RU  UA

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Банки

Рефинанси­рование для госбанков: какова цена неэффектив­ности

В кредитах нуждается украинская экономика

В кредитах нуждается украинская экономика Национальный банк Украины Фото: NBU

Национальный банк Украины выделил почти 3 миллиарда гривен рефинансирования для десятка отечественных финучреждений. Регулятор планирует и в дальнейшем предоставлять банкам как краткосрочное, так и долгосрочное рефинансирование. "Апостроф" выяснял, на что пойдут эти средства, и как госбанки могли бы способствовать оживлению отечественной экономики.

Нацбанк предоставляет отечественным банкам рефинансирование с целью поддержания финансовой стабильности в стране, а также для оживления экономики, пострадавшей от распространения коронавируса и введенных в связи с ним ограничительных мер.

Рефинансирование предоставляется как государственным, так и частным банкам, а его сроки составляют от одного месяца до пяти лет.

На дебютном тендере 8 мая регулятор предоставил 13-ти банкам долгосрочное рефинансирование на 2,7 миллиарда гривен на сроки от одного года до пяти лет. Среди получателей средств, в частности, крупнейшие частные финучреждения, в том числе со 100-процентным иностранным капиталом, такие, например, как "Райффайзен Банк Аваль", "Альфа-Банк Украина", "Кредобанк".

Следующий тендер по предоставлению долгосрочного рефинансирования состоится 12 июня.

Кроме того, по итогам тендера, состоявшегося 15 мая, НБУ предоставил шести банкам рефинансирование на общую сумму 667,3 миллионов гривен. Средства предоставлены на срок до 84 дней. Сами банки, получившие рефинансирование, пока не называются.

Куда вложить средства

Банки по-разному могут использовать полученные от регулятора средства. Один из способов – направить их в реальный сектор экономики, например, на кредитование малого и среднего бизнеса.

Финучреждения также нередко используют средства рефинансирования для покупки облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) и депозитных сертификатов Нацбанка.

Последние представляют собой долговую ценную бумагу и один из монетарных инструментов НБУ. Депозитный сертификат свидетельствует о размещении в Нацбанке средств банков и подтверждает их право на получение внесенной суммы и процентов после завершения установленного срока.

Главными держателями депозитных сертификатов являются государственные банки – у них этих ценных бумаг на 60 миллиардов гривен (из общего объема в 140 миллиардов гривен).

Что касается ОВГЗ, то у банков, в том числе госбанков также есть портфели этих бумаг. Так, при национализации "ПриватБанка" в 2016 году Министерство финансово внесло в финучреждение 155 миллиардов гривен в виде ОВГЗ (на эту сумму также начисляются проценты по этим бумагам, в связи с чем на конец 2019 года общие расходы государства на национализацию "ПриватБанка" составляли почти 200 миллиардов гривен).

Достаточно часто ОВГЗ выпускаются для покрытия бюджетного дефицита. Сегодня это особенно актуально, учитывая, колоссальные проблемы отечественных финансов. Напомним, в апреле Верховная Рада в рамках антикоронавирусных мер внесла в госбюджет 2020 года изменения, которыми, в частности, увеличила бюджетный дефицит более чем втрое – почти до 300 миллиардов гривен.

В 2019 году украинские ОВГЗ пользовались повышенным спросом со стороны так называемых нерезидентов, не в последнюю очередь, из-за высокой доходности бумаг. В нынешнем году, особенно после распространения коронавируса и в предчувствии глобальной рецессии, спрос на ОВГЗ снизился, хотя бегства иностранных инвесторов пока не наблюдается.

Главный фактор – эффективность

По словам аналитика инвестиционной компании "Альпари" Максима Пархоменко, банки сами решают, куда направлять полученные в виде рефинансирования средства, и никаких предписаний на этот счет нет.

"Каждый банк сам определяет свои основные задачи - кредитовать бизнес, выдавать деньги или просто проводить другие операции на рынке", - сказал аналитик в разговоре с "Апострофом".

Он отметил, что принципиальная разница между ОВГЗ и депозитными сертификатами состоит в том, что последние можно быстро отдать Нацбанку и получить по ним деньги: "Таким образом, банки, покупая их, формируют для себя резервы, которые они могут расконсервировать в случае необходимости".

Член совета НБУ Виталий Шапран считает, что деньги, которые госбанки получают в виде рефинансирования, можно направлять как на покупку ОВГЗ, так и на кредитование бизнеса.

"В обоих случаях это принесет пользу, в первом - снизит риски бюджетного дефицита, а во втором - оживит реальный сектор", - сказал Шапран в комментарии изданию.

По словам эксперта Международного центра перспективных исследований Егора Кияна, сейчас правительство работает над запуском программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса, и полученное банками рефинансирование могло бы быть направлено на эти цели.

"Если бизнес-модель банка эффективная, он вкладывает полученные деньги в реальный сектор экономики", - отметил специалист в комментарии "Апострофу".

И, если многие частные банки могут запустить такой механизм, и они вкладывают деньги рефинансирования в кредитные программы, по факту, запуская экономику, то госбанки таким не могут похвастаться: "Оно (рефинансирование) идет на латание дыр, выравнивание каких-нибудь неработающих кредитов, покрытие краткосрочных задолженностей, выплат. Но, если банк вкладывает в неработающие вещи, то потом эти деньги банк не сможет вернуть".

При этом, по словам Кияна, частным банкам рефинансирование достается достаточно тяжело, и они понимают, что для получения средств у них должна быть жизнеспособная бизнес-стратегия.

Что касается госбанков, то в плане достижения максимальной эффективности у некоторых из них есть проблемы.

"Они знают, что деньги они и так и так получат, а потому, зачем особо думать, куда их вложить, зачем усложнять себе жизнь", - подчеркнул Егор Киян.

Отдуваться будет реальный сектор

Но не все так однозначно и с кредитованием банками реального сектора экономики. Банки не очень охотно выдают кредиты бизнесу.

"Кредитные портфели банков неидеальные, и в них есть большая доля проблемных активов. Выдавая новые кредиты, они могут только увеличить риски по ним. В связи с этим банки и не выстраиваются в очередь выдавать всем кредиты. А желания выдавать (кредиты) нет из-за отсутствия должного механизма защиты собственности", - говорит Максим Пархоменко.

Косвенно это подтверждают и в правительстве. Так, по словам министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игоря Петрашко, инициированная президентом Владимиром Зеленским госпрограмма доступного кредитования для бизнеса "5-7-9%" пока так и не заработала на полную мощность, поскольку банки (а среди участников программы почти половина - государственные банки, - "Апостроф") не хотят брать на себя риски по выдаче таких займов. По его словам, за три месяца, на протяжении которых действует эта программа, был выдан 451 кредит на общую сумму 276 миллионов гривен, что крайне мало.

Но есть повод для сдержанного оптимизма.

"Пока госбанки демонстрируют некую пассивность, есть вероятность, учитывая недавнее рефинансирование, предоставленное регулятором 13-ти банкам на 2,7 миллиардов гривен, что экономику придется спасать как всегда реальному сектору и частным финансовым учреждениям", - резюмировал Егор Киян.

Читайте также

Банки вводят лимиты на денежные переводы: у кого из украинцев будут проблемы

Лимиты на денежные переводы, которые вводят украинские банки, ударят в первую очередь, по тем, кто не платит налоги

Пять признаков банка, которому нельзя доверить свои деньги ни при каких обстоятельствах

Завышенная ставка депозита, нарушения требований регулятора, скандалы, сомнительная репутация и убыточность говорят о ненадежности банка

Зачем Нацбанк ограничивает переводы с карты на карту и ударит ли это по волонетрам

Ограничения переводов с карты на карту направлены на борьбу с деятельностью нелегального бизнеса и уклонением от налогов