Спустя почти год после инициированной Владимиром Путиным аннексии Крымский полуостров практически стал островом. Он напоминает заброшенный парк развлечений, в котором воцарилась атмосфера уныния и заброшенности. Количество туристов значительно сократилось, а иностранцы на полуострове стали таким же редким явлением, как это было во времена Советского союза. Тяжелее всего приходится крымским татарам – по мнению российских властей, они являются угрозой действующей системе.
«Крымчане столкнулись с бюрократическим хаосом: возникло множество проблем с перерегистрацией недвижимости, новым законодательством, новыми налогами, изменениями в системе образования, а также выдачей новых паспортов и лицензий. Даже простая процедура изменения телефонных номеров, необходимая в связи с выходом с крымского рынка украинских операторов, оказалась очень тяжелой. Многие жители Крыма потеряли связь со своими соседями и родственниками. Создалось впечатление, что у всех людей одновременно украли мобильные телефоны»,– пишет в своей статье в издании Foreign Policy журналист Димитер Кенаров.
После введения в отношении Крыма экономических санкций ситуация на полуострове усугубилась еще больше. В особо уязвимом положении оказались владельцы малого и среднего бизнеса. Резкая девальвация российского рубля, а также недоступность ранее использовавшихся маршрутов поставок значительно повысили себестоимость товаров и привели к процветанию контрабандистов. В упадке оказался туризм. «Имея отличное побережье, древнюю историю и культуру, Крым буквально магнитом притягивал туристов не только из Украины и России, но и со всего мира. Почти каждый день в портах полуострова сотни иностранцев пришвартовывали свои роскошные судна, тратили сотни долларов в ресторанах, магазинах и музеях. Однако в 2014 года ситуация изменилась кардинальным образом. По сравнению с сезоном 2013 года количество туристов сократилось почти вдвое. Из около 3 млн человек, посетивших Крым в прошлом году, большинство были сотрудниками государственных российских компаний, которых "заставили" отдохнуть на полуострове»,– отмечает господин Кенаров.
Значительно изменила свои отношения с Крымом и Украина. В частности, между континентальной частью страны и полуостровом было прекращено железнодорожное и автобусное сообщение, крымские автомобили с российскими номерными знаками не пропускают на территорию Украины, а перебои с поставками электроэнергии стали обычным явлением. Среди прочего, была приостановлена работа Северо-Крымского канала, используемого для орошения крымских полей. Как следствие, от этого значительно пострадала сельскохозяйственная отрасль полуострова, а сам канал начал разрушаться от простоя.
Тем временем, обещания России о скорой интеграции Крыма в состав федерации, а также выделение для этих целей 700 млрд руб. ($18 млрд на то время) с трудом воплощаются в жизнь. При этом большинство руководящих должностей на полуострове были отданы приезжим из России чиновникам. Следует отметить, что значительно вырос размер пенсий и заработных плат государственных служащих. Оплата труда в частном секторе, тем не менее, практически осталась на прежнем уровне. В то время как цены на предметы первой необходимости, в связи с введением санкций и девальвацией рубля, также значительно выросли.
Особенно трудным оказалось положение крымских татар. Они составляют 12% населения Крыма и рассматриваются российскими властями как основная угроза действующей на полуострове системы. Аннексия еще больше обострила этнические противоречия между ними и проживающими на полуострове россиянами. А их лидерам Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову в апреле и июне соответственно был воспрещен въезд на территорию Крыма. Крымскотатарскому телевизионному каналу ATR, который после аннексии Крыма активно критиковал российскую оккупацию, пригрозили возможным отказом в перерегистрации, и, таким образом, заставили его руководство смягчить риторику и оставить в программе только культурно-развлекательные передачи и нейтральные выпуски новостей. Впрочем, уже в январе 2015 года в штаб-квартире ATR был произведен обыск, в результате которого было изъято оборудование и сервера, на которых хранились архивные видео о прошлогодних антироссийских протестах. «Оказалось, что отсутствия критики кремлевской политики недостаточно для новой российской реальности. Каждое средство массовой информации должно было принимать активное участие в пропаганде»,– считает журналист.
«Трудно спрогнозировать будущее Крыма. Если учитывать планы России по созданию на полуострове чувства обыденности, ежедневной рутины и иллюзии того, что ничего не произошло, то нынешняя изоляция полуострова – идеальна для РФ. Крым практически исчез с карты мира, а тема полуострова в выпусках новостей исчезла так же внезапно, как и появилась. Несмотря на то, что Крым не был признан международным сообществом, почти все страны мира рассматривают присоединение полуострова к РФ как свершившийся факт»,– подытожил Димитер Кенаров.