RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Как Украине решить проблемы переселенцев: названы главные шаги

В сложном положении оказались как оставшиеся на оккупированных сепаратистами территориях, так и покинувшие зону конфликта люди

В сложном положении оказались как оставшиеся на оккупированных сепаратистами территориях, так и покинувшие зону конфликта люди Жители оккупированных территорий покидают свои дома в поисках лучшей жизни Фото: Владислав Содель

Несмотря на частичное соблюдение режима прекращения огня на востоке Украины, ситуация в регионе остается крайне сложной. Гражданское население, проживающее на оккупированных сепаратистами территориях, практически живет в условиях «рабовладельческого строя» и в связи со сложной процедурой въезда-выезда не может перебраться на контролируемые украинскими властями земли. Многие из тех, кому выехать все-таки удалось, не могут найти работу. По мнению экспертов, ситуацию можно улучшить благодаря построению четкой государственной политики в отношении Донбасса и внутренних переселенцев. Для этого, по их мнению, можно использовать опыт Грузии 2008 года.

Подписанные в феврале договоренности в Минске так и не принесли долгожданного улучшения ситуации на Донбассе. Несмотря на сообщения об отводе обеими сторонами конфликта тяжелых видов вооружений, а также сокращения количества «горячих точек» на востоке Украины, ситуация в регионе остается крайне сложной. В Донецкой области под постоянными обстрелами находятся практически все населенные пункты, подконтрольные украинским военным. Из минометов и крупнокалиберных пулеметов систематически ведется огонь по Широкино, Авдеевке, Пескам, Водяному, Опытному, Веселому и Тоненькому. В Донецке и в районе аэропорта часто фиксируется стрельба. Местные жители не исключают, что в данных случаях речь может идти о внутренних конфликтах среди боевиков. Сообщения о взрывах и стрельбе из автоматического оружия приходят также из Луганской области.

Крайнюю озабоченность таким развитием событий продолжают выражать международные организации. Они неустанно сообщают о критической гуманитарной обстановке в регионе и плачевном состоянии местного гражданского населения. Согласно данным, представленным в последнем отчете Управления по координации гуманитарных вопросов ООН, с начала боевых действий на Донбассе погибло свыше 6 тыс. человек, а около 15,5 тыс. получили ранения. При этом неумолимо растет количество внутренних переселенцев: по состоянию на 23 марта их число составляло уже 1,178 млн.

Примечательно, что большинство внутренне перемещенных лиц переезжают в крупные областные и районные города, а также в регионы, граничащие с Российской Федерацией. В Киеве сейчас находится свыше 83,5 тыс. переселенцев. При этом на западе страны их количество значительно ниже. Такую тенденцию руководитель проектов Гуманитарного штаба Рината Ахметова Дарья Касьянова объяснила желанием переселенцев найти более высокооплачиваемую работу в максимально близких от мест их проживания населенных пунктах. «Большинство выехавших из ныне оккупированных территорий раньше работали на градообразующих предприятиях. У них есть высшее образование, высокая квалификация, многолетний стаж. Вполне логично, что люди, покинувшие промышленные области хотят найти хорошую работу, что, как правило, легче сделать в крупных городах или прилегающих к ним районах»,‒ заявила госпожа Касьянова.

Как сообщил «Апострофу» сопредседатель Комитета по делам вынужденных переселенцев Геннадий Кобзарь, ранее выехавший из оккупированного Донецка, положение внутренне перемещенных лиц является «неоднозначным». «Все зависит от того, кто как устроился. Молодежи в этом плане легче, они адаптируются быстрее. Те, кому удалось найти работу, живут относительно нормально. Безработные, получающие деньги по социальным программам, скорее, просто существуют. Многие из них потеряли цель в жизни. Если говорить о потоке новых переселенцев, то их количество значительно сократилось. Однако это не связано с нежеланием выехать из Донбасса. Это из-за того, что значительно усложнилась процедура пересечения условной границы между оккупированными территориями и остальной частью Украины. Что касается беженцев, выехавших в Россию, то сейчас многие из них возвращаются. Желающих выехать туда значительно поубавилось»,‒ отметил господин Кобзарь.

При этом положение людей, оставшихся на подконтрольных сепаратистам территориях, Геннадий Кобзарь назвал крайне сложным: «Плохо там. Закона нет. Прав тот человек, у которого есть автомат. Работающим людям зарплату платят нерегулярно и в неполных объемах. Все это напоминает принципы рабовладельческого строя, когда людей кормили и одевали ровно настолько, чтобы они могли продолжать работать. Единственная прослойка, которая стабильно получает зарплаты,‒ это бойцы так называемого ополчения самопровозглашенных «ЛНР» и «ДНР». Кроме того, именно они пользуются товарами и продуктами, которые приходят в так называемых российских гуманитарных конвоях. Гражданскому населению мало что оттуда достается».

1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1
1 / 1

По словам главы офиса штаб-квартиры «Международной комиссии по правам человека» в регионе Европы, Великобритании, стран СНГ и Ближнего Востока Константина Золотаревского, пока официальные украинские власти не восстановят контроль над оккупированными пророссийскими сепаратистами территориями, улучшения гуманитарной ситуации на Донбассе ожидать не стоит. «Понимаете, сейчас ситуацию на местах никак не улучшить. Это невозможно. Сепаратисты не идут на контакт, а Донбасс превращается в зону замороженного конфликта»,‒ отметил он. При этом господин Золотаревский подчеркнул, что сейчас необходимо работать над трудоустройством внутренне перемещенных лиц и обеспечением их жильем.

Тем временем Дарья Касьянова считает, что улучшить гуманитарную ситуацию на Донбассе можно посредством упрощения механизма въезда-выезда на оккупированную часть Украины. «Этот вопрос стоит очень остро. Дело даже не столько в контексте переселенцев, столько в оформлении социальных выплат. Для того, чтобы переоформить свою пенсию, например, необходимо выехать из оккупированной части, заполнить документы, потом снова вернуться, чтобы их забрать. На все это необходимы средства, которых у простого населения нет»,‒ подытожила госпожа Касьянова.

Член правления и директор по аналитической работе и внешним связям Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Елена Захарова полагает, что в данной ситуации руководству Украины необходимо ориентироваться на грузинский опыт. «Украина как государство сейчас не имеет четкого плана в отношении оккупированных территорий. Такой вывод можно сделать исходя из действий руководства страны. Украинское общество тем временем считает, что Донбасс следует всячески поддерживать. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного МЦПИ в прошлом месяце. Я считаю, что инициативы, подобные упрощению режима въезда-выезда на оккупированные территории кардинальным образом ситуацию не изменят. Нам нужна четкая государственная политика в отношении этих регионов. Для начала руководство страны должно обеспечить трудоустройство переселенцев, а также дать всем желающим возможность выехать из самопровозглашенных республик. В этом случае в качестве примера можно взять Грузию образца 2008 года. После начала войны в Южной Осетии там появилось очень много беженцев. При этом правительству страны удалось очень быстро отреагировать на ситуацию и уже через довольно короткий промежуток времени обеспечить переселенцев жильем. Поэтому Украине необходимо посылать позитивные сигналы населению Донбасса. Если мы хотим выиграть эту войну, нам нужна поддержка местных жителей. А они хотят одного ‒ мира»,‒ резюмировала госпожа Захарова.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства