RU  UA  EN

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Суспільство

"Старый, но не ржавый". На экраны вернулся Терминатор

Арнольд Шварценеггер снова сыграл легендарного боевого робота

Арнольд Шварценеггер снова сыграл легендарного боевого робота Кадр из фильма "Терминатор: Генезис"

В прокат вышел фильм "Терминатор: Генезис" — очередная попытка вернуть энергию и смысл фантастической франшизе, придуманной в середине 1980-х годов Джеймсом Кэмероном. Даже напрочь запутавшись во временных петлях, по которым на протяжении двух с лишним часов гоняют персонажей авторы картины, зрители, однако, должны оценить и положительные стороны работы режиссера Алана Тейлора. Взяв на вооружение знаменитую фразу главного героя ленты, робота-терминатора Т-800, "I'll be back", он возвратил на экран не только исполнителя этой роли Арнольда Шварценеггера, но и практически скопировал некоторые эпизоды, сочиненные его талантливым предшественником.

В искусстве, как, впрочем, и в любом ином виде человеческой деятельности, есть первооткрыватели, гении, и их последователи — робкие или самонадеянные, наивные или расчетливые. Джеймс Кэмерон, создатель "Терминатора", "Титаника" и "Аватара", несомненно, относится к первому типу художников. Снятая им в середине 1980-х — в начале 1990-х дилогия о роботах, уничтожающих род людской, по праву считается классикой жанра, что горько подтвердили попытки продолжить придуманную им франшизу, предпринятые в первом десятилетии 2000-х годов и оказавшиеся пшиком. Тем не менее, идея захватить сюжетом о Терминаторе новое поколение зрителей и состричь на этом предприятии коммерческие купоны продюсеров, по-видимому, не покидала.

В результате имеем очередной, пятый по счету, выпуск "Терминатора", реанимировать героев которого на сей раз взялся режиссер Алан Тейлор, имеющий в активе вторую часть "Тора" и несколько серий "Игры престолов". Ремеслом этот постановщик, безусловно, владеет основательно — драки и перестрелки в его фильме сделаны отменно, спецэффекты впечатляют, действие практически нигде не тормозится, так что два часа, которые проведет в зале зритель, если не пролетят для него незаметно, то, во всяком случае, не будут совсем уж напрасно потеряны.

Впрочем, надо сразу предупредить этого гипотетического зрителя о том, что не стоит в этот раз сильно напрягать мозги, стараясь постичь все перипетии новой версии старого сюжета, где посланный из 2029 в 1984 год боец Кайл Риз (Джай Кортни) будет спасать девушку Сару Коннор (Эмилия Кларк), которой в будущем предстоит стать матерью зачатого от него же еще одного спасителя — правда, уже всего человечества. Тем, кто помнит ясный и прочный сюжетный каркас оригинального "Терминатора", безусловно, будет легче смотреть картину Алана Тейлора, с ее искусственно накрученными временными петлями и моделями альтернативной реальности, благодаря чему в фильме даже происходят встречи героев с самими собой. К сценарию, впрочем, приложил руку и сам Джеймс Кэмерон, подавший вполне адекватную и лишний раз свидетельствующую о его недюжинном таланте идею о том, что роботы тоже могут стареть. Некоторые модели, естественно. Собственно, базовая модель франшизы — робот Т-800. Это позволило вернуть в "Терминатора" седовласого (в буквальном смысле) Арнольда Шварценеггера. Бывший губернатор Калифорнии и заядлый культурист, говорят, даже снова занялся спортом, поднакачав на тренажерах мускулы, что, в общем, едва ли надо считать подвигом — мужественный обнаженный торс герою все равно присобачили с помощью компьютера.

За все остальное ветеран отвечает сам. И, надо сказать, своей более чем скупой манерой игры, где довлеет явно продиктованная некогда Кэмероном невозмутимость, дает фору своим молодым партнерам. Он по-прежнему потешно скалит зубы в вымученной улыбке, механически напоминает Кайлу и Саре, чтобы они не забыли "спариться", спокойно произносит свое сакраментальное "I'll be back", но за всем этим угадывается такая мужская надежность и твердость, что зрителя ни на секунду не оставляет уверенность: пока этот герой жив, мир не погибнет. И не страшны нам ни жидкометаллический, моментально регенерирующийся киборг Т-1000 (Ли Бен Хон), ни мутировавший в андроида Джон Коннор (Джейсон Кларк), ни всемогущая компьютерная программа Skynet, готовящаяся запустить убийственное приложение Genеsys.

Тут возникает один, возможно, непредумышленный, непредусмотренный авторами фильма парадокс. Ключевые лозунги франшизы звучат — в разных вариациях — как "будущее — не предопределено", "будущее — в наших руках". Но, на самом деле, пытаясь его исправить, герои только констатируют, что люди сами гробят свои надежды. Как правило, из-за собственной глупости и стадного чувства. В "Генезисе" фиксируется ситуация чрезвычайного доверия к социальным сетям и тяга к маниакальному обновлению гаджетов, куда, не задумываясь, миллионы пользователей готовы загрузить программу, которая их уничтожит. Андроид Т-800 выглядит на их фоне как эталон здравого смысла. Вроде бы абсолютно подчиненный своим программным установкам, он, однако, принимает самые разумные и человечные решения. Невольно убеждая нас в том, что прошлое, которому он всецело принадлежит, намного привлекательнее будущего. Кстати, и режиссер это подтверждает — лучшие сцены его фильма, по сути, повторяют эпизоды, сочиненные когда-то самим Кэмероном. В 3D они, кстати, выглядят еще эффектнее.