Бывший сотрудник МВД Украины Владимир Мерцалов, принимавший активное участие в аннексии РФ Крыма, раскаялся в том, что поддерживал самопровозглашенного "главу" оккупированного полуострова Сергея Аксенова.
Об этом пишет российская "Новая газета".
"Утром 23 февраля 2014 года Владимир Мерцалов, бывший офицер украинской милиции и глава республиканского профсоюза работников МВД, собрался со своими боевыми товарищами у здания Госсовета в Симферополе. Он еще не знал, что в это время в Кремле Владимир Путин давал установку руководителям российских спецслужб и Минобороны "начать работу по возврату Крыма в состав России", — отмечается в публикации.
"Самой важной функцией Мерцалова в период "крымской весны" стали контакты с командирами украинских воинских частей. Мерцалов возглавлял переговорную группу, в которую помимо прочих вошли бывший зампред Совмина, а ныне его делегат в Совете Федерации Ольга Ковитиди и сенатор, вице-президент объединения военных ветеранов "Боевое братство" Дмитрий Саблин", — пишут в статье.
"В конце апреля, спустя месяц после события, Владимир Мерцалов был представлен к двум государственным наградам — ордену Мужества и медали ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. К первой награде его представлял Олег Белавенцев, ко второй — директор ФСБ Александр Бортников", — говорится в публикации.
"9 Мая Владимир Путин в штабе ВМФ в Севастополе вручил Мерцалову орден Мужества. Владимир Мерцалов показывает мне видео, на котором на сцену, где стоят Владимир Путин, Сергей Аксенов и тогдашний министр по делам Крыма Олег Савельев, его подталкивает тогдашний замначальника ГРУ, командир Сил спецопераций Минобороны Алексей Дюмин (в феврале этого года назначенный врио губернатора Тульской области)", — рассказал журналист.
"На следующий день после референдума Сергей Аксенов подписал приказ о переводе военнослужащих ВСУ и сотрудников украинских правоохранительных органов в соответствующие структуры Крыма, возложив контроль за этим на Владимира Мерцалова. Таким образом, Мерцалов фактически стал главным "кадровиком" республики — его кандидатуры впоследствии были утверждены российским руководством. Одними из первых, рекомендованных Мерцаловым, по его словам, стали министр внутренних дел и прокурор", — говорится в статье.
Мерцалов рассказал, что впал в немилость у Аксенова в апреле 2016 года, когда вовсю шли проверки карадагского заповедника.
"Меня вызвал Аксенов и начал нести какую-то околесицу: "Володя, ко мне стекается информация, что ты солевой бизнес отжимаешь, контрабандистов крышуешь и еще золото украл". Я — оправдываться: "Серега, да мне пачку соли бесплатно никто в жизни не дал! Какая контрабанда, какое золото?" Все эти грязные наветы мне надоели. И однажды я пришел к Аксенову: "Серега, есть такая прекрасная штука — полиграф. Давай вызовем в Совмин журналистов — и я сяду под полиграф в прямом эфире". На этом в принципе можно было остановиться, но я зачем-то ляпнул: "И вообще давай проводить такую проверку каждые три месяца — со всеми работниками, которым вверены бюджетные средства и госсобственность. Все пройдем — ты, я, Миша (Шеремет)", — рассказал Мерцалов.
По его словам, Аксенов с этим предложением согласился: "У него даже желваки на скулах не дрогнули — он как выпалит: "Володя, да это же отличная идея! Я сейчас вызову Диму Полонского ("министр внутренней политики, информации и связи Крыма", - ред.), пускай обдумает". Мишка Шеремет оказался менее закаленным политиком — как только я заикнулся о полиграфе, он аж побагровел. Я ему говорю: "Миш, я же тоже не кристально честный — давал украинской власти взятки, подкупал. Но сейчас-то мы другие, на нас ответственность". В общем, когда я из Совмина вышел, в голове вертелось: "Шо я сейчас натворил…" Разумеется, никаких проверок на полиграфе сотрудников Совмина не последовало", — отмечает Мерцалов.
"Вечером 28 августа 2015 года Владимир Мерцалов возвращался домой после очередного трудового дня. Поставив машину в гараж, он зашел в продуктовый магазин, а затем направился к своему подъезду. Дальше его память прерывается: "Когда я очнулся, в глаза мне бил яркий свет ламп, надо мной склонялись какие-то лица. Я тогда не понимал, что нахожусь в больнице, а смотрят на меня мои близкие люди — жена, дети, товарищи по службе", — сообщается в публикации.
"Вряд ли Капитонов ("замглавы Госкомитета по лесному хозяйству", - ред.) был доволен моей активностью. Как и его кум, депутат Верховного совета и ближайший к Аксенову человек Коля Высоцкий. Как и другой депутат и приближенный — Серега Бородкин. Как и многие другие, о которых я уже говорил. Я долгое время защищал всю политическую верхушку Крыма, когда мне говорили: "Володя, да там банда!" Теперь понимаю — зря", — признается Мерцалов.
Как сообщал "Апостроф", власти России обвинили главарей аннексированного Крыма в срыве так называемой федеральной целевой программы развития полуострова.