В Украине практически и дня не проходит без громких уличных перестрелок. В Киеве, Днепре, Полтаве, Запорожье и других крупных городах страны злоумышленники все чаще и свободнее используют огнестрельное оружие, подвергая опасности жизни случайных прохожих. Почему вся Украина превращается в тир с живыми мишенями и как это остановить, разбирался "Апостроф".
Кто виноват?
Один из последних резонансных случаев уличной стрельбы произошел утром 17 августа в столице на улице Зоологической. Неизвестные в масках напали на мужчину, в руках у которого была сумка с крупной суммой денег. Преступникам удалось скрыться.
За два дня до этого инцидента выстрелы звучали в Деснянском районе Киева, куда на разборки приехал внефракционный нардеп Сергей Мельничук.
Горячо и в Днепре. Не успел город оправиться после кровавой бойни, устроенной на проспекте Гагарина 24 июля, в ходе которой погибли ветераны АТО Алексей Вагнер и Максим Иващук, как в ночь на 17 августа на проспекте Мира неизвестные открыли огонь по прохожим, ранения получили три человека. И в этом случае преступникам удалось скрыться.
По данным Генпрокуратуры, количество преступлений, совершенных в стране с применением огнестрельного оружия, растет впечатляющими темпами. Так, если на начало 2017 года в ГПУ насчитывалось 49 таких дел, то по состоянию на конец июля уже более 3 тысяч, из них 727 разбойных нападений и 786 умышленных убийств.
Эксперты, опрошенные "Апострофом", выделяют три основных причины резкого роста преступлений с применением огнестрельного оружия.
В стране растет количество преступлений с применением огнестрельного оружия. Фото: УНИАН
Первая причина - экономическая. По словам директора Центра исследований правоохранительной деятельности Олега Мартыненко, имущественные конфликты между старой и новой элитами зачастую и приводят к разборкам с применением оружия.
"По сути дела тут речь идет об очередной попытке передела собственности, сфер бизнес-влияния с помощью криминальных поступков", - поясняет "Апострофу" эксперт.
В свою очередь, аналитик Украинского института будущего Денис Монастырский добавляет, что причина значительной части преступлений, связанных с применением оружия, кроется в падении общего уровня жизни населения.
"И неоправданных ожиданий от реформ, которые общество ждало. Социально-экономический фактор в любой стране всегда влияет на повышение уровня преступности", - говорит "Апострофу" Монастырский.
Вторая причина - незаконный оборот большого количества оружия, что стало следствием боевых действий на Донбассе.
"Раньше, в мирное время, тоже была контрабанда оружия, завозилось оно с Запада и из Восточной Европы. Но на сегодняшний день проблем с оружием нет вообще - в стране война. Естественно, проконтролировать такое количество оружия и его передвижение при активной фазе боевых действий практически невозможно", - говорит "Апострофу" бывший старший следователь по особо важным делам ГУ МВД Руслан Сушко.
"Если раньше, 5 лет назад, появлялась информация, что кто-то продает 4 пистолета и 1 автомат, то это считалось очень крупной партией оружия. Сейчас же можно легко купить даже гранатомет, а гранаты вам дадут еще на сдачу, как в магазине. То есть купить оружие в стране вообще не проблема", - говорит "Апострофу" экс-сотрудник СБУ Иван Ступак.
Более того, у людей, которые прошли войну и вернулись на свободную территорию Украины с "сувенирами" из АТО, нет психологического барьера для применения оружия. "Бывший военный гораздо проще психологически относится к использованию оружия, причем к использованию достаточно серьезного вооружения: взрывные устройства, автоматы Калашникова", - отмечает Денис Монастырский.
Третья причина - отсутствие неотвратимости наказания для злоумышленников.
"Полиция не способна реагировать на такие преступления эффективно, хотя бы находить этих людей, задерживать, - сожалеет Олег Мартыненко. - Все эти факторы дают преступникам возможность применять огнестрельное оружие и быть уверенными, что тебя либо не найдут, либо найдут, но адвокат поможет, а если не поможет, то судья найдет массу огрехов в уголовном производстве и закроет дело".
Неспособность полиции эффективно обезвреживать вооруженных преступников эксперты списывают на несовершенную реформу МВД.
Эксперты отмечают, что низка эффективность полиции заключается в несовершенной реформе МВД. Фото: УНИАН
"Не вопрос, что органы нужно было реформировать. Это правда, и реформа была уже перезревшая, но разве реформа заключается в потере квалифицированных кадров, агентуры, наработок, данных? В связи с тем, что противовеса преступности практически нет, ее нечем сдерживать", - констатирует Сушко.
"Следователей осталось недопустимо мизерное количество: около 40% квалифицированных профессионалов, еще 40% малопрофессиональные и 20% - некомплект", - добавляет Мартыненко.
Но даже те кадры, которые остались, по мнению экспертов, или не справляются со своей работой, или делают ее некачественно.
"У следователя просто нет времени заниматься расследованием таких преступлений, - говорит Денис Монастырский. - У него огромная нагрузка, и он в первую очередь расследует очевидное преступление, а если есть применение оружия, где необходимо задействовать оперативную службу, провести массу следственных действий, то дело превращается в сложное и его никто не расследует. Следователь выбирает то, что расследовать легче, когда известен преступник, он сознался, дал показания и дело направляется в суд".
Есть и еще одна причина. "От полиции стали опять требовать раскрываемости, - сообщил "Апострофу" глава Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров. - Поскольку она была очень низкая, и статистику опять стали фальсифицировать".
Что делать?
Эксперты выделяют три основных механизма, которые могут остановить разгул преступности.
Легалайз. По мнению Евгения Захарова, каждый украинец должен иметь возможность самостоятельно защититься от преступников.
"Я думаю, что нужно принять закон о легальном хранении оружия. Если преступник будет знать, что у потенциальной жертвы есть оружие, то поостережется нападать. Об этом говорит мировой опыт. Поэтому я сторонник легализации, хотя понимаю, что я в меньшинстве, и в нашей стране считают, что этого делать нельзя. Но я думаю, что многие просто заблуждаются", - говорит Захаров.
Правда, если действительно легализировать короткостволы, может существенно вырасти доля преступлений на фоне неосторожного обращения с оружием.
Агентурная сеть. Денис Монастырский считает, что полиции необходимо развивать уличную коммуникацию.
"Она начинается с патрульного полицейского, участкового. Например, если полиции мгновенно будет становиться известно, что со двора выехал человек с предметом, похожим на автомат, она в состоянии будет оперативно отреагировать. В случае доверия к полиции, такие сигналы от граждан будут поступать мгновенно", - говорит он.
Также эксперт уверен, что необходимо профинансировать деятельность агентурной сети криминальной полиции.
"Оперативная служба в большинстве регионов развалена. Сеть информаторов, которая была ранее, теперь утеряна. В 2014-2015 годах средства на поддержание сети информаторов криминальной полиции вообще перестали выделяться, а ведь была большая развитая сеть явочных квартир, агентов, которые на зарплате или просто получают вознаграждение за определенную информацию. Сегодня для того, чтобы это восстановить, нужны уже большие деньги", - резюмировал аналитик Украинского института будущего.
Возмездие. Наконец неотвратимость наказания за незаконное применение оружия, по мнению Олега Мартыненко, станет мощным сдерживающим фактором для преступников.
"Показатель эффективно расследованных дел и таких же судебных решений будет сигналом для того, что применять оружие не только нельзя, но за это действительно будет следовать наказание", - подчеркнул эксперт.
Но для этого необходима личная заинтересованность высшего полицейского руководства, в том числе и министра внутренних дел Арсена Авакова, а, по мнению Ивана Ступака, интерес главы МВД прямо противоположный. "Хотелось бы верить, что министр заинтересован, но чем больше уровень преступности, тем больше востребована в обществе его фигура, он показывает, что он борется с преступностью, он нужен, но в то же время у него есть свои личные интересы", - резюмировал экс-сотрудник СБУ.