RU  UA

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Регуляторна політика

Кабмин снова попытается удешевить стоимость акцизных марок

Печать и изготовление акцизной марки для производителей алкоголя и табака может подешеветь Фото: УНИАН

Завтра правительство намерено в очередной раз вынести на рассмотрение проект постановления о снижении стоимости акцизной марки. По информации А', ее цена снизится на 8-9 копеек за счет уменьшения размера голограммы вдвое до 4 мм, что позволит сэкономить производителям подакцизных товаров более 41 млн грн. Хотя еще неделю назад правительство рассматривало вариант изъятия графического защитного элемента QR-кода. Участники рынка хоть и поддерживают удешевление стоимости акцизной марки, однако у табачных и алкогольных производителей разное видение системы контроля за оборотом товара и уплаты налога.

Как стало известно А', завтра на заседании Кабинет министров намерен принять проект постановления, разработанный Министерством финансов, которым окончательно должен быть решен вопрос о снижении стоимости акцизной марки. За последние две недели это уже вторая попытка рассмотреть этот документ. «Проект постановления находится в Кабмине, и я очень надеюсь, что завтра его рассмотрят»,– заявил А' заместитель министра финансов Денис Фудашкин, при этом отказавшись от более детальных комментариев. Напомним, еще в марте 2013 года правительством Николая Азарова было принято решение через полгода ввести новые образцы акцизной марки с усиленными элементами защиты, что привело к повышению ее стоимости для алкогольных напитков на 16,7 коп. (до 27 коп.), для табачных изделий – на 8,7 коп. (до 14,2 коп.). Таким образом, нагрузка на производителей и потребителей выросла на 515 млн грн. Как говорится в письме министра финансов Александра Шлапака главе Государственной фискальной службы Игорю Билоусу, указанное решение не привело к достижению целей по усилению борьбы с нелегальным оборотом подакцизных товаров. В частности, в прошлом году объем теневого оборота алкоголя увеличился до 40%, в результате чего госбюджет недополучил более 2,3 млрд грн.

Господин Шлапак просил главного налоговика страны разработать новый вариант марки и снизить ее стоимость еще до 16 июня. По предварительным расчетам, удешевление марки было возможно на 496,8 млн грн в год. Экономия могла быть достигнута, в частности, путем изъятия графического защитного элемента – QR-кода, который, по оценкам Минфина, не выполняет функций защиты, или уменьшения размера голограммы. Еще в прошлый понедельник Игорь Билоус не смог дать четкий ответ, на каком из вариантов остановится правительство. «Будет голограмма, а код уберут, или наоборот. Это еще обсуждается,– отмечал он.– Вопрос не в том какую марку сделать, а в том, как это поможет бороться с контрабандой и контрафактом».

Как рассказала А' координатор комитета по вопросам импорта и торговли алкоголем Европейской Бизнес Ассоциации Кристина Линиченко, Минфин проинформировал о том, что удешевление марки будет за счет уменьшения размера «элемента фольги горячего тиснения», то есть голограммы, вдвое – до 4 мм. Так, ее стоимость для алкогольной продукции составит 19 коп., табачной – 5,1 коп. «Этот документ никто в глаза не видел, он разрабатывается под грифом «Для служебного пользования». Говорит ли это решение о том, что марка будет защищена, не понятно. Эти элементы можно проверить только при наличии специального устройства, то есть мы, как потребители, производители это проверить не можем»,– добавляет госпожа Линиченко. Директор госпредприятия «Полиграфкомбинат "Украина"» (производитель акцизных марок) Максим Степанов отмечает, что эти вопросы с ним правительство не обсуждало. «Если сделать марку с меньшей степенью защиты, то она может стоить и 2 копейки. Но тогда страна должна решить, хочет ли она собирать акциз в полном объеме либо иметь дешевый PR и в результате заявить, что удешевила марку на 5-6 копеек»,– говорит он А'.

Производители табачных изделий поддерживают снижение стоимости акцизной марки. По словам менеджера по связям с общественностью Imperial Tobacco Украина Натальи Миколаенко, цена на марку в Украине одна из самых высоких в Европе и на постсоветском пространстве. Страны Евросоюза не используют марки как источник прибыли, их стоимость, как правило, включена в акцизный налог. Неоднократно включение стоимости в налог обсуждалось и в парламенте. «Мы поддерживаем снижение стоимости акцизной марки, но при этом важно сохранить ключевые защитные элементы с целью борьбы с теневым оборотом»,– отмечает госпожа Миколаенко. В то же время менеджер по вопросам фискального регулирования компании «Филип Моррис Украина» Алексей Калиниченко считает, что изменение в дизайне бумажных акцизных марок не влияет на уровень нелегальной торговли: «Только полностью цифровая система контроля за уплатой акциза и оборотом табачных изделий сможет остановить рост нелегальной торговли, гарантировать налоговые поступления». «Снижение стоимости – это первый этап в регулировании данной сферы, более стратегическая задача – это электронная марка на основе технологии Codentify»,– добавляет Наталья Миколаенко. Напомним, суть усиленного контроля по системе Codentify заключается в том, что на пачку, блок, короб будет наноситься электронный зашифрованный 12-символьный код из букв и цифр, который автоматически генерируется из близкого к бесконечности числа комбинаций. В каждом коде зашифровывается информация о дате, времени и месте производства, производственной линии, максимальной розничной цене, начислении акцизного налога. С лета-осени этого года все четыре производителя запустили пилотные проекты по указанной системе. В прошлый четверг Игорь Билоус посетил фабрику Imperial Tobacco и, по информации А', пока что на словах, но согласился с целесообразностью внедрения этой системы. Однако участники табачного рынка говорят, что в полном объеме система может заработать только через два года.

Участники алкогольного рынка также поддерживают снижение стоимости, но возмущены тем, что это принимается в секретном режиме. «Нам говорят, что мы сейчас что-то подправим, но за счет чего снизим стоимость – не скажем. А завтра скажут, что марка плохо защищена, а вот у ЕДАПС есть хороший вариант, и где гарантия, что она не 30 копеек будет стоить»,– возмущен один из производителей алкоголя, пожелавший остаться неназванным. Кроме того, пока что участники рынка алкогольных напитков «не созрели» к переходу на электронную марку. Для них принципиальным остается наличие бумажной акцизной марки. «Это дает визуализацию. Потребители и производители таким образом понимают, что с бутылки уплачен акциз и она является легальной»,– поясняет производитель, добавляя, что рынок предлагает еще вариант автоматизированной системы контроля, который даст возможность отслеживать товар от розницы до потребителя. По мнению руководителя департамента маркетинга холдинга Global Spirits Александра Блохина, решение Кабмина о снижении цены – это шаг навстречу легальным производителям. «Рассматривается возможность отмены нанесения одного из графических элементов и укорачивание ленты. Разумеется, в случае введения упрощенной акцизной марки, органы госрегулирования, как и сами производители, будут заинтересованы в дополнительном контроле рынка. Чтобы исключить риск роста контрафактной продукции и защитить потребителя. Гарантировать безопасность потребителей в первую очередь обязаны сами игроки рынка, независимо от изменения акцизных марок»,– сообщил он.