RU  UA

Четвер, 28 березня
  • НБУ:USD 38.90
  • НБУ:EUR 42.05
НБУ:USD  38.90
Налоги

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Минэкономики подготовило концепцию реформирования налоговой системы

Фото: PHL

В проекте концепции налоговой реформы, обнародованной МЭРТ, учтены практически все предложения активистов экспертной группы «Реанимационный пакет реформ». Среди основных предложений: уменьшение втрое количества налогов, снижение ставки НДС с 20% до 7-17% и двукратное снижение единого социального взноса для тех, кто вдвое увеличит фонд заработной платы. Впрочем, авторы концепции сомневаются, что все инициативы будут утверждены Кабинетом министров.

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) обнародовало проект налоговой реформы, которая должна быть проведена до конца 2015 года. «Налоговая система Украины не обеспечивает налоговую нагрузку на субъектов хозяйствования, сбалансированную с реальными возможностями экономики. Ее характеризует фискальная нагрузка на плательщиков на уровне 40%, сложность администрирования и значительное количество отчетных документов, завышенные плановые показатели поступлений в бюджет, что приводит к переплатам налоговых платежей и проблемам с возвратом НДС»,– говорится в тексте концепции.

Путь к сокращению

Главная задача концепции – упрощение налоговой системы. «Необходимо обосновать количество налогов и сборов, взимаемых в Украине, с учетом поступлений от них и расходов на их взимание»,– отмечается в документе. В Украине 22 вида налога, по итогам реформы их должно остаться восемь. В качестве примера приведены страны Европы, где в среднем по 7-8 налогов: от Германии и Нидерландов (9) до Норвегии и Швеции (4).

Предлагается отменить или реформировать «налоги и сборы, которые генерируют 2% доходов госбюджета, но требуют отдельного администрирования»: сбор за первую регистрацию транспортного средства, сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, сбор в виде целевой надбавки к тарифу на электрическую и тепловую энергию, к тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности. Под нож также предложено отправить сбор за пользование радиочастотным ресурсом, экологический налог, туристический сбор, сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, сбор за места для парковки транспортных средств.

Но это не значит, что государство лишится доходов. Недобор от отмены сбора за первую регистрацию автомобиля и сбора на развитие виноградарства будет компенсирован повышением акцизных ставок на топливо и спирт. А отмена целевых надбавок к тарифам на электроэнергию и газ не освободит эти товары от налогообложения, поскольку они станут подакцизными. К тому же государство часть сборов объединит под вывеской «ресурсный налог», что позволит увеличить налогообложение использования недр и полезных ископаемых. В концепции указывается, что ее цель – «перенести налоговую нагрузку с труда и капитала на потребление, ресурсные и экологические платежи».

Для этого будет изменен механизм уплаты НДС. Вместо 20-процентной ставки будет введена двухуровневая шкала: 7% нужно будет платить при операциях с другими плательщиками НДС, 17% – при продаже товаров неплательщикам. Предложено установить четкие сроки возмещения НДС, ввести отдельные счета для расчетов по НДС, а также усовершенствовать механизм автоматического возмещения данного налога.

Это должно позволить увеличить поступления в госбюджет на 70 млрд грн за счет ликвидации теневых схем, сократить уровень потребительских цен на 2,5% и увеличить на 12% оборотные средства предприятий.

Изменения коснутся и единого социального взноса (ЕСВ), который выплачивают с фонда заработной платы. Ставка ЕСВ будет снижена с 36,77% до 18%, но не для всех, а «на переходной период длительностью полгода для тех плательщиков налога, которые увеличат фонд оплаты труда вдвое». Для сокращения издержек государства на обслуживание сферы предложено объединить четыре фонда социального страхования.

Эксперты требуют

Большая часть норм концепции совпадает с предложениями общественных активистов экспертной группы «Реанимационный пакет реформ» (РПР). «Полтора месяца назад мы вошли в рабочую группу при Минэкономразвития и нам удалось добиться, что 90% наших предложений учтены»,– рассказывает активист Олег Гетьман.

Не вошло в концепцию лишь предложение по изменению механизма расчета и уплаты налога на прибыль вместе с введением налога на основной капитал. Активисты предлагали снизить налог на прибыль предприятий с 18% до 10%, при этом сделав объектом налогообложения лишь распределенную прибыль. Это позволило бы осуществлять инвестиции за счет полученной прибыли, а налог на прибыль платить лишь в случае выплаты дивидендов. Такая реформа должна была сопровождаться введением налога на основной капитал в размере 1% от первичной стоимости основных средств.

Активисты все же надеются на реализацию этой инициативы. «Мы постараемся, чтобы и эта норма была учтена»,– сказал господин Гетьман. Однако эксперты признают спорность нормы, которая требует доработки. Старший экономист центра «CASE Украина» Владимир Дубровский предлагал дифференцировать ставки для разных видов основного капитала. «Землю облагать по большей ставке, недвижимость – меньшей, оборудование и движимое имущество – еще меньше»,– предлагает он.

По оценкам РПР, реформа налога на прибыль даст 30 млрд грн, реформа НДС – 25 млрд грн. Эти средства пойдут на покрытие дефицита Пенсионного фонда, поскольку реформа ЕСВ приведет к увеличению дефицита на 50 млрд грн.

Рациональное зерно

Соавторы концепции сомневаются, что документ будет с легкостью принят. «Пока непонятно, утвердит ли эту концепцию Кабинет министров и примет ли Верховная рада предложенные изменения в Налоговый кодекс»,– предупреждает Олег Гетьман.

Аналогичные налоговые предложения, например, по замене некоторых сборов акцизом и сокращению общего количества налогов, были разработаны еще прежней властью – Министерством доходом и сборов Александра Клименко. Но тогда подобная концепция использовалась лишь для пиара правительства, никакие реальные налоговые изменения приняты не были. «Если у предыдущей власти были здравые идеи по реформированию налоговой реформы, то почему мы должны от них отказываться только потому, что они были предложены именно предыдущей властью? Тем более что уменьшение количества налогов – это не ноу-хау, а рекомендации, которые давались Украине рядом международных структур»,– говорит директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко. Сокращение количества налогов при сохранении уровня фискальной нагрузки может повысить позиции Украины в рейтинге Doing Business.

Эксперты рекомендуют все же доработать концепцию. «Я полностью поддерживаю идею снизить ЕСВ в два раза. Однако мне не совсем понятен механизм, который предложен в этой концепции. Переходный период – дискриминационный для компаний, которые уже всю заработную плату сотрудникам платят официально. Почему они должны платить налог по прежней ставке, в то время как те компании, которые годами не платили налоги, будут платить лишь 18%?» – недоумевает Анна Деревянко. Она предлагает снизить ставку и для тех компаний, которые платят официальные зарплаты выше средних по рынку.

Реформа налога на прибыль, ставка которого в принципе не является высокой, пока нецелесообразна. «По сути, вместо одного налога предлагается платить два, причем их администрирование будет сложнее, чем сейчас. Такие действия идут вразрез с декларируемой концепцией упрощения системы налогообложения»,– говорит госпожа Деревянко. К тому же уйти от налога на основной капитал позволит покупка основных средств на фирму-прокладку, которая с убытком продаст их производителю, отметил один из экспертов. «Можно, например, сделать обязательной оценку при покупке-продаже основных средств, как сейчас с квартирами. Пока будем еще изучать опыт других стран, где есть подобный налог»,– говорит Владимир Дубровский.

Читайте також

Рай для обраних: що не так з податковою системою в Україні

В Україні податкова система вимагає кардинальних реформ, але рубати з плеча не можна - і ось чому...

Українці, діліться вашими доходами: що передбачає національна стратегія-2030

Більшість положень Національної стратегії доходів, підготовленої урядом, є шкідливими для української економіки

Примус до хабарів: в Україні розпочинаються податкові перевірки бізнесу

МВФ вимагає від України відновити податкові перевірки підприємців, що це означає