Китай и США договорились заморозить свою торговую войну. Дональд Трамп и Си Цзиньпин поговорили на полях саммита и уже в конце первого дня объявили, что ставят на паузу свое торговое противостояние. Это позитивный сигнал для Украины, ведь чем большая дестабилизация в мировой торговой системе, тем больше мы страдаем. Удастся ли Китаю и США помириться - вопрос открытый.

Во-вторых, Дональд Трамп договорился с Китаем о том, что он проведет новый саммит с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном в начале следующего года. Можно предположить, что Трамп попросил китайцев помочь ему организовать эту встречу и стать посредниками, как это было в Сингапуре. Северная Корея не выполняет предварительные договоренности, а Дональду Трампу важно сохранить лицо. Для этого нужен новый саммит, а, чтобы его провести, нужна помощь Китая. Поэтому Пекин, собственно, и попросил об урегулировании торговых споров.

В-третьих, страны Запада не смогли осудить или вообще что-либо сказать по поводу наследного принца Саудовской Аравии Мохаммеда бин Салмана, которого они обвиняют в причастности к войне в Йемене и к убийству саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи. Это показало, что деньги побеждают мораль. В-четвертых, США так и не договорились с другими участниками по климатическому соглашению. Вашингтон отказался поддерживать экологическую политику участников саммита и даже декларативно не присоединился к климатическим обязательствам.

В-пятых, встреча Дональда Трампа и Владимира Путина таки состоялась. После нападения в Керченском проливе все ожидали, что этот вопрос должен подниматься на саммите. Он фигурировал в короткой беседе между президентами России и США, но каких-то прорывов не было. Позитивом для Украины стала отмена полноценной встречи Трампа и Путина. Минус в том, что вопрос агрессии никоим образом не фигурировал в декларации или на переговорах. Кроме того, реакция Запада на кризис была очень вялой. Это свидетельствует о слабости наших позиций на Западе и должно стать звоночком: надо работать с европейскими элитами, если мы хотим, чтобы они реагировали на действия России жестче.

Читайте также

Дешевая нефть – слабая Россия: что может заставить страну-агрессора прекратить войну

При цене барреля нефти 50 долларов и ниже в течение хотя бы полугода России будет крайне сложно продолжать войну против Украины

Рядом с Путиным: чем завершится суд над руководством Израиля

На Западе появилось большое лобби, выступающее против Израиля

Ресурсы России иссякают: как Путин пытается получить от Китая гарантии

И Украина, и Россия сейчас испытывают нехватку ресурсов, и поэтому активно ищут помощь у других стран