Вследствие оккупации Россией украинского Крыма изменилась жизнь не только на полуострове, но и в селах, которые находятся на админгранице между АРК и Херсонской областью.
Об этом пишет DW.
Ежедневно 5-6 тыс. человек ездят из Крыма на материк за покупками, чтобы вечером вернуться домой. Сначала автобусом в пункт пропуска, дальше полтора километра пешком мимо украинских и российских пограничников, и снова пересадка на автобусы, которые иногда приходится ждать по несколько часов, - вот стандартный путь украинских граждан в Крыму.
"Утром, в основном, с той стороны понемногу идут за продуктами, а после обеда - обратно", - рассказывает украинский рядовой пограничной службы, который дежурит на КПВВ "Каланчак".
Пограничники с пониманием относятся к ежедневным поездкам местных жителей из Крыма на материк, поскольку ассортимент товаров на полуострове меньше, а продукты дороже.
Из материка в сторону Крыма ежедневно перемещаются в основном только сотрудники завода "Титан".
"Вот только эти с "Титана" - в обратную сторону, - продолжает пограничник, кивая в сторону группы людей, которая как раз проходит мимо шлагбаума. - Пять часов, дневная смена возвращается".
Мужчины "со смены" оказываются неразговорчивыми. "Та как? Работаем понемногу, пока работа есть. Может, и не будет уже скоро", - говорит пожилой мужчина. По его словам, раньше на "Титане" работали многие его односельчане из Красного Чабана.
До оккупации полуострова на "Крымском титане", который принадлежит бизнесмену Дмитрию Фирташу и находится в соседнем, но теперь столь далеком городе Армянске, работало около полтысячи жителей украинского села Красный Чабан. Практически сразу после захвата Крыма у местных жителей начались проблемы. Председатель сельсовета Андрей Сучок говорит, что многие устали от ежедневного пересечения блокпостов, настойчивых предложений принять российское гражданство.
Перед 2015 годом всех предупредили об увольнении: мол, предприятие начинает жить по российским законам и не имеет квоты на работников-иностранцев.
"Тогда, в январе 2015 года, наши впервые в знак протеста перекрыли железнодорожную ветку, ведущую на завод, - вспоминает Сучок. - Было некое ЧП местного масштаба, из Херсона приезжали люди из СБУ, говорили, что люди устраивают на границе провокации. Приехал и директор "Титана" и, в конце концов, пообещал взять всех назад".
В то же время на завод вернулись около сотни человек. Несмотря на то, что официально трудоустроены они были на новом предприятии, зарегистрированном в Киеве, из-за работы на аннексированном полуострове многим пришлось проходить переаттестацию, сдавать экзамены по русскому языку и истории.
"Для тех, кто остался, условия скорее ухудшились: зарплата на заводе за эти два года не выросла, пенсионные отчисления украинским рабочим не идут, служебный автобус теперь возит только от завода к российскому пункту пропуска, - отмечает Сучок. - Но люди держатся за свои места, ведь с этой стороны границы работу найти очень трудно".
Кроме того, на Крыме была завязана еще одна важная составляющая жизни Красного Чабана - работа железнодорожной станции "Вадим". Когда-то на пути к полуострову здесь останавливались буквально все поезда. С конца 2014 года железнодорожное пассажирское сообщение с оккупированной автономией прекратилось.
В сентябре 2015 грузовую ветку снова перекрыли - на этот раз активисты так называемой гражданской блокады. Таким образом они пытались блокировать работу завода на оккупированной территории. В итоге, грузопоток "Титана" перевернулся на крымские порты, а без работы остались работники железной дороги.
"Мы тут как-то еще при работе, следим за всеми этими приборами, - с грустью объясняет пожилой диспетчер станции Дмитрий Степанович. - А вот путейщики, ребята с грузовой конторы - им зарплату сократили, предложили переводиться только в Николаев - и это без расходов, без подъемных ... А еще на заводе под три десятка наших украинских вагонов остались, их теперь вернуть назад не могут. Говорят, разбирать уже начали на металлолом".
Стоит обратить внимание, что от безработицы, охватывающей Красный Чабан и другие приграничные села, могло бы спасти сельское хозяйство, однако тут на пути становится пограничный режим.
"Более тысячи гектаров сельскохозяйственных земель, человеческих паев еще в 2014 были изъяты военными для охраны границы, - объясняет Сучок. - Там сейчас и минные поля, и дозоры пограничников, и позиции Вооруженных сил Украины. Паевые земли не обрабатываются, налоги не уплачиваются, компенсации мы не получаем. В результате теряют люди, теряет бюджет".
Вместе с тем председатель сельсовета считает, что новая граница, оставив многих крестьян без заработков, одновременно открывает и положительные перспективы. По его словам, многие местные жители трудоустроились на той же границе: кто-то пошел служить в пограничную службу по призыву, кто-то - по контракту, кто-то работает в обслуге. Еще большую надежду Сучок возлагает на развитие пограничной инфраструктуры и одновременно с грустью признает: возвращение Крыма - дело не быстрое.
"Пункты пропуска "Каланчак" и "Чаплинка" собираются расширять, делать их более капитальными. Это значит, что появятся и автобусные остановки, и магазины, и кафе, уже сейчас строится пограничное отделение "Новой почты". То есть будут и рабочие места, и налоги", - подытожил Сучок.
Как сообщал "Апостроф", вчера вечером стало известно, что Россия прекратила строительство энергомоста в оккупированный Крым.