Дефицит тягового подвижного состава УЗ усугубился критическим образом, поскольку оборачиваемость вагонов увеличилась в два раза, по сравнению с нормативом, решить эту проблему могло бы внедрение частной тяги.
Об этом сообщается в материале "Не цель, а средство: Для чего нужен эксперимент по внедрению частной ж/д тяги" издания ЦТС.
В материале цитируют министра инфраструктуры Владимир Омеляна, который заявил, что в Украине есть условия для проведения эксперимента с частной локомотивной тягой и бизнес готов инвестировать в приобретение тягового подвижного состава. Однако для "Укрзализныци" вопрос частной тяги болезненный - здесь опасаются, что частные операторы заберут самые выгодные маршруты, лишив УЗ части дохода. Руководитель "Укрзализныци" Евгений Кравцов отметил, что для либерализации рынка ж/д перевозок нужно еще 4-5 лет.
"Этот срок позволит ликвидировать технические пробелы и "Укрзализныця" сможет на равных конкурировать с частными сектором", - заявлял Кравцов.
Журналисты отмечают, ситуация в ж/д перевозках привела к тому, что грузы не вывозятся, простои судов обходятся в сотни тысяч долларов, несвоевременные поставки приводят к штрафам и срывам контрактов.
Главы объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков считает, что решить проблему может частная тяга. По его мнению, из "Укрзализныци" вытягивают средства на кросс-субсидирование пассажирских перевозок, налог на землю. Также он предлагает сократить штат и инфраструктуру.
"Единственный выход - дать возможность инвестировать частным компаниям", - резюмирует Каленков.
Эксперты считают, что важно начинать процесс уже сегодня, и хорошим полигоном для отработки новой системы перевозок мог бы стать пилотный проект по внедрению частной тяги.
В конце 2018 года в МИУ было совещание, где обсуждался вопрос тяги и пилотный проект. Тогда намерение реализовать проект в самое ближайшее время было всего у трех игроков - речь шла о ДТЭК, Ferrexpo и небольшой зерновой компании. СМИ пишут, что основные критерии при выборе - незагруженность участка, технические требования к локомотивному парку и своя грузовая база. По информации на рынке, Ferrexpo отсеяли в связи с тем, что их маршрут проходит через всю Украину и такой эксперимент было бы сложно организовать. Зерновая компания была только на стадии проработки проекта. ДТЭК же со своей стороны выступил с инициативой провести эксперимент на участке длиной 69 км от станции Таврическ до Запорожской ТЭС. В компании заявили, что у них уже есть договоренности по привлечению локомотивов, которые отвечают всем европейским требованиям.
Министр Омелян отметил, что эксперимент по использованию частной тяги необходимо запустить еще в 2019 году.
"Нам надо начать с перевозки грузов. Верю, что у частных пассажирских перевозок тоже есть большой потенциал. Когда нам говорят, что это невыгодно и это неправильно - это откровенная ложь и неспособность организовать нормальную бизнес-модель", - отмечает Омелян.
В конце октября 2018 года президент Украины Петр Порошенко поручил главе "Укрзализныци" Евгению Кравцову в течение месяца подготовить законопроект о запуске частной тяги в стране.