22 июня в США вышла книга бывшего советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. В ней он раскрыл некоторые тайны и интересные подробности того, как происходили важнейшие политические события в США по выходу из договора РСМД, захвату украинских моряков в Керченском проливе и событиям в Сирии.
На публикацию книги уже отреагировал один из ее главных героев - американский президент Дональд Трамп. Он назвал Болтона подонком (в оригинале - low-life) и чучелом (в оригинале - creepster, человек, которого женщины считают страшным) и заявил, что тот должен отбывать наказание в тюрьме с конфискацией денег за распространение "очень секретной информации".
"Больше никакого помилования ему - это не честно!", - подытожил глава Белого дома.
"Апостроф" собрал главные цитаты и факты, о которых пишет Болтон в своей книге The Room Where It Happened ("Комната, в которой это произошло").
- "Трамп хотел делать то, что он хотел, опираясь на то, что он знал, и действовать исключительно в собственных интересах. Украина, по его мнению, могла предоставить ему все возможности для этого", - начинает Болтон раздел об отношениях США и Украины.
Далее он описывает ситуацию, с которой ему пришлось работать - аннексию Крыма и то, что Россия "оказывает помощь и контролирует оппозиционные (это слово автор берет в кавычки) силы на востоке страны". Он отмечает, что агрессия и в Украине, и в Грузии стало возможной, поскольку их не взяли в НАТО в 2008 году из-за позиции Германии и Франции. Также Болтон положительно отзывается о работе спецпредставителя Курта Волкера, но и отмечает, что вопреки всем усилиям Россия ни отозвала свои войска, ни изменила подход к решению проблемы.
- "Все, что Порошенко на самом деле хотел - это чтобы Америка наложила санкции на Игоря Коломойского", - вспоминает Болтон разговор с тогдашним президентом Украины после парада ко Дню независимости в 2018 году.
Джон Болтон с другими американскими чиновниками стоял на сцене вместе с украинскими топ-политиками, Порошенко несколько раз благодарил его за помощь и то, что войска НАТО прошли по Крещатику. А затем в неофициальной части просил "прижать" Коломойского и вместе с соратниками пытался помешать Болтону пообщаться с Юлией Тимошенко, убеждая, что она является очень пророссийской. Болтон пишет также, что Тимошенко поддерживал Коломойский и ее в Украине считали в то время наиболее вероятным конкурентом Порошенко на выборах.
- "Я позвонил Трампу, чтобы убедиться в том, что он мониторит ситуацию - вдруг журналисты начнут задавать вопросы. Первое, что он спросил меня - "Что планируют делать европейцы?" Я ответил - "Ничего" - то же самое что и мы на тот момент", - вспоминает Болтон свои первые действия после захвата украинских катеров и буксира при попытке прохода через Керченский пролив.
Автор описывает растерянность западного мира после того, как произошли эти события. Болтон считал объяснение своего российского визави Николая Патрушева, что украинцы не отвечали на запросы пограничников, смешным. Но Трамп думал, что Украина могла сама спровоцировать Россию, поэтому предпочитал не принимать быстрых решений. Во время первого телефонного разговора об этих событиях "Ангела Меркель спросила Трампа, что он собирается делать, а он ей ответил - а вы?", - пишет Болтон. В конце концов, США сформулировали заявление для Совбеза ООН, которое получилось даже более жестким, чем хотели Болтон и Майк Помпео - этому способствовала тогдашний представитель США при ООН Никки Хейли, которую Болтон описывает как величайшего "живчика" и "сноп искр".
Вместе с тем, западный истеблишмент подозревал Порошенко в том, что он или сам спровоцировал Россию, или, в крайнем случае, может использовать ситуацию для своей политической выгоды, чтобы перенести президентские выборы. Когда после переговоров с Западом Верховная Рада проголосовала за сокращенный период военного положения, Европа и США немного расслабились.
- Трамп был против, чтобы США требовали от России освободить украинских моряков сразу после их захвата.
"Не призывайте их освободить членов команды. Если они этого не сделают, получится штука, как с заложниками в Иране. Я не хочу этого", - сказал глава Белого дома. Скорее всего, имелся в виду так называемый "Iran hostage crisis" - Иран взял в плен 52 сотрудника американского посольства и просто граждан в ноябре 1979 года и выпустил их только в 1981 году после длительных напряженных переговоров.
- Трамп отменил встречу с Путиным в G20 из-за захваченных кораблей, но перекинулся с ним парой слов во время обеда. Затем Трамп сказал Меркель - "Украинский президент, который симпатизирует России, может остановить третью мировую". Болтону он сказал, что заверил Путина, что не будет встречи, пока Россия не освободит моряков и корабли.
- Во время первого разговора с Зеленским Трамп был довольно любезным. "Я практикуюсь в вашем языке", - сказал Зеленский на английском. "Это потрясающе, потому что я не могу практиковаться в вашем", - ответил Трамп. Но в день инаугурации Зеленского у Трампа сложилась четкая мысль, что Украина вмешивалась в американские выборы, и США не должны никак помогать Украине, по крайней мере в ближайшее время.
"Я, не хочу, на***н, иметь ничего общего с Украиной. Они, бл***, нападали на меня. Я не могу понять, почему. Они пытались меня вы*бать. Они коррумпированы. Да и н**** иметь дело с ними", - приводит слова американского президента автор, однако отмечает, что слышал их не сам, а со слов Чарльза Купермана, который сменил Болтона на его должности (в оригинале - "They fucking attacked me. I can't understand why. They tried to fuck me. They're corrupt. I'm not fucking with them", - "Апостроф").
Курт Волкер хотел сказать что-то утешительное об Украине, на что Трамп ответил "Да мне до ж**ы!" ("I do not give a shit" - "Апостроф").
Трампа снова пытались убедить, на что он ответил: "Украина хотела, чтобы я проиграл! Н**** мне оно надо - помогать им!" ("Ukraine tried to take me down. I'm not fucking interested in helping them", - "Апостроф").
Автор отмечает, что Трамп часто говорил о вмешательстве Украины в американские выборы с Руди Джулиани, другими своими адвокатами и неофициальными советниками. Историю о том, что Украина вмешивалась в американские выборы, Болтон называет "фантазиями Джулиани" и "конспирологическими теориями". Такими же вымышленными, по мнению автора, были и основания для отзыва американского посла в Украине Мари Йованович.
- "Я надеялся, что 25 июля Трамп позвонит Зеленскому для проформы, просто поздравить с победой президентской партии на выборах", - вспоминает Болтон скандальный телефонный разговор, который стала первой ступенькой к инициированию импичмента главы Белого дома.
После того известного звонка, ссылаясь на бюрократические вопросы, Министерство обороны США задержало выдачу Украине $ 400 млн военной помощи. "Я, Помпео и министр обороны Марк Эспер подсчитали, что каждый из нас один на один или вместе с кем-то другим говорил Трампу от 8 до 10 раз, что эти деньги надо предоставить. Теперь все наши усилия провалились", - вспоминает автор.
Болтон также вспоминает еще одну персону - Гордона Сондленда, американского посла в ЕС. Он так часто появлялся на встречах в Белом доме по Украине, что Болтон удивляется - "Сондленд вообще бывал в Брюсселе?". Именно перед звонком 25 июля Сондленд очень активно настаивал, что Зеленский должен посетить Вашингтон.
- "Зеленский меня поразил. Он был хорошо осведомлен о всех делах, - вспоминает Болтон свою первую встречу, - Он начал благодарить нас за сохранение санкций против России, за непризнание аннексии Крыма. И я подумал - если бы ты только знал, как мы близки к тому, чтобы от всего этого отказаться!".
"Зеленский предложил мне очень специфическую идею о прекращении огня на Донбассе - начать с какого-то одного города и расширять эту зону. Он сказал, что не играл бы в дипломатические игры, но Россия должна сделать зеркальные шаги, он хочет решить проблему, а не затягивать на годы", - добавил Болтон.
"Я покинул Киев, будучи уверен, что Зеленский понимает масштабность задачи, которая стоит перед ним, как в Украине, так и за рубежом - как и его команда", - пишет Болтон.
- "Трамп это Трамп. Я понял, что он и большинство его команды никогда не читали "руководство по управлению страной", не понимая, что без этого они не станут автоматически частью "глубинного государства". Трамп верит, что он может управлять исполнительной властью и национальной системой, руководствуясь инстинктами, полагаясь на персональные отношения с международными лидерами и имея в виду образ, что он телезвезда", - написал Болтон в предисловии к книге.
- "Путин занял очень жесткую позицию в отношении Украины, обсуждая детально политический и военный аспекты конфликта. Переходя на все более агрессивный тон, он сказал, что продажа американского вооружения Украине была нелегальной", - сказал Болтон о встрече с Путиным в российском Внуково в 2018 году.
Болтон пишет, что тогда Путин сказал, что такие шаги являются не самыми лучшими для решения проблемы. "Он отказался обсуждать Крым, сказав, что это уже часть исторических хроник. Что еще запомнилось из этой встречи - он сказал, что Обама четко пообещал ему в 2014 году, что если Россия не пойдет дальше, чем аннексия Крыма, конфронтацию в Украине можно будет урегулировать. Но впоследствии Обама изменил свое мнение, и мы получили сложившуюся ныне ситуацию", - рассказал Болтон.