RU  UA  EN

Субота, 20 квітня
  • НБУ:USD 39.50
  • НБУ:EUR 42.10
НБУ:USD  39.50
Світ

Допомогти Збройним Силам України! Посилання для переказів

Погляд

Що буде після виборів у Вірменії

Тільки дві політичні сили Вірменії виступають за ревізію відносин з Росією

Тільки дві політичні сили Вірменії виступають за ревізію відносин з Росією Парламентські вибори в Вірменії. Фото: EPA/UPG

В воскресенье, 2 апреля в Армении пройдут первые после конституционной реформы парламентские выборы. Голосование пройдет по новой системе: по партийным спискам. За места будут бороться девять политических сил. Это будут первые выборы после конституционной реформы, которой предусматривается в 2018 году переход к парламентской форме правления. О главных лидерах гонки, судьбе нынешнего президента Армении Сержа Саргсяна, о возможном пересмотре отношениях с Россией, "Апострофу" рассказывает политолог, редактор русской версии издания "Аравот" Рубен Меграбян.

Выборы 2 апреля - первые после изменения Конституции, когда на смену полупрезидентской системы придет парламентская система управления. Фактически, эти выборы сформируют первый парламент в условиях парламентской системы. Сказать, что перемены в системе управления способны повлиять на уровень порочности системы власти, было бы преувеличением. То есть сейчас происходит в определенной степени смена упаковки. Эти выборы тоже лишены идейной, идеологической основы и большую роль играет и будет играть административный ресурс, финансовый ресурс той или иной политической силы. Но не только этим ресурсом будет все обусловлено, потому что уровень доверия общества к властям крайне низок. И проблема еще в том, что у общества очень низок уровень надежды на то, что этими выборами можно что-то изменить. Учитывая то, что экономика в Армении во многом монополизирована, а крупный бизнес подмял под себя экономику. Кроме того, крупный бизнес врос в политику.

При нынешнем раскладе у правящей Республиканской партии наилучшие шансы. Скорее всего, она сама задала правила игры, тем самым оставив за собой наилучшие шансы в этой игре. На втором месте, блок "Царукяна", который представляет собой политическую силу из тех, кто собрался вокруг личности крупного бизнесмена. У него близкие, но вместе с тем, и противоречивые отношения с властью. И сказать, что он выступает с оппозиционной риторикой или с претензией на власть, было бы неправильно. Скорее всего, в условиях парламентской системы он надеется на максимально возможную долю в будущем парламентском "пироге", при этом не особо стремиться портить отношения с властью. Он выезжает на популизме, на широких обещаниях. Вот на днях, скажем, он обещал 15 млрд евро инвестиций от европейских партнеров, но основы для таких обещаний не привел.

Важно, что среди девяти политических сил, которые участвуют в выборах, фактически семь никак не ставят вопрос пересмотра отношений с Россией, пересмотра формы участия Армении в этих так называемых интеграционных объединениях вокруг России. Только блок "Елк" ("Выход" в переводе с армянского) и Партия "Свободные демократы" ставят вопросительный знак в этих отношениях. При чем, блок "Елк" предлагает в течении определенного процесса привести в нормальное состояние эти отношения, чтобы они максимально будут служить интересам самой армии, а не понятно кому, а главное – не против интересов Армении, что зачастую и происходило. Тогда как партия "Свободные демократы" выдвигает предложение, требование, чтобы этот процесс был начат немедленно, в том числе, в отношении ЕврАзЭС, с которым у нас нет общих границ. И особой пользы Армении от этого нет. Дутая статистика никого не убеждает, а только накладывает на Армению лишние обязательства, которые чисто юридически ограничивают наши связи с внешним миром. Только эти две силы выступают за ревизию таких отношений, которые имеют место быть у нас с РФ. Также касательно участия Армении в этих так называемых интеграционных объединениях, осью которых является Россия.

В опциях этих выборов ответы на вопросы о том, как могут развиваться события ввиду перехода от одной формы правления к другой, пока отсутствуют. До окончания срока президентских полномочий Саргсяна остается практически год. Остается открытым вопрос, в каком кабинете будет "сидеть" де-факто власть Армении и в лице кого. Чей портрет будет висеть во всех служебных кабинетах, ведь Саргсян же уже два срока отработал. Эти вопросы остаются открытыми. Думаю, этот внутриполитический процесс, который начался на встречу выборам, он выборами не завершится, а просто перейдет в другую фазу. А вот с какими результатами, то сказать трудно, переменных много. Известно только то, что в случае победы правящей партии премьер-министром останется Карапетян. В условиях парламентской системы фактически за премьером остаются ключевые полномочия, но с другой стороны, в парламенте большинством будет Республиканская партия. Парламент будет после 2018 года выбирать нового президента. Стало быть, пост лидера партии также является ключевым в таком раскладе. И как будет соблюден баланс, и как сформируется новая архитектура система сдерживания и противовесов, это тоже процесс динамический и на данный момент не прогнозируемый. Еще образно говоря, фактором риска, являются возможные форс-мажоры на постсоветском пространстве, а они возможны.

Во всяком случае прошлая неделя показала картину, когда в двух ключевых странах ЕврАзЭС начались массовые гражданские процессы дисперсного характера. Мы понимаем, что Россия – это страна, которая в последние сто лет дважды внезапно уходила в силу определенных внутренних причин. Первый раз – это 1917-18 года, а второй раз 1991 год. Стало быть, такие сценарии исключать было бы крайне наивно и опасно.

Сейчас в Армении работают две западные миссии – довольно большие. У властей есть намерение максимально прозрачно обеспечить эти выборы. И для этого, естественно, наличие западных наблюдателей в таких условиях обязательно. Более того, Республиканская партия Армении является часть европейской народной партии. И ее председатель выступил уже в поддержку республиканской партии Армении. То есть европейцы поощряют такое направление, ход реформ по изменению системы управления в страны. Что касается наблюдателей СНГ, то они имитируют бурную деятельность. Они выпустили промежуточный доклад, согласно которому все отлично. Большего от них ожидать не приходится.

Сейчас важно также учитывать то, что опорой власти являются бюджетники. Они будут голосовать за ту вертикаль власти, в которой они состоят, и из которой они получают зарплату. Они будут голосовать за своих начальников. Речь идет о школах, госучреждениях, о больших массовых организациях, компаниях-монополистах. Это все тысячи людей и члены их семей. Власти мониторят ситуацию в онлайн-режиме. И как ситуация будет диктовать, так и они согласно этому и будут поступать. Если им понадобится админресурс, они его будут использовать, если нет – значит нет. Во всяком случае, на мой взгляд, они будут стараться сделать так, чтобы это был минимальный объем необходимого уровня явки, и чтобы это было лучшим образом замаскировано.