Народный депутат из партии "Слуга народа" Игорь Копытин лоббирует интересы авиабизнесмена Романа Милешко, разоблаченного на сотрудничестве с РФ во время войны, покупке российских запчастей для вертолетов и срыве модернизации Ми-8 для Сил обороны Украины. Эта "дружба" уже привела к миллионным злоупотреблениям и возможной монополизации авиаремонтной отрасли в Украине.
Об этом говорится в новом расследовании журналистов издания "СтопКор".
Несмотря на то, что компания "НЗ Оперейшнс" с орбиты Романа Милешко имеет уставный капитал всего 120 тысяч гривен, за два года она получила невероятные государственные контракты - более чем на 2 миллиарда гривен.
Как утверждают расследователи, такое везение может быть следствием лоббирования интересов компании народным депутатом Копытиным, с которым Милешко связывают давние личные и бизнес-связи, а за их "дружбой" можно увидеть хорошо выстроенную систему коррупционных связей:
- в 2016 году Милешко работал в компании "РОТОР УКРАИНА", соучредителем которой был Копытин;
- в 2021 году помощник Копытина возглавлял принадлежащую Милешко авиакомпанию "Константа";
- март 2022 года: нардеп Копытин лично вмешивается, требуя от Госавиаслужбы срочной регистрации вертолетов компании Милешко.
Журналисты "СтопКора" выяснили, что Милешко в свое время учился с братом Копытина, работал в компании Копытина и назначил руководителем своей компании помощника нардепа. Любопытно, что сам Роман Милешко позиционирует себя как "авиатор в третьем поколении".
Несмотря на громкие заявления о патриотизме, расследование "СтопКора" выявило прямые доказательства возможного сотрудничества с российскими структурами:
- фирмы Милешко арендуют и покупают воздушные суда у граждан РФ через оффшорные компании в ОАЭ;
- в 2024 году приобретен вертолет Ми-17 через подсанкционную компанию AMIS;
- использование деталей, производимых в России в 2022-2023 годах;
- директором одной из компаний является Алеко Ткемадзе — лицо, приближенное к пророссийскому олигарху Бидзине Иванишвили.
Как отмечает юрист Сергей Руденко, подобные действия в военное время имеют признаки государственной измены (статья 111 УКУ) с наказанием до пожизненного заключения.
"Но и это — еще не все. Еще одна аффилированная с Милешко компания "МС Авиа-Грейд" в декабре 2022 года подписала контракт на переоснащение 10 вертолетов Ми-8 на сумму свыше 470 млн грн. И это — несмотря на то, что фирма демонстрирует поразительную неэффективность выполнения критически важных контрактов: до конца 2023 года было передано только 4 вертолета, а на машинах установлены сомнительные фильтры PALL 120 PUREair, не адаптированные к украинским условиям", - говорится в расследовании.
Эксперты, с которыми общались расследователи, предупредили о потенциальной опасности для пилотов: такие фильтры могут обмерзать зимой, создавая критические риски для безопасности полетов.
"Пока компания Милешко с 82 работниками и офисом в 200 кв. м получает миллиардные контракты, мощные отечественные авиагиганты "Авиакон" и "Мотор Сич" простаивают. Хотя государственный завод "Авиакон", по утверждению специалистов, выполняет аналогичные работы в разы быстрее и эффективнее", - говорится в расследовании.
Фигуранты расследования ситуацию пока никак не комментируют. Роман Милешко, по информации пограничной службы, с ноября 2024 года находится за границей, вероятно, в США. Игорь Копытин получил сообщение от медийщиков, но не ответил.
"СтопКор" передал материалы расследования НАБУ, ДБР и СБУ.
"Ожидаем принципиальную реакцию правоохранителей и расследование коррупционной схемы ", - заявляют в "СтопКоре".