Новый Высший антикоррупционный суд (ВАС), закон о котором с боями протаскивали в парламенте, рискует остаться неукомплектованным. За три недели заявки на участие в конкурсе подали лишь 14 человек, хотя для запуска суда нужно в три раза больше служителей фемиды. С другой стороны, Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) принимает заявки до 14 сентября включительно. Но ведь еще необходимо набрать общественный совет международных экспертов при ВАС, который поможет с отбором. Почему юристы неохотно записываются в борцы с коррупцией и когда будет суд новой юрисдикции, разбирался "Апостроф".
Времени много, кандидатов мало
Набор в судьи Высшего антикоррупционного суда, который будет рассматривать дела о высокопоставленной коррупции, проходит ни шатко ни валко. Хотя документы принимают с 8 августа, к концу месяца ВККС зарегистрировала лишь тринадцать кандидатур на должность судей ВАС (при 27 вакансиях) и одну (!) – на место в апелляционной палате суда (12 вакансий). А им же еще проходить отбор. Согласно закону о ВАС, суд начнет работу только при условии назначения за результатами конкурса по меньшей мере 35 судей, из которых минимум десять должны быть судьями апелляционной палаты…
В чем же причина этой пассивности? По мнению заместителя главы парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Игоря Попова (Радикальная партия), юристы видят прежде всего слабые стороны антикоррупционной системы, построенной в Украине за последние годы, и не хотят рисковать.
"Доказательная база в антикоррупционных делах часто является неубедительной. Какой юрист согласится работать в этом суде, чтобы оказаться крайним после оправдательных приговоров, которые ему придется выносить, если действовать по закону?" - комментирует "Апострофу" депутат Попов.
Материалы в новосозданный суд будут готовить по-прежнему детективы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и прокуроры Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП). А между этим ведомствами сейчас трения, которые чреваты для борьбы с коррупцией.
"Судьи (потенциальные кандидаты в ВАС, – “Апостроф”) умные: они видят серьезный конфликт между САП и НАБУ, и понимают, что это не может не отразиться на качестве документов", - объясняет "Апострофу" заместитель главы антикоррупционного комитета Виктор Чумак (внефракционный). По его мнению, кандидаты в судьи также принимают во внимание факторы общественного давления и противодействия со стороны противников самого существования ВАС, к которым депутат причисляет даже президента Петра Порошенко.
Кандидат в судьи ВАС Дмитрий Бойчук, управляющий партнер адвокатского бюро "Дмитрий Бойчук", допускает, что противоречия между САП и НАБУ могут сказаться на работе новосозданного суда.
"Однако взвесив все риски я решил попробовать… Иногда очень сложно объяснить не только своим подзащитным, а самому себе нынешние судебные решения, мотивы судей", - аргументирует он "Апострофу".
"Надоел этот бардак в стране - вот и все..." - объясняет свою позицию "Апострофу" другой кандидат в судьи ВАС, адвокат Андрей Грицко. На вопрос, опасается ли он колоссального давления на судей, он ответил следующее: "Я через такое давление в жизни прошел. Не думаю, что будет что-то новое".
Впрочем, до конца срока подачи документов на конкурс остаются две недели. Юрист Центра противодействия коррупции (ЦПК) Анастасия Красносельская, которая наблюдает за набором в ВАС, предлагает запастись терпением. Она ожидает значительно больше кандидатов, ведь многие, по ее мнению, откладывают внесение заявок на последний момент.
"Перед тем, как открыть прием документов, ВККС предложила желающим пройти так называемую регистрацию о намерениях. Зарегистрировались около 750 человек. По опыту конкурса в Верховный суд стоит ожидать, что примерно половина дойдет до конца пути. Плюс мы (ЦПК - "Апостроф") общались с большим количеством региональных судей, многие из которых планируют податься. Для отбора 39 человек в ВАС с лихвой должно хватить", - комментирует она "Апострофу".
Рука с рукой борется
В конкурсе международных экспертов, которые вместе с ВККС будут отбирать антикоррупционных судей, до развязки также еще далеко. Важность этого совета международников из шести человек в том, что он может поставить под сомнение соответствие кандидатов критериям судьи ВАС. На общем собрании ВККС и экспертов кандидатура будет отклонена, если за нее не проголосует минимум три международника. И никакой государственный орган в Украине не сможет обойти их мнение.
Специалистов в Общественный совет международных экспертов делегируют исключительно международные организации, с которыми Украина сотрудничает в сфере противодействия коррупции в соответствии со своими международными договорами (то есть это только межгосударственные, а не международные неправительственные организации). Это могут быть исключительно прокуроры, судьи или следователи с опытом работы за границей.
Министерство иностранных дел сообщило, что в конкурсе смогут участвовать 14 международных организаций, среди которых различные представительства ООН, группа государств против коррупции (GRECO), Интерпол и Европол, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития. Интересно, что отсутствует Международный валютный фонд (МВФ), хотя он был одним из лоббистов создания ВАС в Украине и конкретно структуры международных экспертов. Причина: у Киева нет с МВФ договоров о сотрудничестве в антикоррупционной сфере.
Юрист Красносельская уверяет: все идет по плану. "До середины сентября ВККС, которая назначает членов совета экспертов, ждет от международных организаций кандидатуры... Должно быть минимум 12 фамилий, из которых выберут необходимое количество. Насколько нам известно, все заинтересованные международные организации ведут диалог друг с другом и рассматривают вариант подачи общего списка кандидатов", - утверждает юрист.
А нардеп Попов считает, что международное лобби общественного совета экспертов столкнулось с кадровым дефицитом.
"Адекватные люди не горят желанием идти в этот совет по тем же причинам, что и судьи в сам суд: шаткость антикоррупционной вертикали, колоссальное давление сразу со всех сторон…" - уверяет парламентарий.
Он прогнозирует, что еще до запуска ВАС станет заложником политической воли имеющих на него виды сил.
"Банковая хочет собрать суд под себя, а Запад - под себя. И те, и другие подадут своих кандидатов, а если увидят, что слишком много чужих прошло, начнут "рубить". Последний пример с ГБР (Государственное бюро расследований, - “Апостроф”) показал, что одни выиграли комиссию по отбору кандидатов в бюро, а другие - Трубу (директор ГБР Роман Труба, - "Апостроф"). При многоуровневом принятии решений каждый может лоббировать свои интересы на своем уровне", - комментирует Попов. Он имеет в виду недавний скандал, когда Труба заявил, что отказал конкурсной комиссии в рассмотрении вопроса о назначении 27 человек на руководящие должности в системе ГБР, большинство из которых - назначенцы министра внутренних дел Арсена Авакова.
Анастасия Красносельская уверена: формирование ВАС будет идти своим чередом, и в феврале ВККС передаст в Высший совет правосудия список кандидатов. А связанные с судом административные вопросы, например, выделение помещения и набор аппарата суда, можно решать параллельно с конкурсом по набору судей.
А по прогнозу главы ВККС Сергея Козьякова, Высший антикоррупционный суд будет сформирован в марте следующего года.
"Но без политической воли институты мертвые, а законы, даже самые лучшие, не выполняются. Если суд будет и не заработает - это гораздо хуже, чем если его вообще не создать. Решение - в смене политических команд. От этого нужно оттолкнуться в борьбе с коррупцией", - резюмирует нардеп Виктор Чумак.