RU  UA

Понеділок, 25 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Транспорт та зв'язок

Авто на иностранных номерах: как не превратить Украину в свалку б/у автомобилей

Что стоит за протестами украинских владельцев машин с иностранными номерами

Что стоит за протестами украинских владельцев машин с иностранными номерами Українські власники машин з іноземними номерами регулярно проводять акції протесту з вимогою легалізувати авто з європейської реєстрацією Фото: Facebook Авто Євро Сила

Уже более года не утихают страсти вокруг автомобилей с иностранными номерами, попавшими в нашу страну на условиях временного ввоза. Чтобы понять суть проблемы "Апостроф" разобрался, как они вообще оказались на территории Украины и какое будущее в этой связи ждет отечественный автопром.

Круговорот на границе

Основанием для этого является ст. 380 Таможенного кодекса. В ней сказано, что временный ввоз гражданами-нерезидентами в Украину транспортных средств личного пользования разрешается на срок до одного года при условии, что будут зарегистрированы в уполномоченных органах иностранных государств, что подтверждается соответствующим документом.

Другое дело резиденты, то есть граждане Украины. Они могут ввести легковушки весом до 3,5 т и прицепы на год под письменное обязательство об их обратном вывозе при условии письменного декларирования и после уплаты всех необходимых таможенных платежей.

Как видите разница существенная. Поэтому самой распространенной схемой ввоза иномарок стала следующая. Покупатель, не желающий платить за растаможку, сам или через посредника находит за границей нужную машину, платит за нее оговоренную сумму, оформляет ее на юридическое лицо (любую фирму) в качестве коммерческого транспорта, который будет колесить по дорогам Украины по служебным надобностям.

Минусы такой сделки — надо ежегодно пересекать украинскую границу, а иномарка юридически принадлежит компании, что несет за собой определенные риски. Зато существенный плюс – авто по доступной цене. В той же Польше машина 2012 г. в. с объемом двигателя 1600 куб см стоит 4 тыс. евро, в то время как ее растаможка в Украине обойдется более чем в 2 тыс. евро.

Неудивительно, что в 2014 году по дорогам Украины бегало более 60 тыс. иномарок с иностранной регистрацией. Только одна литовская фирма, например, в режиме временного ввоза ввезла 3,8 тыс. автомобилей.

Еще проще поступают жители приграничных западных областей, которые, согласно ст. 381 Таможенного кодекса, имеют право на транзит от 5 до 10 дней. Регулярно кататься в ту же Польшу или Словакию не совсем удобно, но деньги, в отличие от бензина, не пахнут.

Шок и гнев

Долгое время ГФС смотрела на иностранные номера сквозь пальцы, но в прошлом году неожиданно активизировалась. Заявив, что начнет составлять списки автомобилей, которые были ввезены в Украину в режиме временного ввоза, начиная с 1 января 2017 г. Машины, владельцы которых нарушили таможенный режим более чем на 48 часов, будут объявлять в розыск.

Это вызвало шок и гнев у автолюбителей с зарубежными номерами. В ст. 481 Таможенного кодекса говорится, что за не растаможенное в течение 3 суток авто предусмотрен штраф в 850 грн. Просрочка до 10 суток или повторное нарушение – штраф в 5100 грн. За срок более 10 суток придется выложить из кармана 17 тыс. грн. В статье 485 указано, что если автомобиль, находящийся в режиме "временный ввоз", поймают на дороге, такая шалость будет стоить 300% от таможенных платежей для данного авто!

Транзитникам тоже есть, о чем беспокоиться. За нарушение сроков, согласно ст. 470, предусмотрен штраф 170-8500 грн.

Разрулить ситуацию решили законодатели. В конце прошлого года в ВР был подан законопроект №5567 относительно урегулирования транзита и временного ввоза транспортных средств личного пользования. Авторы предложили внести в ст. 380 Таможенного кодекса изменения.

В случае временного ввоза транспортных средств, которым семь и более лет после года их выпуска, применяется условное частичное освобождение от обложения таможенными платежами за каждый полный или неполный календарный месяц заявленного срока пребывания на таможенной территории Украины. Уплачивается ежемесячно 0,3% от суммы таможенных платежей, которые подлежали бы уплате в случае выпуска этих транспортных средств личного пользования в свободное обращение на таможенной территории Украины, рассчитанной на дату их временного ввоза.

Разрешается ввоз гражданином-резидентом одного транспортного средства личного пользования с условным частичным освобождением от обложения таможенными платежами. После обратного вывоза и уплаты штрафа за нарушение сроков временного ввоза, если такое имело место, разрешается ввоз следующего транспортного средства. При временном ввозе гражданами-резидентами транспортных средств личного пользования участники АТО освобождаются от уплаты таможенных платежей.

Общая сумма таможенных платежей не должна превышать суммы, которая подлежала бы уплате в случае их выпуска в свободное обращение на таможенной территории Украины, рассчитанной на дату начала временного ввоза. Штрафы могут быть наложены в течение полугода со дня обнаружения правонарушения, но не позднее, чем через два года со дня его совершения.

Свалка десятилетия

Если такой закон вступит в силу, он, разумеется, облегчит жизнь временщикам. Но когда это произойдет, неизвестно. В конце марта этого года Главное научно-экспертное управление ВР, рассмотрев доработанный вариант законопроекта, пришло к выводу, что его принятие "приведет к увеличению объемов ввоза в Украину бывших в употреблении, в том числе морально устаревших и физически изношенных, неисправных и поврежденных транспортных средств. Это создаст значительную угрозу конкурентной позиции сегмента рынка новых автомобилей, в котором ценовое предложение значительно выше. Кроме того, существует угроза превращения территории Украины в свалку бывших в употреблении автомобилей".

Юристы также обратили внимание на то, что снижение продаж новых авто происходит из-за низких доходов и реальной покупательной способности населения, а также из-за их подорожания вследствие курсовых рисков и усиления фискального давления.

Так что нужно срочно решать проблему доступности автомобилей для украинского потребителя. Это можно сделать за счет упорядочивания политики в сфере доходов населения и системы налогообложения в производстве, ввозе и продажах автомобилей, что выровняет ситуацию в структуре спроса на автомобильном рынке в пользу новых машин.

Это в свою очередь позволит быстро приблизиться к экологическим европейским стандартам, предусмотренным в соглашении с ЕС. В частности, в главе "Транспорт" документа четко указано, что сотрудничество между сторонами "служит целям реструктуризации и обновления транспортного сектора Украины, а также постепенной гармонизации действующих стандартов с существующими в ЕС".

В связи с этим следует упомянуть, что многие эксперты склоняются к тому, что растягивать легализацию временных авто на десятки лет не целесообразно, все это время они будут платить налоги в чужих государствах. Нелегальных авто станет еще больше, а наша страна действительно превратится в свалку железного секонд-хенда. Кроме потери денег в бюджете, нельзя не учитывать моральную точку зрения. Чем отличаются временщики от тех, кто купил авто на территории Украины, заплатив их полную стоимость?

Одним из возможных выходов из ситуации является снижение налогов на все авто – и подержанные, и новые. Они у нас действительно высокие. Сама растаможка – 10% пошлины от стоимости легковушки, плюс 20% НДС и акцизный сбор (0,267 евро за каждый куб. см), а еще 3% в Пенсионный фонд. Между тем в ЕС акцизный сбор не платят.

Другой вариант – доработать Закон №1389, вступивший в силу 1 августа 2016 г. Он позволяет ввозить подержанные авто не старше 2010 г. в. по сниженным акцизам. Никто не мешает убрать возраст авто и требование о том, что машины должны соответствовать стандарту Евро-5.

В связи с этим нельзя не отметить, что юристы Главного научно-экспертного управления ВР правы в том, что нужно увлекаться не автохламом, а налаживать выпуск новых легковушек.

Приглашенные звезды

С собственным производством дела складываются плохо. ЗАЗ в первом квартале 2016 г. выпустил всего 4 машины и остановился из-за нерентабельности, перешел на выпуск машинокомплектов для General Motors в Египте, где выпускают модели Lanos.

В марте этого года работало только ЧАО "Еврокар" (с. Соломоново Ужгородского р-на Закарпатской обл.), выпустившее 562 легковушки (+117% к февральскому показателю и +121% к марту прошлого года). К слову, в прошлом году завод начал выпускать полноприводные версии Skoda Superb B8 и Skoda Octavia с дизельным двигателем.

На вопрос, почему продукция ЗАЗа перестала пользоваться спросом, легко ответить. Покупали его модели преимущественно те, кто не мог приобрести иномарки. Сегодня они думают лишь о том, как бы выжить. А граждане, предпочитающие покупать подержанные иномарки, никогда запорожскими автомобилями не интересовались.

В мире действует железное правило: если не можем делать собственные авто, не уступающие по качеству зарубежным, нужно привлекать иностранные компании, чтобы они строили заводы. Почему же в Украине не срабатывает этот принцип? Дело в том, что известные производители очень разборчивы, идут только туда, где им предоставляют льготные условия, например, освобождают на несколько лет от уплаты налога на землю, от таможенной пошлины на ввоз оборудования и комплектующих и т. д.

К примеру, в Турции за последние 15 лет объем производства автомобилей вырос почти в четыре раза (17-е место в мире и седьмое в Европе). Первым в 1968 году в этой стране открыл предприятие Fiat. За ним последовали такие киты, как Renault, Toyota, Hyundai и Honda, вложившие в строительство заводов миллиарды долларов. В прошлом году в страну решила зайти компания BMW. И сегодня 69% выпускаемых в стране автомобилей идет на экспорт.

По этому пути пошла и пятимиллионная Словакия. Здесь свои заводы построили KIA Motors (корейцам бесплатно выделили 166 га земли), PSA Peugeot Citroen и Volkswagen. В следующем году начнет выпускать авто Jaguar Land Rover. В настоящее время 40% легковушек экспортируется. В 2016 г. было выпущено 1,04 млн. автомобилей (101 машина в пересчете на каждую тысячу жителей, что является мировым рекордом).

Пример из другой оперы – Латвия (население почти 2 млн.). Когда-то здесь функционировал легендарный завод микроавтобусов "РАФ", на котором работало 6,5 тыс. человек. В 1997 году он обанкротился. На этом автомобильная история Латвии закончилась.

По какому пути идти Украине – турецкому, словацкому или латвийскому – решать нам самим. Но чем дольше мы будем раздумывать, тем меньше найдется желающих вложить немалые средства в строительство современных автомобильных заводов на нашей территории.

Читайте також

Поновлення авіапольотів в Україні: що відомо, коли чекати

В умовах продовження війни в Україні відновлення авіапольотів можливе зі Львова, Бориспіль під великим питанням