Идея Министерства финансов получить дополнительные бюджетные поступления за счет легализации азартных игр и привлечь на этот рынок крупную международную компанию-монополиста носит сомнительный характер. Однако в угоду этой идее уже пострадал легальный лотерейный бизнес, который был источником реального, а не мифического наполнения государственного бюджета.
На прошлой неделе Минфин сообщил, что во втором квартале изменений в Налоговом кодексе, в части расширения источников бюджетных поступлений, не будет. Желание ведомства упорядочить лотерейный бизнес, наряду с возрождением запрещенных в 2009 году казино и букмекерской деятельности, и получать от них в государственный бюджет дополнительные средства, не нашло должной поддержки в парламенте. Соответствующий законопроект №3632 "О детенизации рынка азартных игр и обеспечении доходов бюджета с целью выполнения социальных обязательств" , отложен на неопределенное время.
Напомним, что данный законопроект, наряду с другими предложениями по формированию Налогового кодекса на 2016 год, Кабинет министров направил на утверждение в парламент в конце декабря прошлого года — "под елочку", — рассчитывая на принятие своих наработок одним пакетом.
Согласно проекту, предусматривалось создание Национальной службы в сфере азартных игр, в качестве центрального органа исполнительной власти. На нее возлагалась разработка лицензионных условий, выполнение разрешительной и лицензионной функции, ведение реестра. А на рынке лотерей предлагалось внедрение принципа единого оператора, квалификационным требованиям к которому не соответствовал ни один действующий украинский оператор.
Это сразу отметили независимые эксперты и их коллеги из Верховной рады. Но больше всего вопросов возникло из-за нелогичного объединения в одном законе казино с государственными лотереями. Кроме того, существующие законодательные акты, которые, хоть и не были идеальными, но, все-таки, регламентировали работу лотерейных операторов, а государственный бюджет Украины ежегодно получал от их деятельности свыше 300 млн гривен. Лотерейные компании также выступали налоговыми агентами и перечисляли в бюджет дополнительно еще около 150 млн гривен налогов с выигрышей и военный сбор.
Заместитель министра финансов Елена Макеева, комментируя тогда позицию ведомства, попыталась объяснить, что правила работы частных компаний на лотерейном рынке давно не отвечают государственным интересам, и что она хочет видеть в Украине международного оператора лотерей с безупречной репутацией. "Мы желаем иметь иностранного оператора, потому что у них есть культура игорного бизнеса", — заявила она.
По информации издания KyivPost, Макеева действительно встречалась 14 декабря 2015 года с представителями американской игорной корпорации с итальянскими корнями IGT Corporation и что проект закона о детенизации азартных игр учитывал предложения американских бизнесменов.
Чтобы обеспечить "стерильность" рынка для нового игрока, старых его участников планомерно "уничтожали". Были задействованы все методы административного давления: от не продления лицензий и значительного увеличения размеров налогообложения, до применения, с подачи СНБО, временных санкций за якобы выявленную у лотерейных операторов связь с российским бизнесом.
Кроме того, для обоснования несоответствия действующих участников рынка международным стандартам, представители власти активно ссылались на отчет Счетной палаты (СП) "О результатах анализа состояния государственного регулирования проведения лотерей и их влияния на наполнение Государственного бюджета Украины", составленный еще в феврале прошлого года.
Среди предложений СП значилось: "рассмотреть вопрос приостановки проведения лотерейной деятельности в Украине до урегулирования вопроса получения лицензий на право ее осуществления и введения полноценной государственной монополии".
Счетная палата аргументировала свои выводы тем, что закон "О государственных лотереях в Украине", принятый в сентябре 2012 года, благодаря которому в бюджет государства все еще продолжают поступать средства, несовершенен. Его необходимо ускоренно заменить другим. Не изменить или усовершенствовать, а именно заменить, как не учитывающий лучшие международные традиции госрегулирования.
Также важным, по мнению СП, являлось то, что в Украине отсутствовала система фискального доступа к реальной финансовой информации операторов. Благодаря этому, государство, якобы, не контролировало финансовые потоки на лотерейном рынке, а операторы платили в бюджет столько, сколько сами хотели, и когда хотели.
На самом деле, выводы Счетной палаты очень спорны.
Первое, на что указывают эксперты, — это натянутость фактов, которыми оперируют авторы отчета. Например, если бы аудиторы проявили более глубокий интерес, то узнали, что Европейская Лотерейная Ассоциация (ЕЛА), объединяющая лотерейные компании из 44 стран Европы, неоднократно официально подтверждала, что отечественный закон о гослотереях учитывает практику европейских стран в регулировании этой сферы. Да, он пока несовершенен, но не настолько, чтобы его нельзя было доработать, согласовать положения с другими законами, подготовить необходимую нормативную базу, что, собственно, и планировалось сделать еще в 2012 году, но, почему-то, было проигнорировано чиновниками.
Деятельности украинских лотерейных компаний также не чужды европейские подходы. Отметим, что два отечественных оператора — "Украинская национальная лотерея" и "М.С.Л." — являются членами ЕЛА.
В июне 2013 года один из крупнейших операторов украинских государственных лотерей, компания "М.С.Л.", получил от Европейской Лотерейной Ассоциации "Сертификат соответствия стандартам ответственной игры".
"Данный сертификат свидетельствует о том, что лотерейный оператор привел все свои бизнес-процессы в соответствие с европейскими стандартами культуры игры, которые защищают интересы игроков", — объяснил советник президента компании, а в 2013-15 годах член исполкома ЕЛА, Евгений Власенко.
Сертифицировано также международными организациями оборудование и технологии, по которым работает "Украинская национальная лотерея" (УНЛ). Например, владение Сертификатом соответствия стандартам по контролю за безопасностью, говорит о том, что степень защиты лотерей от ошибок, мошенничества или любого несанкционированного проникновения в систему проведения тиражей, отвечает современным требованиям.
"Мы не боимся продемонстрировать весь процесс проведения лотереи от начала и до конца всем скептикам, и делали это уже не раз", - сообщил коммерческий директор УНЛ Николай Печенюк.
Кроме того, подчеркивают представители отечественного лотерейного бизнеса, украинские операторы обладают всем набором классических лотерей в категориях числовых, бинго, печатных мгновенных лотерей на уровне операторов зарубежных рынков. "А в развитии электронных мгновенных лотерей мы опережаем Европу", — отмечает Евгений Власенко.
Например, мгновенная электронная лотерея "Миг успеха", которая проводится на лотерейных терминалах самообслуживания, является уникальной на рынке Европы. Ее особенность заключается в том, что игроку, имеющему средства и переполненному чувством азарта, не позволяют потерять контроль над собой. Если человек проявляет аномальную активность, автоматизированный контроль лотерейного оператора за терминалом позволяет удаленно отключить оборудование. На самом терминале нет купюроприемника, поэтому игрок не может самостоятельно вносить деньги для покупки лотерей, ему нужно обращаться к продавцу-консультанту, который также оценивает поведение и состояние игрока.
Специалист обратил внимание также на то обстоятельство, что для успешного развития лотерейного бизнеса необходимо учитывать высокую роль традиций и культурных особенностей конкретной страны. Лучше с этим справляются отечественные операторы.
"Существующие в Украине лотереи адаптированы к украинскому игроку. Этот уникальный опыт накапливался не одно десятилетие, ведь М.С.Л работает в стране более 45 лет. Иностранные компании могут привнести опыт, полученный в Аргентине, Малайзии или Словакии, но не в Украине, где есть свои особенности. Например, "Лото-Забава", "Бинго" нигде в Европе не оказались такими популярными, как у нас", — рассказал советник президента компании.
Он объяснил это тем, что игроки во всем мире консервативны, и что традиции, к которым их приучали годами, легко не ломаются. Если на Западе больше приверженцев числовых тиражных лотерей, то у нас, еще со времен "Спортлото", люди привыкли доверять публичным розыгрышам на ведущих телеканалах, где к тому же, в качестве призов выставляются не только деньги, но и квартиры, автомобили… Говорят, что в таких лотереях боятся менять даже внешний вид крутящихся барабанов, чтобы не уничтожить момент доверия.
"Иностранной компании скопировать все это можно, но вряд ли копия будет удачной. Например, одна из крупнейших европейских компаний, английский "Камелот", создав подразделение для оказания консалтинговых услуг по развитию лотерейного бизнеса за пределами Великобритании, достигает успеха только в англоязычных странах с культурными традициями, близкими к британским", - отметил специалист.
Таким образом, рассчитывать на радикальные изменения с приходом международных операторов, не стоит.
Где отечественная лотерейная индустрия действительно отстает, так это в освоении интернет-возможностей. Но готовность к этому у операторов есть. Та же "М.С.Л." совместно с компанией NeoGames, широко известного в мире разработчика программного обеспечения для лотерейного бизнеса, работают над созданием настраиваемых профилей мгновенных лотерей для игры онлайн при помощи домашних компьютеров и мобильных устройств. Но активное освоение этого сегмента рынка тормозится отсутствием эффективных решений по защите интернет-пространства от "серых" провайдеров.
Эту проблему никакая международная компания не сможет решить без помощи государства.
"Для успешного лотерейного рынка важна не структура капитала оператора, а стабильность рынка, прозрачность и четкие правила игры, которые дают возможность операторам инвестировать в свою электронную центральную систему, терминалы, лотереи и.т.д.", — считает Евгений Власенко.
Самое важное, что может сегодня сделать правительство, и чего ждут от него вот уже три с половиной года участники рынка — это принять критерии и условия обновления лицензий в соответствии с существующим Законом о государственных лотереях. А чтобы направить дальнейшее развитие лотерейной деятельности в цивилизованное и выгодное государству русло, собственных ресурсов в стране хватает, безо всякой "международной помощи".
В свою очередь, операторы обещают чиновникам обеспечить доступ к своим центральным программно-аппаратным системам для фиксации всех лотерейных операций: учета ставок, выплаты выигрышей, формирование отчетности, оплаты налогов. Современные технические возможности позволят все увидеть в режиме реального времени. Более того, казначейство сможет контролировать не только общие объемы продаж, но и в разрезе точек реализации, и по отдельным лотерейным билетам. Источник наполнения государственного бюджета станет "прозрачным", что снимет многие проблемные вопросы.
Как видим, несмотря на все сложности работы, операторы не теряют надежды быть услышанными. Если проблема не в отечественных операторах лотерей, а, как говорил Жванецкий, "в консерватории", то поможет ли иностранный оператор?